Артист балета Фокин Михаил Михайлович — биография, деятельность и интересные факты. Михаил Первых: «В Смоленске есть талантливые гимнастки, но нет кадров Жизнь и творчество после революции

Артист балета Фокин Михаил Михайлович — биография, деятельность и интересные факты. Михаил Первых: «В Смоленске есть талантливые гимнастки, но нет кадров Жизнь и творчество после революции
Артист балета Фокин Михаил Михайлович — биография, деятельность и интересные факты. Михаил Первых: «В Смоленске есть талантливые гимнастки, но нет кадров Жизнь и творчество после революции

Невероятно страстная любовь к танцу и скептическое отношение к профессии танцовщика. Первое Михаил Фокин унаследовал от своей матери, бывшей большой поклонницей театра, второе же - от отца, настроенного против балетной карьеры сына. Вряд ли Фокин-старший мог предположить, что его любимый мальчик станет не просто танцовщиком, а значимой фигурой в мировом искусстве, балетным революционером. Обо всем по порядку.

Биография Михаила Фокина

Михаил родился в Санкт-Петербурге в апреле 1880 года. Отец его был купцом, а мать в свое время мечтала о сцене, однако ее карьера в театре не сложилась, всю свою страсть к этому искусству Екатерина Андреевна передала своим детям. Помимо младшего Михаила в семье было еще четверо детей, но мальчик заметно выделялся среди них. Он был весьма миловиден и грациозен, а потому друзья семьи советовали родителям отдать маленького Мишу в Императорскую балетную школу. Разумеется, мать Михаила Фокина - частая гостья храма Мельпомены - восприняла эту идею с воодушевлением. Она представляла, что все время учебы ее сын находился бы на полном пансионе, а затем его ждала головокружительная карьера и пенсия. Однако супруг ее был категорически против, он даже представить не мог, что его «Мимочка» станет попрыгунчиком.

Позднее в своей книге «Против течения» Михаил Фокин вспоминал, что его отца раздражала мысль о том, что его любимый сын будет прыгать, вертеться на одной ноге, да еще и брать за талии танцовщиц, подбрасывать их в воздух.

Балет и тайна

Здоровье стало подводить Фокина старшего. Он быстро стал терять зрение. Прежде веселый, активный и весьма деятельный мужчина был вынужден переложить все дела и заботы на плечи своей семьи. Однако о карьере младшего сына в балете он по-прежнему не мог даже слышать. Танцы отец Михаила Фокина считал «глупым делом», говорил, что его сыну следует выбрать для себя более достойное занятие.

Екатерине Андреевне пришло в голову отвести Мишу на экзамены в балетную школу тайком. Стоит сказать, что экзамены эти грациозный мальчик выдержал просто блестяще! После этого был долгий разговор с отцом, который в итоге сдался и позволил сыну танцевать.

Годы учебы

Здание балетной школы, где обучался Фокин, тянулось по всей длине Театральной улицы. Время, проведенное здесь, Михаил Михайлович всегда вспоминал с особым теплом. Хотя перед поступлением он слышал немало жутких историй о том, что старшие ученики издевались над маленькими воспитанниками, а вновь принятых и вовсе - вывешивали на полотенцах в окна! Ходили слухи о том, что новые ученики были в подчинении у тех, кто учился не первый год. Страхи оказались напрасными - ничего подобного в стенах балетной школы не происходило. Кстати, сам Михаил оказался мастером на разные затеи и проказы, но учителя отзывались о нем самым лучшим образом.

Фокин попал в класс представителя весьма известной балетной династии - Николая Легата. А его учителями были выдающиеся танцовщики того времени - Платон Карсавин и Павел Гердт.

Стоит отметить, что это балетное училище культурной столицы особое внимание уделяло технике исполнения. Поэтому ученики часами скрупулезно отрабатывали каждое движение. В этой среде и прошло становление артиста балета Михаила Фокина. Он сумел проникнуться духом классической балетной школы, видел изнутри все ее недостатки и достоинства.

Работа в труппе

Стоит сказать, что на большую сцену танцовщик вышел еще в школьные годы. Сразу после окончания школы Михаил вступил в труппу. Здесь его мечты и надежды столкнулись с суровой действительностью. Несмотря на безупречно отработанную технику, время, уделяемое работе, артисту не удалось перенести свои танцы из классов на сцену. Дело в том, что Михаил Михайлович нуждался в связях и покровительстве. Позднее он напишет:

Тогда я считал это не только несправедливостью, но и большим несчастьем, и очень огорчался. Впоследствии я понял, что ошибался, что отсутствие каких-либо покровителей в течение всей моей деятельности оказало мне самую большую услугу. Зная, что ни на кого, кроме как на самого себя, я не могу рассчитывать, я напрягал все свои силы и способности. Я пришел к убеждению, что фаворитизм приносит самый большой вред в искусстве именно фаворитам. Все от них принимается с восторгом и заранее превозносится. Поэтому они часто не дают того, что могли бы дать при нормальных условиях.

Артист балета был задействован в самых разных постановках: он был солистом в «Спящей красавице», «Корсаре», «Пробуждении Флоры». Но танец не давал Михаилу ощущения полноты жизни. Фокин мечтал быть постановщиком. Он наблюдал за работой Иванова и Петипа, при этом у него появился свой взгляд на классический балет - Михаил размышлял над тем, как танец можно модернизировать.

Итогом стали мысли о смене сферы деятельности. Фокин думал, что уйдет из балета и займется живописью. К счастью для всех поклонников балета, этого не случилось - в 1902 году Михаилу предложили поработать учителем в женском балетном классе. Разумеется, это предложение помогло молодому человеку оставить мечты о новом занятии.

Энтузиазм и эксперименты

Первое время дирекция театров не позволяла Фокину раскрыть свой потенциал. Дебютом балетмейстера Михаила Фокина можно назвать постановку 1905 года «Ацис и Галатея». За ней последовал школьный спектакль «Сон в летнюю ночь». Этот спектакль, кстати, критики «Мира искусства» встретили с одобрением. Однако первые заметные работы появились в 1907-1908 годах. Михаил Михайлович поставил «Шопениану», «Египетские ночи», «Умирающего лебедя».

Современники Фокина вспоминали - этот хореограф весьма враждебно относился к балетным традициям и канонам, а потому он не находил поддержки у большей части труппы. Вокруг Михаила объединилась лишь незначительная часть, состоящая в основном из молодежи. Правда и молодых танцовщиков шокировала нетерпимость балетмейстера, но нельзя было не плениться его энтузиазмом и пылкостью. Хореографы современные утверждают, что именно Михаил Фокин дал большую свободу мужскому танцу, значительно раскрепостил его.

Кроме того, Фокин ушел от рутинного построения номеров в балетных постановках, от привычного костюма. Отказался он и от стереотипной жестикуляции. Первым Михаил Михайлович попробовал создавать постановки на небалетную музыку. К тому же техника для этого выдающегося хореографа была не целью, а только средством выражения творческой идеи.

Балерина Тамара Карсавина в своих мемуарах писала о невероятной эмоциональности балетмейстера:

Мы, его последователи, были преданы ему из-за его искренней увлеченности своим делом и требовательности к окружающим, хотя он был чрезмерно раздражительным и порой терял над собой контроль. Сначала это нас выводило из равновесия, но со временем мы привыкли к тому, как он швырял стулья, уходил посредине репетиции или вдруг разражался страстными речами. Во время сценических репетиций он усаживался в партере, чтобы оценить эффект своей постановки. Его голос, охрипший от крика, обрушивался на нас словно пулеметная очередь через головы оркестрантов: "Отвратительное исполнение. Небрежно, неряшливо. Я не допущу такого наплевательского отношения!"

«Русские сезоны» Фокина

Крутым поворотом в жизни хореографа стало знакомство с Сергеем Дягилевым. Этот антрепренер в 1909 году предложил Михаилу Михайловичу создавать постановки для гастролей в столице Франции. На протяжении целых трех лет Фокин был единственным хореографом «Русских сезонов».

Балетмейстерская деятельность Михаила Фокина в Париже оказалась крайне успешной. Зрители рукоплескали спектаклям «Карнавал», «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шахерезада», «Призрак розы». Вершиной творчества того периода стала постановка «Петрушка» на музыку русского композитора Игоря Стравинского. Это был настоящий триумф! Спектакли, ранее поставленные Фокиным на сцене Мариинского театра, принесли популярность не только ему, но и Вацлаву Нижинскому, Тамаре Карсавиной, Анне Павловой.

Разрыв

Отношения между Дягилевым и Фокиным со временем становились все более напряженными. Для Михаила Михайловича стало настоящим ударом известие о том, что Вацлаву Нижинскому втайне была доверена постановка балета «Послеполуденный отдых фавна». Еще одной причиной стала чрезмерная импульсивность балетмейстера. Именно из-за нее Дягилев отомстил Фокину: во время спектакля «Дафнис и Хлоя» Сергей Павлович велел поднять занавес на полчаса раньше. То есть, зрители заняли свои места только к середине спектакля.

Разрыв был неизбежен. Конечно, спустя два года Михаил вернулся в «Русские сезоны», но сезон 1914 года стал последним в его сотрудничестве с Дягилевым.

Жизнь и творчество после революции

После Октябрьской революции Фокин понял, что он больше не может работать в Мариинском театре. А потому в 1918 году, когда хореографу было уже 38 лет, он уехал на гастроли в Стокгольм. После этого Михаил Фокин ни разу не появился в России.

Почти сразу балетмейстера пригласили в США. В Нью-Йорке в 1921 году Михаил открыл первую в стране балетную школу. Тогда балет здесь только зарождался, поэтому спектакли Фокин ставил для любителей. В это же время в Фокине нуждались в России: на родине балетного революционера надеялись, что он возглавит Мариинку. Впрочем, американским хореографом он так и не стал. Реформатор балета Михаил Фокин до самой смерти жил своими прежними идеями, в то время как все, происходящее вокруг, было ему чуждо. Умер балетмейстер в августе 1942 года, ему было 62 года.

Гимнастки из России, Украины и Турции, представляющие младшую возрастную группу, завершили предсезонный сбор в Смоленске под руководством главного хореографа сборной России Михаила Первых и чемпионки Европы по художественной гимнастике в составе сборной Украины - Натальи Годунко. В эксклюзивном интервью РИА Новости многолетний лидер украинской команды рассказала о начале своей тренерской карьере, об условиях в которых тренируется сборная Украины и том, почему молодые гимнастки по ее мнению никогда не достигнут уровня своих именитых предшественниц.

Как спортсменка из сборной Украины получила приглашение от тренера сборной России принять участие в сборах юных гимнасток?

Как развивается ваша тренерская карьера - у вас есть собственная академия, как у Светланы Хоркиной или вы работаете только со сборной Украины?

Я помогаю национальной сборной Украины, потому что не могу без них. Им нужна моя помощь, и они нужны мне. В Киеве у меня есть студия, где я занимаюсь с девочками, но не профессионально, а как я говорю "для красивых невест". Я считаю, что девочка должна заниматься художественной гимнастикой - это безумно красивый вид спорта, но не все могут подняться на высокий уровень. Довольно часто я разъезжаю по странам СНГ с мастер-классами, где набираюсь тренерского опыта и делюсь своими знаниями и умениями.

- Украинская сборная не ревнует, что сегодня вы помогаете фактически ближайшему резерву сборной России?

Будем надеется, что нет. Душой я остаюсь со своей Украиной - со своими тренерами, который помогли мне состояться как спортсменке. Теперь я учусь у них быть настоящим тренером.

- Чему вы учили юных спортсменок в ходе тренировочного сбора в Смоленске?

Я очень много могу показать, но, к сожалению, дети пока не могут этого повторить и мы начинали с самого элементарного - с грамматики предмета - как его нужно держать и делать какие-то обволакивания. Мы пытались все это разобрать, сделать минимальные упражнения с предметом, чтобы спортсменки хотя бы это прочувствовали. К сожалению, многие дети не умеют думать, смотреть за теми у кого получается и повторять их действия. Очень много ленивых детей, но в то же время очень много детей, которые хотят повышать свое мастерство и им это нравится.

Украинские власти трепетно относятся к художественной гимнастике? На каком месте находится этот вид спорта в вашей стране?

Я могу сказать честно, что в Украине на первом месте стоит футбол. Все остальное это уже остальное, поэтому я ничего не могу сказать о трепетном отношении к гимнастике. У нас очень плохие условия в Киеве - там, где выступала я и где сейчас тренируется сборная Украины. Когда Михаил Первых узнал в каких условиях мы работаем на сборах, у него глаза на лоб полезли. Он думал, что в Киеве существует база как у сборной России, но у нас условия очень далеки от сборной России. Если бы у нас были такие условия, начиняя с медицины, зала и заканчивая восстановлением, я бы еще выступала лет до 50, но у нас ничего этого нет. Поэтому сборной России очень повезло.

Поколение детей, не только в России и Украине, но и во всем мире стало очень тяжелым. Дети стали ленивыми, они сидят в интернете и ничего не хотят делать. Большой спорт им не нужен. Поэтому не просто приходится тренерам. Приходится прятать тренерское "я" и пытаться найти подход к таким детям. Спортсменок, представлявших мое поколение, сложно повторить по уровню работоспособности. У нас было совершенно другое воспитание и другие ценности. Поэтому сегодня приходится "лепить" звезд из того материала, что имеем.

- То есть на основе только советской школы художественной гимнастики уже нельзя добиться больших высот?

Это просто невозможно. Художественная гимнастика развивается очень быстро и если работать по методикам даже 10-летней давности, то ничего не получиться. Нужно постоянно искать новые подходы, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировой арене.

- Участвуете ли вы в подготовке сборной Украины к Олимпиаде в Лондоне?

Для начала нужно пройти чемпионат мира и туда попасть. От выступления на чемпионате мира будет очень многое зависеть, в том числе и моя роль в сборной Украины. Я всегда готова помочь своей родной команде.

30 июня в Смоленске завершились всероссийские сборы по художественной гимнастике. Идейным вдохновителем мероприятия стал Михаил Первых, тренер-хореограф таких прославленных спортсменок как Алина Кабаева и Ирина Чащина. Впечатлениями от прошедших сборов он поделился с корреспондентом «РП-Спорт».

- Михаил Геннадьевич, почему местом проведения мероприятия был выбран именно Смоленск?
- Это уже вторые сборы, которые проводим в вашем городе, первые организовали на зимних каникулах. Сейчас в Смоленск съехались более 40 юных спортсменок со всей России и стран ближнего зарубежья. Город расположен в средней полосе, и нежаркая погода как нельзя лучше подходит для тренировок. Здание спортивного комплекса «Новое поколение» отлично приспособлено к проведению сборов: потолки высокие, помещения просторные. По моей просьбе даже установили металлические поручни для занятий хореографией.
-Какие цели ставились перед проведением сборов?
- К сожалению, тренеров-хореографов, работающих в области художественной гимнастики, в настоящее время в России не хватает. Поэтому старались научить самых маленьких спортсменок азам предметной подготовки, а взрослых гимнасток - более сложным вещам. Также дети повышали уровень танцевальной подготовки, совершенствовали пластику и гибкость. В соответствии с возрастными группами спортсменок проводились отдельные тренировки различных уровней сложности.
- Как показали себя смоленские гимнастки?
- В вашем городе есть талантливые дети. Я знаю, что недавно в Смоленске была организована федерация художественной гимнастики. Ее президент Андрей Федоров подхватил мою идею проведения подобных сборов с тем, чтобы этот вид спорта активно развивался. Приятно отметить, что в Смоленске по достоинству оценивают необходимость художественной гимнастики. У мальчиков большой выбор: от игровых видов спорта до секций по единоборствам. Девушкам же грацию, растяжку и красоту даст именно гимнастика.
- Чего не хватает смоленской спортивной гимнастике?
- Специалистов. Притом что в Смоленске есть отличная спортивная академия. В ней готовят хороших специалистов по разным видам спорта, но, к сожалению, художественной гимнастики это не касается. Она находится в Смоленске в зачаточном состоянии и не идет ни в какое сравнение не только со столичным уровнем, но и с другими провинциальными городами. От части восполнить этот пробел и призваны такие мероприятия, как это.
- Примет ли в ближайшем будущем Смоленск участников всероссийских сборов?
- В конце лета в вашем городе будут проходить более масштабные сборы. Ожидается, что в Смоленск съедутся более 100 спортсменок со всей России и из-за границы. Сборы будут проходить в два этапа: с 1 по 11 и с 14 по 24 августа. Тренироваться гимнастки будут не только в спортивном комплексе «Новое поколение», но и в СОК «Смена».
- Бытует мнение, то художественная гимнастика - субъективный вид спорта. Вы согласны с этим?
- К сожалению, да. Как и в фигурном катании, оценки за выступления в художественной гимнастике во многом зависит от судей. Девиз Олимпийских игр, как и каждого отдельного вида спорта: «Быстрее, выше, сильнее». Поэтому в идеале должно быть по-другому: если спортсменка безупречно выполнила все элементы и показала отличную пластику и танцевальные навыки, ей нужно давать первое место. И хотя существую правила, которые стараются свести субъективное мнение к минимуму, это не всегда удается делать.
- Как изменилась художественная гимнастика за последние годы? Какие тенденции в развитии этого вида спорта наметились?
- Как и другие виды спорта, художественная гимнастика с каждым олимпийским циклом поднимается на все более высокую ступень. Все чаще в выступлениях гимнасток пытаются задействовать не один, а два предмета, рассматриваются предложения создания спортивных дуэтов. В последнее время более строго оценивают артистизм участниц соревнований.
- Вы являетесь хореографом сборной России по художественной гимнастике. Оцените наши шансы на победу в Олимпиаде, которая пройдет в 2012 году в Лондоне. Кто наши главные конкуренты?
- Если в спортивной гимнастике самые главные наши конкуренты - китайцы, то в художественной мы неизменно остаемся лидерами. Доказательство тому - результаты недавнего чемпионата Европы, который прошел в Минске: российские спортсменки заняли первые места как в групповом, так и в личном зачете. Лидеры нашей сборной - Дарья Кондакова и Евгения Канаева - завоевали по золотой медали. В сентябре пройдет Чемпионат мира, который будет отбором на Олимпиаду.
Считаю, что Россия в художественной гимнастике является «законодателем моды». И, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны Украины, Белоруссии, Израиля, Италии и ряда других стран, проблем в Лондоне в следующем году у нашей сборной возникнуть не должно.