Формула 1 в чем заключается. Основные термины королевских гонок

Формула 1 в чем заключается. Основные термины королевских гонок

«Формула-1» - это не только и даже не столько зрелищные гонки на болидах. Это целый комплекс факторов, объектов и технических норм, многие из которых носят специфические названия. Без хотя бы поверхностного знания определенных терминов и фактов просмотр гонки станет для вас мучением. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с основными.

А теперь о терминах. Начнем с распорядка состязания.

Гран-при

Каждый Гран-при длится 3 дня и состоит из нескольких этапов:

  • свободная практика - подготовительные заезды, с помощью которых пилоты и команды обкатывают трассу, выбирают стратегию борьбы;
  • квалификация - заезды, которые определяют место каждого из участников на старте гонки (поул-позиция - так называют место победителя квалификации);
  • гонка - собственно само состязание, по традиции всегда проходит в воскресенье.

Трасса

Иногда не так легко понять, что имеется в виду.

  • Боксы - помещение рядом с трассой, где механики работают с болидом во время тренировок и соревнований.
  • Пит-стоп - заезд и остановка пилота для мелкого ремонта или смены резины.
  • Пит-лейн - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам, по нему нельзя ехать быстрее определенной скорости (предел - 100 км/ч).
  • Пит-волл - командный мостик, откуда руководство команд, менеджеры и инженеры наблюдают за гонкой.
  • Паддок - огороженная территория рядом с трассой, где располагаются команды и их обеспечение. Зрителей сюда не пускают.
  • Моторхоум - помещения команд, чаще всего бывают передвижные. На сочинском автодроме это стационарные здания.

Персонал

Стюардами на «Формуле-1» называют не официантов, а контролирующих безопасность сотрудников, которые выносят решения о наказаниях и штрафах.

Не всегда за руль болида садятся боевые гонщики, есть и скромные тест-пилоты , которые испытывают машину накануне состязаний.

Существует также забавная с первого взгляда категория механиков, которых называют "человек с леденцом" (англ. - lollipop-man). Однако именно такие люди являются главными в ходе пит-стопа. Они контролируют работу команды во время остановки гонщика на пит-лейн, держа в руках длинную палку со специальным круглым знаком. Без разрешения «человека с леденцом» пилот на трассу после пит-стопа не поедет .

Пейс-карами называют машины безопасности, которые проверяют, все ли в порядке на трассе перед гонкой, а также предупреждают пилотов о приостановке состязания в экстренных случаях.

О болиде

Самая важная для пилота часть - кокпит - та часть корпуса, где и сидит гонщик. Она должна защитить человека в случае аварии.

Рулевое колесо - руль болида, который снабжен всеми необходимыми кнопками управления, в том числе связи с боксами.

Телеметрия - это целый комплекс данных, который болид посылает команде прямо во время гонки, так специалисты получают полное представление о состоянии автомобиля и движениях гонщика.

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, пятничные по 1.5 часа, субботняя длиной в 1 час. Как правило, две сессии проводятся в пятницу, одна - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя, также как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы-1».

Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче - 15 минут. Третья - самая короткая - 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.

  1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 5 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 16-го по 20-е.
  2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 15 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 5 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 15-е.
  3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшее время прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.

Эта процедура применима в случае участия 20-ти машин, если участвуют 22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть участников. Если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников.

В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатам первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед выездом на свою первую попытку. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины. После окончания сессии ФИА объявляет о результатах контрольного взвешивания машин, и таким образом команды и зрители могут судить о том, какое количество топлива на борту у соперников.

В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без их учёта.

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации. На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг, во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в боевом режиме.
  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может многократно увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида, либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т.п.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе. На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики одновременно заправляют машину, меняют резину и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 10 секунд.
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью пилотов, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг. Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см. например инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции, и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.
  • Система начисления очков

    Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд - за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

    За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Если гонка была остановлено по каким либо причинам и гонщики проехали больше 50% дистанции начисляются половинные очки, если пилотами было пройдено более 75% всей дистанции, гонка считается оконченной и начисляются полные очки.

      Система начисления очков такова:
    • 1 место — 10 очков
    • 2 место — 8 очков
    • 3 место — 6 очков
    • 4 место — 5 очков
    • 5 место — 4 очков
    • 6 место — 3 очков
    • 7 место; — 2 очков
    • 8 место — 1 очков

    В случае равенства очков, победа в общем зачете начисляется гонщику/команде с большим количеством побед.

Удивительно для Формулы 1, но зимой не требовалось мучительно выдумывать «что-то новое» и нагнетать страсти, дабы поддержать зрительский интерес к чемпионату мира. Всё произошло как-то само собой, причем изменения не выглядят надуманными и потому особенно приятны. Я ждал старта нового сезона с непривычным нетерпением, даже встал в воскресенье в семь утра, чтобы посмотреть Гран-при Австралии. Пока еще Гран-при, не Супербоул.

Планов громадьё

Часть изменений пришла по линии американской корпорации Liberty Media, купившей большой пакет акций Формулы 1 и ставшей главным совладельцем «большого цирка». Берни Экклстоун, который управлял чемпионатом сорок лет, фактически отправлен в отставку. Он скептически отнесся к предложенной ему должности почетного президента: «Я не понимаю смысла этого словосочетания. Чем я буду заниматься на этом посту?». Берни однозначно дал понять, что сдает дела, и на стартовый ­ не поехал. Свою часть акций, кстати, ­продал - это входило в условия сделки.

Так что центральными ньюсмейкерами по части всяких правил и регламентов на какой-то период станут исполнительный директор Чейз Кэри, коммерческий директор Шон Братчес (экс-президент Disney) и спортивный директор Росс Браун. Первые двое - специалисты по управлению в индустрии развлечений. А Брауна мы знаем прекрасно - выдающийся конструктор строил чемпионские машины Benetton, Brown. Теперь он отвечает за взаимодействие с командами.

Американцы перво‑наперво объяснили, что они хотят из Формулы 1 убрать, а что - добавить. Всю зиму говорили об этом. Мол, первая и архиважная задача - сделать гоночный процесс понятным, то есть упростить правила. В числе моментов, которые признаны наиболее запутанными, - шинный регламент, гибридные моторы с кучей вспомогательных блоков рекуперации, система наказаний за замену агрегатов (лишение пятидесяти позиций на старте при двадцати участниках не укладывается в голове даже у Росса Брауна), штрафы за борьбу на трассе и голубые флаги. Насчет флагов - американцы считают, что это было актуально когда-то давно, а сегодня отставшие на круг не обязаны панически расступаться перед лидерами.

При этом Формулу 1 следует сделать более открытой для народа. Для «типичных американцев» - классические гонки NASCAR, где переход с карбюраторов на систему впрыска состоялся пять лет назад. Если зрители мечтают попасть в паддок, поболтать с гонщиками, потрогать капот, пусть их мечта сбудется.

Тут даже Экклстоун не выдержал: «Американский подход… Обычно люди особенно хотят оказаться в том ресторане, куда трудно попасть! Поэтому мы строго подходили к вопросу допуска в паддок. Сделать из элитного ресторана закусочную, где каждый может перехватить гамбургер? Не знаю, насколько это полезно и станет ли вкуснее».

Чейз Кэри видит будущую Формулу‑1 примерно так: «Гран-при должен стать своего рода Супербоулом (финальная игра в американском футболе, де-факто национальный праздник в США. - Прим. авт. ) - 21 Супербоул в году. Каждый этап длится неделю, в течение которой по всему городу проходят концерты, парады, фестивали и прочее».

Американцы намерены привлекать молодежную аудиторию. (Позиция Берни была такова: «Зачем нам молодежь? У нее нет денег на покупку товаров и услуг, рекламируемых в Формуле 1».) Для этого следует развивать присутствие F1 в соцсетях и наладить просмотр гонок с телефона. Нужно больше команд и больше пилотов.

Почти все, кто давно в Формуле‑1, хоть раз да назвал новое руководство «людьми из другого мира». Сдается, американцы просто не до конца поняли, что именно они купили. Слышали, но не уяснили, что в Формуле 1 почти любое решение требует согласования по меньшей мере с четырьмя сторонами (FOM, FIA, «коллектив» команд и «клуб» мотористов). При этом у одной из команд с 1980 года есть узаконенное право вето на любое изменение правил.

Поэтому, как ни крути, благие намерения Кэри и Братчеса неминуемо упрутся в традиционную несговорчивость заинтересованных лиц. И невозможно предсказать, как быстро реализуется хотя бы часть их планов. А вот , принятые еще два года назад, успешно реализованы.

Красота и скорость

Вкратце напомним основное: сами , их шины и задние антикрылья ощутимо прибавили в ширине. Ожидалось, что машины станут красивее (благодаря более правильным пропорциям) и быстрее вследствие увеличения прижимной силы и улучшения сцепных свойств шин.

Насчет красоты спорить можно бесконечно. Одним нравится, другим нет. С моей точки зрения, внешность автомобилей как была, так и осталась спорной. Всякие «антенны», «вешалки» и «плавники», изобретенные для оптимизации аэродинамики, красоты не добавили. А обусловленный требованиями безопасности горб на носовом обтекателе у некоторых машин просто ­безобразен.

К скорости, если честно, никаких претензий не было и раньше. У вас были? Мотористы Мерседеса признали, что совокупная мощность в прошлом году перевалила за 900 л.с. То есть разгон 900‑сильных 750‑килограммовых формул до 300 км/ч за 10–12 секунд - это как бы медленновато?

Предыдущие лет десять-двадцать основные претензии сводились к в большинстве гонок и слишком большой разнице в скорости между машинами богатых и бедных команд. Эти проблемы новый техрегламент никак не мог решить. Зато породил другие, и об этом довольно жестко высказался Джанпаоло Даллара, чья фирма выпускает различные гоночные шасси почти сорок лет. «Как инженер я не понимаю - зачем они так уперлись в повышение прижимной силы? Технически это означает, что обгонять будет практически невозможно, поскольку никто не сможет вплотную преследовать едущую впереди машину». Если нужно больше борьбы и обгонов, следовало сделать строго наоборот, поясняет итальянец.

В этом тезисе он, впрочем, абстрагируется от наличия системы DRS. Теоретически эффект от ее применения должен возрасти. «Заднее крыло теперь генерирует больше прижимной силы, у него выше лобовое сопротивление, - объясняет пилот Кевин Магнуссен. - Когда вы открываете DRS, разница в скорости по сравнению с машиной, которая едет впереди, отныне будет больше».

Это прекрасно, но дело идет к тому, что обгоны могут происходить только на некоторых прямых участках, в оговоренных и обозначенных зонах, где разрешено применять DRS. Американцам такое и не снилось.

КОНЬ НА ПЕРЕПРАВЕ


Одна из главных весенних тем Формулы‑1: сможет ли McLaren, входящий в число топ-команд, избавиться от неудачных моторов Honda прямо в ходе сезона? Третий год - одни мучения и никаких результатов, несмотря на заверения японских инженеров, что вот-вот начнется бешеный прогресс.

По слухам, McLaren задумал многоходовую комбинацию и ведет переговоры. Примерный план таков: британская команда получает двигатели Mercedes, а хондовские забирает Sauber. Выгода для Заубера: при наличии завода-партнера не надо оплачивать покупку моторов на стороне. Mercedes получит еще одного клиента и денег заработает больше. Honda при этом остается в Формуле‑1, но ее перестают склонять на все лады в контексте технической отсталости. ­Выгода для Макларена тоже ясна.

Не совсем понятно только, согласуется ли такой изящный план c правилами, предписывающими, в частности, проводить предсезонные краш-тесты (восемнадцать штук!). И оговорена ли в них вообще возможность подобных обменов.

Проблема явного лидера

Редчайший для гоночного мира случай: новый сезон стартует без действующего чемпиона. На память, конечно, приходит Ален Прост. Но он выиграл свой четвертый титул в 38 лет - для гонщиков Формулы‑1 это запредельный возраст. Уход Нико Росберга, как многим кажется до сих пор, недостаточно обоснован (сбылась мечта детства). И потому сильно поразил всех.

Как бы там ни было, в чемпионской команде образовалась волшебная вакансия - и повлекла за собой целую серию перестановок. Было над чем погадать. Включая телевизор, я не ожидал от нового напарника Льюиса Хэмилтона великого подвига, и . Но сама гонка - нет. Откровенно говоря, она была просто скучной. Я очень надеюсь, что новое американское руководство тоже это ощутило. А также то, что система DRS интриги не добавляла.

Победа Себастьяна Феттеля и лучший круг Кими Райкконена не должны вызывать эйфории: по одной-двум гонкам нельзя судить о спортивной форме Ferrari. Несколько смутило, что Льюис, оказавшись по ходу заезда на втором месте, вроде как даже и не пытался догонять лидера. Настолько не пытался, что шедший третьим Боттас приблизился почти вплотную, хотя его сзади никто не подпирал.

Подозрения в каком-то подвохе могут возникнуть только у тех, кто помнит, что в конце зимы команды поднимали тему легитимности шасси болидов команд Mercedes и Red Bull. Правила запрещают применять решения, позволяющие в ходе движения корректировать дорожный просвет и как-то влиять на него. А эти две команды как раз так и поступили, найдя «серые зоны» - некоторую недосказанность - в регламентирующих документах. Группа команд во главе с Ferrari отправляла запросы в FIA, но ничего не добилась. За месяц до старта представители Ferrari сообщали, что склонны подать протест в апелляционный суд после гонки в Мельбурне. Думаем дальше: проиграв гонку, Mercedes сделал бы такой протест лишенным серьезных оснований - дескать, все же видели, что шасси никаких преимуществ не дает. И проиграл. Случайно или намеренно? Да кто же разберет!

Иными словами, у Мерседеса по-прежнему, возможно, самый мощный мотор (все команды темнят и разглашают лишь примерные данные) и превосходное шасси. Но если Ferrari может что-то противопоставить и реально будет биться за титул, все будут только рады. Чемпионаты «одного явного лидера» давно всем наскучили.

Пока непонятно, как относится к этому новое американское руководство. В их любимом чемпионате NASCAR (где 36 Супербо­улов в году) некто Джимми Джонсон выиграл пять титулов подряд (2006–2010), а позже еще парочку. И я не слышал, чтобы американцы сильно об этом переживали. Может, это с нами что-то не так и действительно пришло время изменить систему ценностей?

Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются ведущими . Пилот располагается в тесном кокпите в передней части болида и управляет им с помощью руля , педалей тормоза и газа.

Ширина автомобиля в целом не может превышать 200 см.

Максимальная высота шасси - 525мм.

Минимальный вес болида (с гонщиком) - 702 кг .

Формула-1 не является самой быстрой автогоночной серией с точки зрения максимальной скорости: она составляет 363 км/ч. Основное же достоинство Формулы-1 - исключительно эффективные ускорение, аэродинамика и тормозная система, в совокупности позволяющие болидам проходить повороты на высокой скорости и именно за счёт этого достигать рекордного времени прохождения кольцевых трасс.

В период с 2006 по 2014 годы использовались атмосферные двигатели V8, объёмом 2,4 литра.

Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006-м году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3.0 литров с ограничением оборотов и диаметра воздухозаборника .

Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздушно-бензиновой смеси. Впуск и выпуск изменяемой геометрии также запрещены. Каждый цилиндр может иметь только одну форсунку для впрыска топлива и только одну свечу зажигания. Также двигатель ограничен до 18 000 оборотов в минуту.

Безопасность

В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности крэш-тестов . Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели Айртона Сенны в 1994 году , приведя к такому прогрессу в данном аспекте, что в современной Формуле-1 гонщик, как правило, не получает серьёзных повреждений даже при лобовом столкновении на довольно высокой скорости.

Для предохранения пилота при ударах сзади и переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности . Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

C 2016 года используются миниатюрные скоростные видеокамеры, фиксирующие движения головы пилота в случае аварии. Записи с камер будут анализироваться FIA, что поможет при разработке новых систем защиты .

Электроника

Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой , помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.

Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта или телеметрия с обратной связью). В последнее время наблюдается тенденция к снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной. В сезоне 2008 была запрещена антипробуксовочная система , что вызвало трудности у пилотов в прохождении поворотов и болидом стало управлять труднее.

С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя, однако инженеры команды посредством радиопереговоров могут подсказать пилоту в какое положение следует установить переключатели на руле.

Шины

Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и . В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.

Основные составляющие шин - резина , нейлон и полиэстер . Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода , серы и нефти . Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.

Используются 3 вида шин: слики для сухой трассы, микст («промежуточная резина») для слегка влажной и дождевая для мокрой. Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. Псевдослики представляют собой шины с 4 канавками, параллельными колесу. Они были введены вместо сликов в Формуле-1 в году в целях снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой.

В 2005 году правила ужесточили требования к износостойкости; это было достигнуто путём ограничения одного комплекта шин на один гоночный уик-енд. В 2006 году это правило было отменено. В 2007 году в связи с тем, что компания Bridgestone стала единственным поставщиком шин, установлены новые правила: теперь команда получает два типа резины на гран-при, четыре комплекта на одного гонщика в пятницу и десять на остаток гран-при. Каждый пилот должен использовать оба типа резины во время гонки (если хотя бы 1 круг гонщик проезжает на дождевом или промежуточном комплекте резины все ограничения снимаются). Мягкий тип резины отмечен зелёной полосой.

С 2009 года сделали переход с псевдосликов на слики.

С 2011 года шины поставляет компания Pirelli . В 2011 году Pirelli использовала следующую маркировку составов :
Темно-серый - жесткие
Серебристый - средние
Жёлтый - мягкие
Красный - супермягкие
Синий - промежуточные
Оранжевый - дождевые
В 2012 году производитель заменил цвета, обозначающие промежуточную резину, на зелёный, дождевую - на синий. С 2013 года - жесткие шины обозначаются оранжевым цветом .
В 2016 году введён новый тип сликов - ультрамягкий, маркируемый фиолетовым цветом .
В 2017 году произошло увеличение ширины шин с 245мм до 305мм передних, а так же с 325мм до 405мм задних. Расцветка и состав резины на сезон 2017 года следующие:
Фиолетовый - ultrasoft (ультрамягкие)
Красный - supersoft (супермягкие)
Жёлтый - soft (мягкие)
Серый - medium (средние)
Оранжевый - hard (твердые)
Зеленый - intermediate (промежуточные)
Синий - wet (дождевые).

ERS

Расшифровывается, как «система рекуперации энергии» (Energy Recovery Systems). Состоит из подсистем рекуперации кинетической и тепловой энергии. Энергия, запасаемая на торможениях, может быть вторично использована мотор-генератором MGU-K. Вторая система аккумулирует энергию выхлопных газов, которые используются в турбине при помощи тепловых генераторов MGU-H. На протяжении 33 секунд на круге система ERS позволит высвободить дополнительную суммарную мощность в 163 л.с.

DRS

Регулируемое заднее антикрыло - деталь автомобиля Формулы-1 с 2011 года, позволяющая путём изменения угла атаки плоскости заднего антикрыла уменьшать действующую на болид прижимную силу и тем самым увеличивать скорость на прямых.

На использование DRS налагается ряд ограничений. Так, активировать DRS в гонке разрешается только на заранее определенной FIA части трассы (DRS Zone) и только в случае, если время между ведущим и догоняющим болидами в момент прохождения контрольной точки (DRS Detect Point), расположенной на некотором расстоянии до зоны DRS, менее 1 секунды.

На различных трассах могут быть одна зона DRS, как например в Монако - это стартовая прямая или две зоны DRS с одной точкой детекции (например Hungaroring, Венгрия) и двумя точками детекции (например Marina Bay Street Circuit, Сингапур).

Разрешение на использование DRS отдает дирекция гонки и может запретить её использование в случае ухудшения условий заезда (дождь, сильный боковой ветер).

DRS становится активным при следующих услових:
- с момента старта гонки болиды проехали два полных круга
- при появлении машины безопасности после рестарта гонки болиды должны проехать два полных круга.
Крыло открывается при нажатии соответствующей кнопки на руле и закрывается при нажатии на педаль тормоза, или же автоматически после проезда точки окончания зоны DRS.









Предстартовая подготовка ()
30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке. Пилоты могут пройти более одного круга, но они должны проследовать через пит-стоп (на медленной скорости) и не пересекать стартовую сетку.

17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.

15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т.е. после старта)

10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должостных лиц и техперсонала комманд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка разрешены до того, пока не останется 5 минут до старта.

5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.

3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты забираются в свои болиды.

1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.

15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней.

Время старта ()
Красные огни гаснут, загорается 5 зеленых огней. Машины выезжают на прогревочный ("warm-up") круг. Практически, старт еще не разрешен. Машины, которые не смогли покинуть место старта за то время, пока другие машину проезжают круг, должны быть удалены с места старта и будут начинать гонку с той же позиции. Обгон запрещен, если машина задержалась, когда стартовала с места и машины сзади не могут обойти ее без задержки на трассе. В этом случае пилоты могут обойти эту машуну только для того, чтобы встать на свою стартовую позицию.

Старт гонки ()
В конце прогревочного круга машины занимают свои позиции на стартовой сетке. Двигатели запущены и маршалы сигнализируют машинам занять свои места. Когда все машины заняли свои позиции, стартующий зажигает 5 пар красных огней и начинает пятисекундный отсчет, гася каждую секунды по паре огней.
Одна секунда после старта. Все красные огни погашены, гонка началась. За фальстарт назначается штрафное время - 10-ти секндная задержка в пит-стопе. Фальстарт определяется с помощью маячка FIA, установленного на каждой машине.

Прерванный старт ()
Если водитель "заглох" перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим.
1. Перед прогревочным кругом. Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
2. Перед стартовым сигналом. Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
3. После показа красного флага. Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.

Изменения, связанные с мокрой трассой ()
Стандартная предстартовая подготовка может быть изменена из-за намокания трассы:
Если трасса была сухой на протяжении всей практики, но стала мокрой (или влажной) после прогревочного круга или минимум за 60 минут до планируемого старта, будет разрешена 15-ти минутная практика.
Если дождь начался после пятиминутного сигнала, но перед стартом гонки, будут зажжены аварийные огни, командам разрешат поменять резину и старт начнется с 15-ти минутной отметки.
Если машины уже стартовали и Race Director решил, что уровень воды на трассе делает гонку небезопасной даже с шинами для мокрой погоды, будут зажжены аварийные огни вместе с панелью "10" с красным фоном. Это означает задержку продолжения гонки по крайней мере на 10 минут.
Если погодные условия улучшились после 10-ти минут, то будет показана панель "10" с зеленым фоном., означающая, что гонка начнется через 10 минут. Через пять минут после того, как была показана эта панель, начнется обычная стартовая подготовка с показом панелей 5, 3, 1 и 15 секнд. Если погода не улучшилась за 10 минут, панель "10" с красным фоном будет показана снова. В исключительных случаях гонка может быть начата позади машины безопасности.

Действия машины безопасности (Safety Car (SC)) ()
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней. Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.

Остановка гонки ()
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая.
Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.
Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.
Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.

Протяженности трассы ()
Протяженность трассы - минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый - в сумме это 190,294 мили (306,235 км).

Штрафное время ()
Штрафное время за остановку на трассе - 10 секунд. Если штраф наложен в течение пяти кругов со времени последнего штрафа - 25 секунд. Как только замечена остановка пилота, штрафное время прибавляется к его времени и оно отображается на табло.

Флаги ()
Зеленый - все нормально
Синий - в покое - близко другая машина.
машут - машина сзади пытается обогнать.
Желтый - в покое - впереди опасность, уменьшите скорость.
машут - впереди опасность, уменьшите скорость и приготовьтесь остановиться.
Красные и желтые вертикальные полосы - в покое - масло или вода на трассе.
машут - трасса скользкая.
Черный с оранжевым кругом с номером автомобиля - машина под данным номером имеет механические неисправности и должна заехать в пит-стоп для проверки.
Белый - официальное или очень медленно движущееся транспортное средство на трассе.
Черный с белым номером - немедленно заехать в пит-стоп или удаление с трассы
Красный - гонка остановлена
Клетчатый - гонка закончена

Практика и квалификации ()
Практика проводится в течение 60-ти минутной сессии с 11.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00 (EST) в пятницу и с 9.00 до 9.45 и с 10.15 до 11.00 в субботу. Пилоты могут проехать максимум 30 кругов каждый, включая прогревочные круги.
В субботу с 13.00 до 14.00 проводится квалификация. Каждый пилот может проехать только 12 кругов, включая прогревочные.
В практике может используется SC, но она не может быть использована в квалификации.
В воскресенье проводится 30-ти минутная прогревочная сессия. Она проводится за 4,5 часа до гонки.
Правило 107-ми процентов ()
Любой пилот, чье лучшее время круга в квалификации превышает 107% от квалификационного, не может принимать участие в основной гонке. Пример: если время квалификации составляет 1:22.25, 107% равно 1.28 и любой водитель, вышедший за это время не будет допущен к гонке.
Пол-позишн ()
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту "поул-позишн", т.е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке.
Колеса ()
Каждый пилот может использовать максимум 32 сухопогодных и 28 влажнолпогодных комплекта резины. Перед квалификацией каждый водитель может использовать сухопогодную резину двух разных модификаций, но для использования в квалификации и гонке должен выбрать только одну.
Машины ()
Каждый участник может использовать не более 2-х машин для свободной практики. В течение квалификации команды могут использовать одну или 2 запасных машины, если это необходимо.
Заправка ()
Заправка в течении гонки разрешена. Команды должны использовать одинаковые заправочные установки, которыми их снабжает FIA. Скорость потока горючего у такой установки составляет примерно 3,2 галлона (12 литров) в секунду.
Предел скорости ()
В пит-стопе - 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки - 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от рельефа трассы.
Участники ()
- Каждый участник должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке 12 (у каждой из команд по 2 болида).
Ограничения по размеру болидов ()
- Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
- Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
- Минимальный вес: 1,322.76 футв (600 кг), включая водителя.
- Максимальная ширина колес: передние 13,98 дюйма (35,5 см)
Задние 14,97 дюйма (38 см)
- Минимальная ширина колес: передние 12,07 дюйма (30,5 см)
Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
- Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)
Шины ()
- На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений - 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию.
- Производитель шин должен представить неболее трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.
Двигатель ()
- Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены.
- Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия.
- Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
- Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000
Топливо ()
- Топливо, используемое в Формуле-1 неэтилировано и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должены соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.
- Компьютеризированные "активные" системы подвески запрещены.
Кабина ()
- Пилот должен смочь расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем устанивить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.
Место пилота ()
- Должно быть возможным вынуть место пилота из машины вместе с самим пилотом