Майкл роуч откуда он взялся. Геше Майкл Роуч – Алмазная мудрость

Майкл роуч откуда он взялся. Геше Майкл Роуч – Алмазная мудрость
Майкл роуч откуда он взялся. Геше Майкл Роуч – Алмазная мудрость

Глубокая практика в рамках ретрита, когда монах медитирует в уединенных пещерах, - оплот буддизма в Тибете. Во время такой практики он, как правило, подтверждает свои способности стать большим учителем. Тем не менее за пределами Тибета такие ретриты имеют меньше смысла, чем в исторически сложившейся обстановке феодального мира. Человеческий разум достаточно хрупок, и изоляция может действовать как эхокамера. Для участников ретрита поездка в «Алмазную гору» приобрела значение ритуала: здесь они могли попытаться повысить свою осознанность, остроту ума, здесь они могли минимизировать соприкосновение с обычным миром, заменяя его картинами своего сознания, своими представлениями, которые должны занять центральное место в их повседневной жизни. К лучшему или худшему, Роуч и Макнелли вышли из своего первого большого ретрита другими людьми, не тем, кем они были, когда начинали. По большей части, это объясняется физическими изменениями в головном мозге.
В чистом виде медитация - это способ понаблюдать за своим умом в изолированной обстановке. За счет успокоения тела и наблюдения за тем, как приходят и уходят мысли, опытный медитирующий сможет осознать и открыть для себя удивительные факты своей физиологии и психологии. Медитация, если воспользоваться сравнением, - это как поместить свой ум в лабораторию и наблюдать за тем, как он работает сам по себе. Хотя опыт у всех разный, зачастую людям кажется, что двигаются стены, им слышатся звуки, которых быть не может, или они замечают изменения интенсивности освещения, ощущают необъяснимые ускорение или замедление течения времени. Неврологи обнаружили, что в долгосрочной перспективе практика медитации может привести к изменениям в химическом составе мозгового вещества, и такие ретриты, даже короткой продолжительности, могут спровоцировать значительные физические изменения в неврологическом статусе медитирующего человека.

Иллюстрация: Лама Кристи выступает по теме отношений духовных супругов: аудитория лекции насчитывает тысячу слушателей (здание городской администрации, Тайбэй).

Какие бы изменения ни происходили во время коротких ежедневных медитаций, их эффект только усиливается на ретритах с практикой молчания. Хотя комплексные клинические исследования, касающиеся потенциальных негативных побочных эффектов таких ретритов, только-только появляются (одно из них - во главе с Уиллоуби Бриттон, неврологом из Университета Брауна - ведется второй год), уже выяснилось, что некоторые люди чересчур сильно реагируют на изоляцию и самостоятельный анализ работы ума. Некоторые теряют связь с реальностью или впадают в психотические состояния. Весь мир считает медитацию способом самосовершенствования, но по результатам исследования, проведенного в Стэнфордском университете в 1984 году психологом Леоном Отисом, охватившем 574 участника трансцендентальной медитации (а это довольно мягкая форма практики), у 70% тех, кто подолгу занимался медитацией, появились признаки психических расстройств.
Другое объяснение в том, что зачастую мы слишком многого ожиданием от медитации. С юных лет мы живем сказками о супергероях и джедаях, которые способны совершать невероятные подвиги благодаря своим врожденным особенностям и интенсивной учебе. Мы слышим истории о левитации йогов и силе чакр, о тайцзы и задиристых монахах Шаолиня, и поэтому мы спокойно допускаем, что, почему нет, все возможно.
Быстрое возведение Макнелли в статус Ваджрайогини и ламы служит отражением этих зарождающихся стремлений. Тем, кому пока столь же быстро не светит миропомазание на такое царство, религия предлагает четкий метод: медитируйте чаще, соблюдайте обеты и, если вы торопитесь, начните практиковать тантру.
С определенной точки зрения, подход Роуча был успешен. Члены группы отметили, что в период, когда Роуч и Макнелли состояли в отношениях, посещаемость мероприятий и лекций была как никогда высокой. Они преподавали вместе, и их взаимное доверие и искренность, казалось, служили подтверждением, что у всех есть возможность достичь просветления. Раз было можно взять с собой духовного супруга, пары тоже могли присоединиться и вместе работать над своей духовной практикой, а не практиковать в одиночку, согласно более общепринятой традиции.

После ретрита 2003 года Роуч и Макнелли продолжили продвигаться по духовному пути. Для внешних наблюдателей это выглядело все меньше похожим на тибетский буддизм, но все больше - на новое верование, сочетающее в себе элементы буддизма, индуизма, христианства и хорошую долю старого доброго актерства. В соавторстве они выпустили с полдюжины книг по тибетской медитации, йоге и деловой этике, одна из книг получила статус бестселлера.
Сид Джонсон, музыкант, который некоторое время состоял в совете директоров «Алмазной горы», в 2005 году стал опасаться, что группа слишком серьезно полагается на магическое мышление. Такие опасения возникли у него во время тайного посвящения в практику бычьеголового тантрического божества Ямантаку, имя которого переводится как «одолевший смерть». В рамках четырехдневного ритуала все посвящаемые должны были лично встретиться в юрте с геше Майклом и ламой Кристи, как их называли ученики, чтобы пройти ритуал окончательного раскрепощения, который помог бы им победить смерть. Джонсон очень волновался, когда он вошел в комнату с завязанными глазами и услышал, что Роуч попросил его лечь на кровать. Когда он лег, Макнелли начала массировать его чакры, начиная с головы и заканчивая его пенисом. «Я не знаю, кто снял с меня штаны, но это было частью благословения», - подчеркнул Джонсон. По окончании ритуала он сел - по-прежнему с завязанными глазами, - и тут почувствовал губы Макнелли на своих губах. Они поцеловались. «Часть обряда посвящения состоит в том, что ваш лама предлагает вам супруга, и геше Майкл обучает: то, что происходит в метафизическом мире, также должно произойти в мире реальном», - рассказал Джонсон. Потом, по его словам, все они хихикали, как дети в летнем лагере, как будто они нарушали табу, но никто об этом не узнает. Десять минут спустя Джонсон вышел, и они попросили жену Джонсона зайти, в одиночку. В целом эта пара в тот вечер провела индивидуальное посвящение почти 20 учеников.

Иллюстрация: Беседа о духовных супругах в христианской церкви, Аризона, США

По мнению большинства, Макнелли вышла на первый план в этих духовных постановках. Как будто Роуч отступил на шаг назад и позволил своей супруге преподавать философию и медитацию вместо него. «Когда она говорила, он, казалось, отвлекся и не принимает участия; просто смотрел в потолок, пока она говорила, как будто дистанцируясь от того, что скажет Кристи, - рассказал Майкл Бреннан, другой давний ученик, сейчас является волонтером в «Алмазной горе». - Он назвал ее Ваджрайогиней. Вы можете представить, чтобы ваш супруг и гуру возвел вас в ранг божества?»
Несмотря на титул ламы, Макнелли хотела доказать, что она сама тоже может быть лидером. Она настаивала на проведении второго большого ретрита, еще более грандиозного, чем первый. Вместо нескольких скромных юрт на пустынном участке, они построят десятки высокоэффективных самоохлаждающихся конструкций с использованием солнечных батарей, - и эти сооружения, способные вместить десятки участников ретрита на длительный период, сформируют постоянную инфраструктуру на территории «Алмазной горы». Роуч и Макнелли планировали провести в пустыне ретрит для 38 человек, чтобы те могли непосредственно узреть пустоту. У них не было недостатка в последователях, чтобы расплатиться за этот проект.
Участники должны были строить и оплачивать свои собственные домики, при этом ожидалось, что по окончании ретрита домики перейдут в собственность «Алмазной горы». Скромные домики стоили около 100 тыс. долларов, тогда как более роскошное жилище оценивалось порядка 300 тыс. долларов. Волонтеры и подрядчики трудились над проектами несколько лет, а Роуч и Макнелли вели пока подготовку духовных искателей по философии и методам медитации.

Иллюстрация: Роуч

К середине 2010 года стали складываться планы по проведению второго большого ретрита, но отношения Роуча и Макнелли разладились. Причины раскола не ясны. Члены группы упоминали о незаконных сексуальных связях Роуча с другими ученицами и неявной борьбе за теологическую власть. Никто не знает наверняка, ни Роуч, ни Макнелли не прокомментировали свой разрыв для этой статьи, но его последствия отразились на всем сообществе.
Майкл Бреннан вспоминает, что «многие просто вроде как обменялись партнерами», в том числе Макнелли. Бывшая участница группы Экан Томасон вспомнила, что Торсон высадил свою тогдашнюю подругу со спальным мешком рядом с ее же домом и исчез в пустыне. Когда Томасон увидела Торсона в следующий раз, он и Макнелли танцевали под диско-шаром на вечеринке в храме «Алмазной горы». В октябре 2010 года Макнелли и Торсон поженились: христианская церемония прошла в городе Монток, штат Нью-Йорк. Столкнувшись с необходимостью проводить ретрит с практикой молчания вместе со своей бывшей женой, Роуч тихо отказался от участия и передал руководство ретритом в руки Макнелли.

Во втором большом ретрите в пустыне она могла бы испытать свои лидерские качества в роли духовного наставника. В изоляции ретрита она провела бы почти семь лет в медитации молчания. Мастерством такого высокого уровня обладают совсем не много буддистов, даже в Тибете. Она станет духовным наставником 38 человек, среди которых ее новый муж, - а для него она была и гуру, и богиней, и женой, - поэтому она должна была дать им нечто особенное. И она нашла это вне тибетского буддизма. Ее нечто особенное - это индуистская богиня Кали.
Кали - не рядовое божество индуистского пантеона. Хотя несколько крупных храмов посвящены ей, в том числе знаменитый Храм Кали в Дакшиневаре недалеко от Калькутты. По традиции большинство индусов вспоминают ее имя только в ситуациях, когда требуется применение силы, или во время войны. В 1700-х гг. английские колонизаторы популяризировали и гиперболизировали рассказы о преданных Кали грабителях туги (название связанно с английским словом «бандит, головорез»), которые убивали ничего не подозревающих путников на уединенных дорогах и приносили их тела в жертву богине, чтобы получить магическую силу. Некоторые индусы, увлекающиеся тантрической практикой, которая, как правило, сильно отличаются от буддийской тантры, иногда обращаются к Кали, чтобы обрести женскую духовную силу, шакти. Хотя Кали считается неукротимой, дикой и опасной, кажется, Макнелли хотела обратиться к богине во время своей тантрической медитации, чтобы ускорить свое продвижение к просветлению.
В октябре 2009 года Макнелли устроила 10-дневное посвящение Кали с участием более ста потенциальных преданных учеников. Она украсила храм с оружием, там были мечи, пистолеты, арбалеты, цепные пилы и грозный на вид садовый инвентарь, - чтобы показать воинственную сущность божества. В рамках символического обряда, напоминающего о запрещенном в настоящее время в Индии культе туги, членов группы «похищали» по дороге от одного священного места к другому и, чтобы усилить их страх, сажали в небольшой деревянный ящик. Неподалеку Роуч провел свою собственную версию этого ритуала. Экан Томасон встретилась с ламой Кристи в здании, называемом Собор Ламы. Там Макнелли дала ей медицинский ланцет. «Кали требует от тебя чего-то. Она требует твоей крови», - сказала Макнелли и провела пальцем по острому краю ножа, чем напомнила Томасон красивого удалого пирата.

Цель церемонии - напугать участников, но церемония вызвала у них разные реакции. Некоторые стали считать Макнелли безупречным учителем и надеялись учиться у нее, несмотря на эту театральность. Другие опасались обращения «Алмазной горы» к темной, оккультной версии индуизма. Но год спустя почти 40 участников ретрита уединились в долине от остального мира под руководством единственной духовной наставницы ламы Кристи.
В течение нескольких месяцев, предшествующих ретриту в 2010 году, члены группы демонстрировали признаки стресса: все больше учеников утрачивали способность отделять духовный мир, доступ к которому они пытались получить с помощью медитации, и реальный мир, где действия имели вполне предсказуемые последствиями. По указанию Роуча и Макнелли они устроили вечеринку в храме, на которой все пили «нектар», особым образом благословленную выпивку, которую разрешалось пить, несмотря на обеты воздержания. Как отмечают некоторые члены группы, которые пожелали остаться неназванными, на одной из таких вечеринок они видели, как Роуч и Макнелли якобы творили чудеса: проходили сквозь стены здания храма в нарушение законов пространства и времени. Такие истории стали обычным явлением в их лагере, и общинная истерия возвела Роуча и Макнелли в статус богоподобных.
Джоэл Крамер и Диана Олстед, соавторы книги «Маски авторитарности: Очерки о гуру», объяснили эти предполагаемые чудеса на психологическом уровне. По словам Крамера, «люди могут убедить себя, что они много чего видели, но на самом деле это проекции их собственного ума». Олстед добавляет, что ученики дают свою психическую энергию гуру, и гуру отражает эту энергию, возвращая ее им в ответ. Вполне вероятно, что Макнелли научилась видеть мир глазами Роуча. «Роуч овладел ее разумом, или она позволяла ему контролировать себя, - отметила Олстед. - Так и поступают последователи: они полностью полагаются на учителя. Она сдалась ему, будучи молодой женщиной и несформировавшейся личностью. И подобный процесс, вероятно, в обратном порядке произошел между Торсоном и Макнелли. Она была ламой и гуру, а также его женой».
Когда начался ретрит, ни у кого не было понятия, как их отношения выдержат эту паузу. Затем, после трех месяцев молчания, в марте 2011 года, Торсон постучал в дверь одной участницы ретрита, она была практикующей медсестрой. Он истекал кровью из-за трех ножевых ранений. Та испугалась его лечить и рекомендовала ему обратиться в больницу. Но его осмотрел второй человек, к кому он обратился, - врач ретрита. Нехотя, но он согласился обработать раны - глубокие порезы на торсе и плече. По словам врача, раны были настолько глубоки, что они «угрожали жизненно важным органам».
В то время Макнелли и Торсон не дали какого-либо объяснения, как это произошло. Но вскоре начали распространяться слухи о домашнем насилии, тоже шепотом, как и разговоры о предполагаемых сексуальных связях Роуча с разными ученицами. Большинство людей хранили обет молчания, поэтому нет ничего удивительного в том, что о событии стало известно только почти через год.
В феврале 2012 года лама Кристи взяла самоотвод от обета молчания, чтобы дать публичную лекцию о своих достижениях за время медитации. В своем коронном белом наряде и с шелковой повязкой на глазах она сидела на троне и говорила о духовном опыте, который она получила в процессе налаживания отношений, становившихся все более нестабильными и жестокими.
Макнелли также описала, что, вроде как в процессе игры, она трижды ударила Торсона ножом, который они получили в качестве свадебного подарка. Из-за этого он мог и умереть, и лишь немногим дано понять, какой урок можно из этого извлечь. Способно ли насилие привести к достижению высших духовных целей? Уж не сошел ли их учитель с ума?
Рассказывая о своей новообретенной способности, свойственной богини Кали, она попросила слушателей извлечь урок из ее опыта с насилием. Хотя оригинальная запись ее разговора была изъята из интернета, она позже объяснила инцидент в открытом письме: «Я просто не понимала, что нож может реально порезать кого-то... Я старалась вызвать агрессивную энергию, такую свирепость, достойную богини… Все это было для меня божественной игрой». Дальше она стала описывать тантрические уроки, которые ей преподала Кали посредством этого события, и как она пыталась справиться с эпизодами насилия в ее отношениях с Торсоном.
Джигме Палмо, монахиня, входящая в состав совета директоров «Алмазной горы», впоследствии отмечала, что совет волновался по поводу этого акцента на агрессии, ведь так можно подтолкнуть медитирующих стать на опасный путь. Сразу же было созвано экстренное заседание совета директоров, на котором они обсудили различные планы действий. «Это была невозможная ситуация, - говорит Палмо. - Мы не знали, что происходит внутри ретрита, и при этом совет был бы в конечном итоге полностью ответствен, если что-то пошло бы не так». Они проконсультировались с юристом и срочно направили Макнелли письменную просьбу разъяснить им ситуацию с насилием в ее семье и ее все более эксцентричные решения.
Внезапно узнав, что своим учением она спровоцировала раскол в сообществе, Макнелли попыталась удержать контроль над медитирующими участниками ретрита, запретив всю корреспонденцию с внешним миром. Она приказала прекратить все поставки почты и велела участникам ретрита отказаться от контактов со своими семьями.
Члены совета решили, что у них нет выбора, кроме как в одностороннем порядке сместить Макнелли с позиции учителя в ретрите, а также отстранить Макнелли и Торсона от участия в ретрите. Совет направил им письмо, где объяснялось их решение. Макнелли и Торсону дали час, чтобы собрать вещи и уйти. При этом им предлагалась компенсация расходов на переезд, в том числе расходов на гостиницу, аренду автомобиля, предоплаченных счетов за мобильные телефоны и еще 3600 долларов наличными. Сообщение было сформулировано предельно ясно: сейчас же уезжайте. Но Макнелли и Торсон дали обет остаться на освященной территории «Алмазной горы», и у них были другие планы. Вместо того чтобы уйти, Макнелли и Торсон собирались найти поблизости пещеру, где они могли бы продолжать медитировать, поддерживая контакт с некоторыми из учеников Макнелли.
Прежде, чем они окончательно договорились уйти, Макнелли встретилась в частном порядке с Майклом Бреннаном, чтобы обсудить решение совета. Макнелли держала обет молчания, и на встрече они обменивались записками, так получилась хорошая стенограмма того, что она думала в то время. Документ, которым Бреннан поделился со мной, проливает свет на состояние ума Макнелли. В нем она упоминает о таинствах, которые имели место, и давлении, которое, будучи «запертыми» в ретрите, ощущали его участники, особенно Торсон.
Но все это вполне вписывалось в более широкие планы. «Все отлично, вы увидите», - начала она. Затем добавила: «Я унаследовала стиль моего святого ламы [Роуча] - заставлять людей выходить за пределы их возможностей». При этом она обвинила своего бывшего мужа в том, что он «подливал масла в огонь», чтобы люди боялись ее как учителя. Возможно, реальная проблема заключалась в ревности ее бывшего любовника к ее нынешнему мужу.
Затем она ушла по-английски, не продолжив общения с советом директоров, не сказав ничего большинству участников ретрита. Она, Торсон и два помощника во весь опор поднимались по горному склону. Они обнаружили древнюю пещеру, которую не было видно из долины, где проходил ретрит. Там они и остались, чтобы закончить три года молчаливой медитации вне поля зрения остальных участников ретрита. Несколько человек, которых они посвятили в свою тайну, обещали снабжать их припасами по мере необходимости. Воду собирались оставлять в укромных местах, где ее легко найти, но при этом остаться незамеченным.

Решение прожить остаток ретрита на горе в Аризоне было роковым объективно, уже с момента его принятия. Сержанту Дэвиду Ноланду, который координировал спасательную операцию, за последние три года пришлось спасать в своем округе 36 человек, умирающих от обезвоживания или воздействия окружающей среды. Он рассказал, что «в той местности смерть неизбежна». Домики «Алмазной горы» построены с учетом воздействия окружающей среды, но та выбоина в скале, где Макнелли и Торсон разложили свои спальные мешки, не была надежным укрытием. В течение двух месяцев пару попеременно донимали то дождь, то ветер, то снег. Ослабевшая в своем высокогорном пустынном убежище на крутом склоне горы парочка не могла даже спускаться за припасами, которые оставляли для них.

Иллюстрация: Ослабевшая в своем высокогорном пустынном убежище на крутом склоне горы парочка не могла даже спуститься за припасами, которые оставили для них.

Хотя их решение оказалось фатальным, Макнелли и Торсон вовсе не намеривались совершать самоубийство. Они лишь думали, что стали обладать исключительными способностями, и правила для обычных людей больше их не касаются. Они были на пике своего величия. Просветление было уже не за горами.
За три дня до смерти Торсона, сторонники Макнелли опубликовали 31-страничный манифест «Сдвиг в матрице»: Макнелли написала его, чтобы объяснить свой духовный опыт, полученный за предшествующий год. Она пишет: «Одним из самых высоких тантрических обетов является обет в отношении того, каким вы должны видеть своего ламу и как вести себя с ним или с ней. Когда вы с супругом, ваш супруг станет для вас наивысшим ламой. Так что я была ламой [Иана] в течение многих лет, но в последнее время и он тоже стал моим ламой. Ваш лама, несомненно, является божеством, и ваша задача во все времена − бороться с желанием считать его или ее менее важными по статусу. Вы должны доверять вашему ламе свою жизнь и полностью отдаться ему».
Для них та пещера была вызовом, трудностью, которую они должны были преодолеть вместе, священным местом в соответствии с традицией великих Гималайских лам, чей аскетизм и лишения были их способом достичь величия.
Макнелли и Торсону не хватало воды, и они стали пить грязную сточную дождевую воду. Утром 22 апреля 2012 года Торсон не хотел просыпаться, и Макнелли активировала аварийный радиомаяк, который она взяла с собой. Торсон едва дышал. Еще семь часов они будут дожидаться поисково-спасательной команды, которая прилетит и заберет их с горы. Вскрытие в конечном итоге покажет, что причина смерти Торсона в обезвоживании: его труп весил всего 100 фунтов. Макнелли не хотела расставаться с ним: вся в слезах, она кулаками разгоняла представителей полиции и бюро ритуальных услуг, когда те хотели забрать его труп.
Макнелли выздоровела в больнице в соседнем городе Уилкоксе, штат Аризона. Несколько дней спустя она исчезла. Пошли слухи, что она приняла участие в другом ретрите, хранит обет молчания и проводит время в медитации, чтобы духовно осознать, что значила смерть ее мужа. По разным отзывам, она была то на Багамах, то в Южной Америке, то в Колорадо, то в Катманду или Калифорнии, но никто не знал точно, что она делала и была ли она в безопасности.

Я видел Роуча еще один раз, во время однодневной остановки в Финиксе на обратном пути в Калифорнию. Я писал ему на электронную почту, но он не отвечал мне на письма и избегал моих просьб встретиться все время, пока я был в Аризоне, и это был мой единственный шанс лично переговорить с ним. В тот вечер его лекция, посвященная важности полноты ума и осознанности, шла три часа. И когда он закончил, я встал в очередь за индианкой предпенсионного возраста с сумочкой Louis Vuitton: та болтала с другими людьми в очереди и рассматривала ожерелье из бисера, которое, как она надеялась, Роуч благословит. «Я не могу поверить, что я сейчас встречусь с просветленным», - взволнованно произнесла она.
Когда подошла моя очередь, я встал перед его троном и представился. Я попытался сформулировать вопрос о том, как он отнесся к смерти Торсона. «Это было очень печальное событие, - ответил он. - Но почему люди не интересуются моим учением? Один человек погиб в пустыне, и все вдруг обратили на это внимание. Люди следовало бы говорить обо всех добрых делах, которые я совершил, а не об этом».
Меня не удовлетворил этот ответ. Казалось, что Роучу жаль уделить минуту, чтобы задуматься о подлинной глубине этого события. Возможно, для него это была всего лишь карма, и, возможно, история не закончилась, когда кто-то умер в пустыне. Вероятно, все только началось.

Веб-сайт Скотта Карни: www.scottcarney.com
Статья опубликована в марте 2013 г.
Статья печатается с разрешения Скотта Карни.
Постоянный адрес статьи.

Майкл Роуч родился и вырос в обычной американской семье. За отличие в учебе он получил стипендию и отправился в Принстонский университет, где стал одним из лучших студентов. Но после того как его матери поставили страшный диагноз - рак - Майкл отправился в Индию искать ответы на вопросы, на которые не в силах были ответить современные врачи. После знакомства с тибетскими монахами Майкл решил пройти обучение в монастыре и получил степень Геше. Однако после обучения он вернулся в США и создал алмазную компанию. Сейчас Геше Майкл Роуч читает лекции по бизнесу и консультирует крупнейшие компании по всему миру. В России же только недавно его лекции стали открытыми для большинства слушателей.

Геше Майкл, первый вопрос, который возникает - почему тибетский монах читает лекции по бизнесу?

Мой учитель заставил меня заниматься бизнесом. Я провёл 25 лет в тибетском монастыре, постигая восточные знания, и не хотел иметь дело с деньгами. Но мой учитель сказал: «Я хочу проверить, понимаешь ли ты кармические принципы. Если понимаешь, ты легко сможешь заниматься бизнесом, даже если у тебя нет никакого опыта». Это был своего рода вызов. И я его принял. Часть денег идёт на благотворительные цели: мы построили несколько компьютерных центров в лагерях беженцев из Тибета, обучили их работать на компьютерах.

А чем они занимаются?

В Институте Востоковедения РАН в Санкт-Петербурге находится 141 тысяча тибетских рукописей. Мы сканируем эти рукописи и отправляем в лагерь, там беженцы набирают их на клавиатуре и переводят. За это они получают зарплату. А тексты мы выкладываем в свободный доступ в интернет. Эта работа ведётся уже 27 лет, но чтобы расшифровать все книги, потребуется около 150 лет! Каждый год мы тратим 5-6 миллионов долларов. Но это единственный источник дохода тибетских беженцев, без которого они могут погибнуть.

От многих мастеров мы слышали, что они приезжают в Россию, потому что видят в нашей стране особый духовный потенциал и отзывчивость на практики. Видите ли вы отличие русского менталитета от других в этом контексте?

Да, есть большое отличие. Во-первых, русские очень любят книги. Ни одна библиотека мира не будет 300 лет хранить 141 тысячу книг, которую никто никогда не сможет прочитать (смеётся). Я тоже люблю книги, поэтому мне здесь комфортно. Во-вторых, люди здесь мыслят логически. Если вы приедете в Южную Америку, например, там люди будут легко с вами во всём соглашаться. А здесь мне приходится доказывать свои слова. В традиции, в которой я обучался, каждое утверждение должно быть доказано. В монастыре у нас постоянно идут дебаты. Экзамен на степень Геше длится две недели. Тысяча монахов задавали мне вопросы на тибетском языке, отвечать следовало быстро. Поэтому мы не волнуемся на лекции, когда нам задают вопросы. Мы делаем это сотни лет.

А какие вопросы обычно задают?

Вас спросят, что это? Вы ответите - ручка. А если маленькая собачка прибежит сюда и начнет её жевать, она видит ручку? Нет. Она видит жевательную игрушку. Так кто же прав?

Верно. Собака может это жевать, человек этим писать. А если и человек, и собака выйдут из комнаты, чем будет этот предмет, лежащий на столе?

Ничем.

Верно. И только если человек вернётся в комнату, этот предмет вновь станет ручкой. Так что же происходит? Ручка возникает из моего сознания или наоборот?

Из моего сознания.

Именно. Это и есть карма. У меня есть кармическое семя в сознании - маленькая картинка выходит, сотканная из света. И моё сознание накладывает картинку на этот предмет - я вижу ручку. У собаки другое семя, оно раскрывается, и собака видит игрушку. Но ни то, ни другое не является правдой. Всё зависит от твоей кармы. И тут возникает очень важный вопрос: как положить это семя в сознание? Ведь если мы знаем, как, то мы можем вести успешный бизнес или найти партнёра для создания семьи. Как-то мой коллега Скотт спросил, как ему посадить семена, чтобы найти жену. Я спросил, какую он хочет жену. Он ответил, что хочет умную, чтобы она любила путешествовать, любила философию, медитации и йогу. И на каждое из качеств он посадил семя. И вот она появилась. А все потому, что и она и ручка - это одно и то же.

А почему вы отправились на Тибет?

У них очень хорошие ответы на многие вопросы. Когда я спрашивал, почему моя мама заболела раком, в чём причина конфликтов в мире, у них были очень хорошие объяснения. Поэтому я там остался. Но я вырос в христианской семье и до сих пор каждый месяц хожу в христианскую церковь. Изучая тибетскую систему, я гораздо лучше понял то, чему учит Иисус.

Что, на ваш взгляд, объединяет все религии и духовные течения?

Мы рождаемся, встречаем других людей, работаем, приобретаем вещи, потом стареем и теряем всё. Это объединяет всех людей. И все религии пытаются найти способ, как это предотвратить.

А существует ли необходимость в создании новой религии для современного общества?

В существующих религиях уже достаточно мудрости. Проблема в том, что мы не понимаем эту мудрость. Если мы научимся её понимать, то быстро достигнем мира.

В чём вы видите причины непрекращающихся войн? Ведь человечество, казалось бы, достигло таких высот в развитии, а договориться не может.

Я думаю, люди просто не понимают, откуда в их мире всё происходит. Для них всё происходит от ручки, а не из их собственного сознания. Но если они задумаются, то поймут истину. То же самое и с конфликтами - они происходят из меня. Только когда мы поймём, как устроены семена в сознании, мы сможем разрешать конфликты.

Как можно получить знания по тибетской философии?

Очень многие тибетцы не понимают тибетскую систему даже внутри монастыря. Они изучают философию, но не знают, как применить знания. Вам нужно найти учителя, который не только понимает систему, но и знает, как её использовать в современном мире. Это очень редкий случай.

Геше Майкл, как древние знания могут быть использованы в современном мире?

Нужно научиться сажать семена. Всё, что хотят люди, можно разделить на пять категорий: первое - достаточно денег, чтобы делать то, чего они хотят, второе - любимый человек, третье - отменное здоровье, четвертое - быть счастливым, и, наконец, пятое - каждый человек глубоко внутри хочет помочь всему миру. Для всего этого нужно посадить семена в сознании, чтобы всё получить.

Почему вы выбрали алмазный бизнес?

За восемь лет до того, как я основал компанию, в глубокой медитации мне пришла эта мысль. И тогда я уже знал, что должен основать алмазный бизнес. У бриллианта есть особое значение в нашем мире - когда и человек, и собака выходят из комнаты, мы можем сказать, что на столе остаётся лежать «ничто», но также мы можем назвать это «возможностью» быть чем угодно. И это свойство сродни бриллианту. И если ты каждый день соприкасаешься с бриллиантами, тебе легче помнить об этом, а помня об этом, тебе легче достигать любых целей.

Когда я только искал работу, то обошёл около тридцати ювелирных магазинов. Я говорил, что хочу работать с бриллиантами, меня спрашивали, есть ли у меня какой-либо опыт, я отвечал «нет», и меня сразу выгоняли на улицу. Тогда я пошёл в алмазную школу и встретил там израильского парня, который собирался открывать свой бизнес. Так что мне повезло, что я не получил работу в тех магазинчиках - они слишком маленькие, а наша компания в день делает по сто тысяч бриллиантов.

Если человек и собака выйдут из комнаты, бриллиант, лежащий на столе, останется бриллиантом или тоже будет «ничем»?

Это замечательный вопрос! Многие думают, что есть какая-то стандартная реальность, которую каждый интерпретирует по-своему. Человек, который делает обувь, всегда замечает обувь на других людях, а тот, кто любит еду, знает всё про рестораны. Исходя из индивидуальности и семян каждого, вы уже понимаете, что у каждого человека свой собственный мир. И возникает вопрос: есть ли стандарт? Мир один, но каждый видит его по-разному. В глубоком буддистском понимании стандарта нет. И существует лишь сумма миров, на которую они смотрят. Она чистая и прозрачная, как бриллиант. Поэтому мне и нужно было работать с бриллиантами. Ангелина, посмотри! (Геше Майкл улыбнулся и показал зуб, инкрустированный бриллиантом). А ухо мне прокололи в Индии, правда, потом у меня была инфекция на протяжении трёх недель (смеётся). Но сейчас всё хорошо. Мне нужно, чтобы со мной всегда был бриллиант.

Что обычно интересует вашу аудиторию?

У нас есть блок открытых вопросов и ответов. Но в основном всех интересуют отношения с противоположным полом. А когда эти отношения появляются, появляются и проблемы. Но если вы понимаете семена, вы можете легко улучшить своего партнера. А если его нет, то создать. Когда люди слышат это, их сильно захватывает эта идея, потому что никто не хочет быть одинок.

Вы были одним из первых, кто выбрал в духовные партнеры женщину. Почему?

Тут есть несколько причин. Если я объясняю людям, как создать или улучшить партнера, но у меня его никогда не было, я не могу им дать хороший совет. В древнем буддизме говорят, что мужчине, чтобы достичь просветления, недостаточно мужской энергии. Эту энергию ему необходимо сбалансировать женской. Если мужчина и женщина работают вместе, они становятся учителями друг для друга. Это простой путь, как стать Буддой, и очень древняя традиция.

Вы занимаетесь музыкой и даже играете на своих лекциях. Вы чувствуете в этом некую сакральность?

Вы очень правы. Чем больше вы погружаетесь в медитации и набираетесь опыта, тем сильнее вы хотите играть музыку. Многие мои друзья медитируют, поэтому многие начали играть на музыкальных инструментах.

А имеет значение вид инструмент, музыкальный жанр?

Человек видит ручку, собака - игрушку (смеётся). Мне многие говорят, что рок-н-ролл и джаз - это не духовная музыка. Но если бы вы послушали тибетскую музыку - она звучит как что-то сумасшедшее! Для меня Джимми Хендрикс - достаточно духовная музыка. Если у вас хорошие семена в сознании, для вас всё может быть духовной музыкой. Говорить, что какая-то музыка не духовная, то же самое, что говорить, что чёрные люди не такие умные.

Вы говорили, что происходите из обычной семьи. Как вы стали вегетарианцем?

О, это очень забавная история. Большинство тибетских лам едят мясо, а я не был согласен с ними. Я был поваром на протяжении восьми лет, и мне приходилось готовить мясо, хоть и не нравилось его есть. Но я не мог сопротивляться мнению своего ламы. Тибетцы уважительно относятся ко врачам, и однажды я сказал, что у меня проблемы с желудком и отправился к доктору в город. Припарковался, час просидел в машине, вернулся назад в монастырь и сказал, что доктор запретил мне есть мясо. Это было 35 лет назад. С тех пор мясо я не ем. Я думаю, что когда вы заказываете мясо в ресторане, вам должны приводить корову, давать нож и предлагать самому зарезать её. Если вы хоть раз посмотрите, как убивают этих животных, вы никогда этого не забудете. Семена убийства в сознании вызывают тяжёлые болезни: сердечные приступы, рак.

Я проходил трёхлетнюю медитацию на ранчо, где было много коров. Эти животные гуляли вокруг моей юрты, иногда они подходили совсем близко и терлись о забор. Я давал им немного еды. Мне было одиноко, и такое общение, пусть даже с животными, мне нравилось. Одна корова стала особенно близка мне. У них не было имён, но были бирки на ухе: номер 26 означал, что это особь женского пола. Однажды она подошла ко мне и была очень счастлива, показала, что у неё двое телят. Если вы долго не разговариваете с людьми, то начинаете хорошо понимать животных, а животные начинают вам доверять. На ушах телят тоже были бирки. На них было написано «на убой» - это были мальчики. А через несколько недель она пришла одна и, полная горя, начала бить головой подпорку забора. У животных тоже есть чувства и семьи, поэтому я не хочу их есть.

300 лет назад в Америке богачи, включая Джорджа Вашингтона, говорили, что чёрные люди подобны животным, и их содержали, как скот. А сейчас нам кажется это такой глупостью. Я считаю, что через триста лет убийство животных ради пищи тоже превратится в примитивную идею.

Беседовала Ангелина Чуракова.

Фото: Михаил Богатырёв (предоставлено организаторами приезда Геше Майкла Роуча в Москву).

Майкл Роуч

ТИБЕТСКАЯ КНИГА ЙОГИ

Издательство «Открытый Мир» представляет серию «Самадхи», в рамках которой издаются книги по медитации, философии и этике буддизма. Готовятся к публикации переводы с тибетского языка классических трактатов буддизма Махаяны, работы индийских, тибетских и современных западных авторов.

Буддийский монах и учитель с более чем двадцатипятилетним стажем, геше Майкл Роуч предлагает вашему вниманию буддийский взгляд на йогу в своей новой книге о конкретном комплексе упражнений, делающем практикующих здоровыми, сильными и спокойными.

Прочитав ее, вы откроете для себя Тибетскую сердечную йогу, которая на протяжении веков развивалась в школе гелуг - линии преемственности далай-лам Тибета. Представленный здесь комплекс сочетает в себе известные упражнения хатха-йоги с особыми тибетскими позами и методами внутренней работы с сознанием и направлен на обретение практикующим здорового и радостного сердца. Геше Майкл Роуч - буддийский монах, получивший полное посвящение, буддийский наставник с двадцатипятилетним стажем. Первый американец, получивший титул геше - доктора буддийской философии. Знаток санскрита, тибетского и русского языков. Сочетая богатый иллюстративный материал с философскими основами буддийского мировоззрения, геше Роуч создает уникальную программу для занятий йогой на физическом и духовном уровнях.

Древние буддийские учения о философии и практике йоги

Истоки Тибетской сердечной йоги

Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги, которую вы будете изучать с помощью этой книги, называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг - традиции далай-лам Тибета.

Тибетская сердечная йога развивает сердце в двух направлениях; она делает физическое сердце и тело здоровыми и сильными, а также раскрывает наше сердце для любви к ближним. И уж, конечно, первое всегда проистекает из второго.

Наставления о том, как выполнять физические упражнения и внутреннюю практику Сердечной йоги, проникли в Тибет посредством двух различных линий передачи. Этим упражнениям - тому, что мы на Западе и привыкли считать собственно йогой, - впервые обучал тибетцев индийский мастер Наропа (1016-1110). Они составляют часть древней традиции, известной как «Шесть практик»; тибетцы прозвали ее «Механизмом тела».

Учение о том, как раскрыть свое сердце навстречу другим, называется gtong-len, что дословно означает «отдавать-принимать», а по смыслу - «искусство даровать и принимать». Эта практика включает особые способы дыхания и размышлений о других людях в течение всего дня и особенно во время выполнения упражнений йоги. Линия передачи «искусства даровать и принимать» началась более двух с половиной тысяч лет назад с самого Будды Шакьямуни. С тех пор она без особой рекламы изустно передавалась от учителя к ученику, пока ее не принес в Тибет великий индийский мыслитель Атиша (982-1052). Спустя сто лет эту практику в виде книги впервые обнародовал тибетский учитель Геше Чекава; изложенная здесь система упражнений позаимствована именно из его труда.

Физические упражнения и особые дыхательные техники слились воедино к временам Дже Цонкапы (1357-1419), который описывает йоговские асаны, которые вы здесь найдете, в секретном тексте под названием «Книга о трех верах». Здесь три веры означают: вера в красоту пути; вера в того, кто обучает тебя этому пути; вера в самого себя - в то, что добьешься успеха в практике. Дже Цонкапа был учителем Его Святейшества Далай-ламы I (1391-1474), и с той поры традиция Тибетской сердечной йоги передавалась от наставника к ученику до наших дней. В жизнерадостной мудрости и безмерном сострадании нынешнего держателя учения - Его Святейшества Далай-ламы XIV наглядно воплощены его цели.

В течение многих лет великие тибетские ламы, такие как Кхен Ринпоче геше Лобсанг Тхарчин и Серме Джет-цун геше Тхуптен Ринчен, давали авторам этой книги наставления по Сердечной йоге. Они, в свою очередь, обучались у Кьябже Триджанга Ринпоче, наставника Его Святейшества Далай-ламы XIV. Таким образом, с помощью этой книги вы сможете изучить подлинную традицию йоги, и хочется верить, что благословение всех великих мастеров этой долгой линии передачи учения коснется и вас, даже если мы сами, как наставники, - просто малые дети по сравнению с ними.

Ежедневный получасовой комплекс Тибетской сердечной йоги, представленный в этой книге, очень похож и вместе с тем сильно отличается от других разновидностей йоги, которым обучают в наши дни. Мы подобрали упражнения, с которыми вы, возможно, уже знакомы, если когда-нибудь сталкивались с йогой; здесь вы почувствуете себя как дома, если вы только начали или уже давно посещаете занятия в стиле Аштанга, Айенгар, Шивананда, Дживамукти, Бикрам или других распространенных йоговских традиций. Мы тоже знаем и практикуем эти хорошо известные программы. Сама эта книга родилась во время строгого трехлетнего ритрита в аризонской пустыне, где мы брали уроки по этим пяти системам у преданных своему делу учителей, которые были столь любезны, что приезжали так далеко - часто за свой счет, - чтобы только учить нас.

Каждая из общеизвестных йоговских асан сопровождается в книге дополнительной позой, которая будет вам в новинку; они происходят из книги наставника Далай-ламы I.

Эти сопровождающие упражнения углубляют и усиливают воздействие родственных им исходных асан. Но самое главное отличие между этой традицией йоги и всеми остальными заключается в том, каким образом вы дышите и о чем вы думаете во время выполнения упражнений. Сердечная йога Тибета работает как изнутри, так и снаружи, принося вам устойчивые спокойствие и силу. Ну а теперь давайте посмотрим, как это происходит.

Придите к пониманию того,
Что великий стержень внутри вас
Подобен той самой оси,
Вокруг которой вращаются звезды.
Йога-сутра учителя
Патанджали (III век до н.э..)

Как работает Сердечная йога

Большинство из нас интересуются йогой, потому что надеются, что она принесет нам больше энергии, укрепит здоровье, приведет в порядок тело, вернет гибкость и, конечно, успокоит ум. Однако, прежде чем с головой окунуться в такие ежедневные занятия йогой, большинству из нас все-таки хотелось бы получить ясное представление о том, как она работает. Чтобы понять, насколько полезной может оказаться Сердечная йога, вы должны усвоить то, что мы называем пятью уровнями.

Эра Водолея, как ни крути, накладывает свой отпечаток на сознание и умы современников. Многие ударились в религию, кто-то изучает разнообразные моменты духовных истин в разной интерпретации, расцветает йога, медитативные практики и прочие удовольствия души и духа.

На фоне всеобщей мобилизации и стремления к самосовершенствованию, пышным лавром цветет печатная индустрия, выпускающая ценные и не очень советы о том, как стать счастливым, богатым и успешным. И пожалуй лишь немногие авторы заслуживают в отношении своего творчества однозначных похвал.

Такова и книга «Алмазный Огранщик» автор Геше Майкла Роуча. Всю свою сознательную жизнь автор вложил в простое и доступное описание своего пути к вершине мировых достижений. Его книга чиста и прозрачна, никаких туманных аллегорий, никакого Эзопова языка.

Здесь мы видим, как глобальная идея способна трансформировать и наше мышление и весь окружающий мир. Пересказывать биографию автора нет смысла, ведь она вся изложена в его книге. Вся особенность и вместе кристальная правдивость произведения кроется в том, что автор первый сумел воссоединить понятие духовности и материальной обеспеченности. То есть идея как таковая не нова, но он изложил ее максимально доступным способом. И дело не в том, что долгое время он работал огранщиком алмазов.

Вот тут как раз кроется некая схожесть со стилем мышления автора и с его принципиальным жизненным кредо. Алмазное сверление предполагает не просто обработку драгоценных минералов, не просто превращение их в бриллианты. А термин этот стал расхожим и говорит нам о том, что любая простая на вид мысль может быть обработана неожиданным образом и истина засверкает новыми гранями.

Путь процветания создает каждый человек или сам же сворачивает с проторенной тропы. До автора эту мысль выражал Пауло Коэльо, только в книге Алхимик герой не изучал алмазное сверление, а искал свой способ создать золото. Но суть одна. Так и стал Майкл Роуч тем самым мастером буддийских наук, получив в имени звучную приставку геше, что означает гуру.

На самом деле, биография этого человека занятна уже тем, что он не на примере полезных советов, порой высосанных из пальца, рекомендует людям, как изменить свою жизнь, а просто на манер грамотного Учителя рассказывает, вещает, транслирует. Дао, выраженное словами, не является Дао. Поэтому прописные истины и не приносят пользы.

И именно поэтому лучшие в мире создатели истин запоминаются своим внутренним обличьем. Мы мало знаем о дате рождения, о личном росте этого человека, да разве это важно в контексте того открытия, которое он преподнес человеку?

Лучшие дня


Посетило:481

Эра Водолея, как ни крути, накладывает свой отпечаток на сознание и умы современников. Многие ударились в религию, кто-то изучает разнообразные моменты духовных истин в разной интерпретации, расцветает йога, медитативные практики и прочие удовольствия души и духа.

На фоне всеобщей мобилизации и стремления к самосовершенствованию, пышным лавром цветет печатная индустрия, выпускающая ценные и не очень советы о том, как стать счастливым, богатым и успешным. И пожалуй лишь немногие авторы заслуживают в отношении своего творчества однозначных похвал.

Такова и книга «Алмазный Огранщик» автор Геше Майкла Роуча. Всю свою сознательную жизнь автор вложил в простое и доступное описание своего пути к вершине мировых достижений. Его книга чиста и прозрачна, никаких туманных аллегорий, никакого Эзопова языка.

Здесь мы видим, как глобальная идея способна трансформировать и наше мышление и весь окружающий мир. Пересказывать биографию автора нет смысла, ведь она вся изложена в его книге. Вся особенность и вместе кристальная правдивость произведения кроется в том, что автор первый сумел воссоединить понятие духовности и материальной обеспеченности. То есть идея как таковая не нова, но он изложил ее максимально доступным способом. И дело не в том, что долгое время он работал огранщиком алмазов.

Вот тут как раз кроется некая схожесть со стилем мышления автора и с его принципиальным жизненным кредо. Алмазное сверление предполагает не просто обработку драгоценных минералов, не просто превращение их в бриллианты. А термин этот стал расхожим и говорит нам о том, что любая простая на вид мысль может быть обработана неожиданным образом и истина засверкает новыми гранями.

Путь процветания создает каждый человек или сам же сворачивает с проторенной тропы. До автора эту мысль выражал Пауло Коэльо, только в книге Алхимик герой не изучал алмазное сверление, а искал свой способ создать золото. Но суть одна. Так и стал Майкл Роуч тем самым мастером буддийских наук, получив в имени звучную приставку геше, что означает гуру.

На самом деле, биография этого человека занятна уже тем, что он не на примере полезных советов, порой высосанных из пальца, рекомендует людям, как изменить свою жизнь, а просто на манер грамотного Учителя рассказывает, вещает, транслирует. Дао, выраженное словами, не является Дао. Поэтому прописные истины и не приносят пользы.

И именно поэтому лучшие в мире создатели истин запоминаются своим внутренним обличьем. Мы мало знаем о дате рождения, о личном росте этого человека, да разве это важно в контексте того открытия, которое он преподнес человеку?