Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов. Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов Виды врачебно педагогического контроля в легкой атлетике

Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов. Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов Виды врачебно педагогического контроля в легкой атлетике

Педагогический и врачебный контроль на уроках легкой атлетики

с обучающимися 10 и 11 классов.

В системе медицинского обслуживания обучающихся в школе важное место занимает врачебный и педагогический контроль, нацеленный на усиление оздоровительного эффекта занятии и реализация принципа дифференцированного подхода к школьникам в процессе занятий физическими упражнениями, врачебно - педагогический контроль обеспечивает наблюдение за учащимися на уроках физической культуры и во время внеклассных занятий, медицинского обследования и контроль за физическим развитием и состоянием здоровья школьников. Врачебно- педагогический контроль представляет собой исследования, проводимыми совместно с врачом и преподавателем физического воспитания (или тренером) и посредственная в местах занятий физической культуры (или тренировок) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях. Необходимость таких исследований связана с тем, что явление неполного восстановления после тренировок или занятий физической культурой, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствие и работоспособность учащегося или спортсмена. Это не позволяет преподавателю при необходимости вовремя внести в учебный процесс соответствующие коррективы, в связи с чем дальнейшее занятие не только не дает желаемого результата, но в ряде случаев ведет к возникновению предпатологических состояний или к заболеванию обучающегося или спортсмена. Без знания основных принципов, методов врачебно- педагогического контроля,преподаватель не может правильно оценить влияние физических упражнений на организм, дифференцировано подойти к обучению школьников разного возраста, пола, уровня физического развития и физической подготовленности. Наблюдения, проводимые на уроках, во время внеклассных занятий и соревнований, помогают преподавателю выявить индивидуальные способности школьников, что также способствует совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Основные задачи врачебно- педагогического контроля в школе-

    ознакомление с организацией занятий и методикой их проведения;

    изучение воздействия физических нагрузок на организм школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности;

    дозирование объема и интенсивности нагрузок;

    уточнение вопросов планирования;

    контроль за соблюдением гигиенических требований к одежде занимающихся, микроклимату помещения, где проводятся занятия, спортивному оборудованию.

Однако врачи, к сожалению, не сотрудничают с учителями физической культуры и даже не посещают школы, а тем более в сельской местности, где их присутствие и совместная работа с преподавателями пошла бы только на пользу общего дела. И это проблема! Поэтому я и решила раскрыть это вопрос и сказать о важности медицинского контроля в школе. В своей работе я и хочу показать как важен врачебно- педагогический контроль на занятиях физической культуры. Только при систематическом контроле учитель или тренер смогут оценить способности своих учеников к перенесению больших нагрузок, умению восстанавливаться, росту спортивных результатов и др.

Теперь коснемся некоторых морфофизиологических особенностей подросткового возраста. Рост и развитие организма человека происходит в основном до 18 лет у юношей и до 16 лет у девушек. В процессе роста и развития организма повышается возможность нарастания тренированности. Развитие человеческого организма от рождения до зрелого возраста – закономерный процесс морфологических и функциональных изменений, протекающих в зависимости от внутренних причин, состояния здоровья, наследственной обусловленности, условий жизни, труда, питания, физического воспитания. В процессе роста и развития в организме ребенка, а затем подростка постоянно увеличиваются масса и размеры тела в целом и отдельных органов, совершенствуются регуляторные функции.

Установлено, что наиболее интенсивный процесс морфологического развития организма человека происходит в основном от 13 до 16 лет. С возрастом не только увеличиваются показатели физического развития, но и изменяются взаимоотношение между отдельными признаками физического развития. К примеру, при одном и том же росте в разном возрасте определяются разные величины массы тела, окружности грудной клетки, становой силы и т.д. Весьма значительные изменения в возрастном аспекте наблюдаются в сердечно- сосудистой системе. В процессе роста детей увеличение массы сердца происходит неравномерно, что обусловлено повышением массы тела. К 16-17 годам появляется способность выполнять длительные упражнения с формированием качества выносливости, что обусловлено относительным совершенствованиям вегетативных функций и возможностью наилучшим образом удовлетворить потребность в кислороде, возникающую при длительной мышечной работе. В этот возрастной период наступает совершенствование техники различных упражнений. Особенности возрастного развития выдвигают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания детей и подростков с постепенным расширением используемых средств, направленных на развитие различных качеств. В связи с возрастными особенностями важное значение приобретает врачебный контроль, соблюдение режима, индивидуальный подход тренера и педагога. В обязательный комплекс врачебных исследований входят: выяснение общего медицинского анализа. Исследование физического развития, определение состояния нервной и сердечно- сосудистой систем, органом дыхания, пищеварения и т.д.

При врачебно- педагогическом контроле продолжается изучение воздействия на организм занятий физическими упражнениями, во время больших соревнований или тренировочных нагрузок могут проявится скрытые отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе: основной, подготовительной или специальной.

Итак, наибольшая эффективность в развитии двигательной деятельности школьников достигается при учете особенностей возрастных изменений двигательных качеств, физического развития и функционального состояния различных систем организма. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения состояния физического развития, подготовленности, а так же необходимость контроля за ходом развития школьников, что позволит объективнее оценить результаты педагогического воздействия. Причем это возможно, когда полученные показатели сопоставятся с разработанными стандартами таблицами. Наличие таких стандартов позволят учителю, школьному врачу проводить контроль за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.

Заключение: в своей работе мы провели оценку физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, юношей и девушек, где взяли показатели физической подготовленности I четверти и IV четверти юношей и девушек. Судя по этим показателям можно сказать, что показатель физической подготовленности IV четверти как у юношей, так и у девушек выше, чем показатель I четверти, что соответствует программным требованиям.

И если проведем анализ физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, общеобразовательных школ, то можно отметить, что среди юношей выполнили школьную программу

в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

30% - на оценку «удовлетворительно».

в беге на 3000 метров:

50% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

в прыжках в длину с места:

40% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно».

среди девушек в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «неудовлетворительно».

в беге на 2000 метров:

40% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно»,

10% - оценку «неудовлетворительно».

в прыжках в длину с места:

50% - на оценку «хорошо»,

50% - на оценку «удовлетворительно».

Помимо показателей физической подготовленности можно определить тренированность сердца учащихся с помощью индекса Руффье:

Р, - пульс сидя за минуту, после 5-ти минутного сидения (или отдыха).

Р – пульс стоя за 1 минуту после нагрузки.

Нагрузка – за 30 секунд 30 приседаний.

Р – пульс сидя за 1 минуту, через 1 минуту сидения.

И дать оценку физической подготовленности, где показатель меньше 0 – отличная тренированность.

От 0 – 5 хорошая тренированность,

от 5 – 10 удовлетворительная тренированность,

от 10 – 15 слабая тренированность,

больше 15 неудовлетворительная тренированность.

Чтобы определить динамику совершенствования функциональной деятельности сердечно- сосудистой системы старшеклассников, мы оценили их тренированность сердца также в I четверти и в середине IV четверти. Обследование проводилось с учащимися 10-11 классов. В исследовании приняло 20 человек, из 10 юношей и 10 девушек. Исследования показали: если на I четверть среднее значение индекса составило 8,9 – у девушек и 8,5 – у юношей, то к середине IV четверти произошли изменения тренированности сердечно – сосудистой системе, где среднее значение индекса у девушек- 6,4; у юношей- 7,6.

Судя по оценке физической подготовленности можно сказать, что как у девушек, так и у юношей тренированность сердца удовлетворительная. Я считаю, что индекс Руффье очень эффективный метод исследования тренированности сердечно- сосудистой системы, и его необходимо применять в школе для исследования функционального состояния учащихся.

Контроль за развитием физических качеств

Контроль за развитием силы проводится с применением следующих групп методов.

Первая группа основана на определении максимальной статической силы основных мышечных групп с помощью динамометра. Эту методику называют полидинамометрией. Данные измерений позволяют характеризовать силовую «топографию» мышц легкоатлетов, выявляют сильные и слабые мышечные группы.

Вторая группа методов заключается в измерении динамической силы мышц. Здесь можно с помощью прыжковых упражнений определить способность к многократному проявлению динамической силы. Измеряется длина или высота прыжка в линейных единицах или время выполнения прыжков.

Контроль за развитием быстроты . Контроль должен включать тестирование всех четырех форм проявления быстроты:

1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое) время реакции (в миллисекундах). 2. Максимальная частота движений во время выполнения упражнений избранного вида легкой атлетики. Например, время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции. 3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега, прыжках и метании определяется путем анализа кинограмм, записи усилий, времени опорных и полетных фаз (метод подометрии) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры. 4. Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

Контроль за развитием выносливости . Контроль осуществляется с помощью медико-биологических и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносливость многофакторна. Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность. Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

Контроль за развитием ловкости . При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике определения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степе­ни совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

Контроль за развитием гибкости . Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах. Для измерений степени подвижности в градусах пользуются прибором гониометром. Измерение гибкости в линейных мерах основано на определении пути дистальной части перемещаемого в пространстве звена тела от исходного положения (или определенной плоскости) до высшей точки амплитуды движения. Измеряется расстояние, на которое перемещается определенная точка движущегося звена тела.

Глава 3. Врачебно-педагогический контроль за физической подготовкой

Особенности методики проведения учебных занятий по различным разделам физической подготовки

Занятия по ФП организуются и проводятся по следующим разделам: прикладная гимнастика, легкая атлетика, уско­ренное передвижение (марш-бросок), преодоление препятствий, бое­вые приемы борьбы, лыжная подготовка и плавание и переправы вплавь.

Основное содержание раздела«Прикладная гимнастика»: подтя­гивание и подъем переворотом на перекладине, поднимание ног к пе­рекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и др. Особенностью является организация силовой тренировки на сна­рядах, тренажерах и применения в каждом занятии упражнений на внезапность, быстроту действий, требующих проявления скоростно-силовых способностей.

Легкая атлетика. Содержание: бег на короткие (100,200.400 м), на средние (800.1000,1500 м) и длинные (3000,5000,10000 м) дис­танции.

Обучение технике выполнения данных упраж­нений проводится преимущественно методом «разучивания в целом». Перед отработкой техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, метания гранаты, толкания ядра и прыжков проводится дополнительная разминка.

Ускоренное передвижение (марш-бросок) на 6, 10 км. Особенность: проводится на пересеченной местности (по возможности в обмунди­ровании с оружием и снаряжением). Осуществляя подготовку к марш-броску, необходимо наращивать нагрузку от одного занятия к другому путем постепенного увеличения дистанции и ее отрезков, преодолеваемых бегом, путем усложнения маршрута движений и т.п.;

Преодоление препятствий. Особенность: занятия проводятся на специально оборудованных полосах препятствия и на местности, име­ющей естественные препятствия и заграждения. Обучение преодолению препятствий производится в начале без оружия, затем с оружием, а тренировка - с постепенным увеличением веса выкладки, усложнением условий преодоления препятствий.

Боевые приемы борьбы. Занятия проводятся как в зале со спе­циальным покрытием, оборудованном боксерскими и борцовскими сна­рядами, так и на специально подготовленной яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку. Во избежание травм при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке мест занятий, орга­низма обучаемых к выполнению приемов, дисциплине занимающихся. Болевые приемы при обучении выполняются плавно, без рывков и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом - «Есть») немед­ленно прекращаются. Броски проводятся от середины к краям ковра. Разучивание приемов самостраховки и страховки осуществляется на первых занятиях, а в дальнейшем они постоянно совершенствуются. Обучение приемам ведется в парах, примерно равными по росту и ве­су. Приемы и действия, связанные с выполнением ударов, бросков и болевых приемов изучаются и совершенствуются в обе стороны, пра­вой и левой конечностями сначала в медленном, а затем в быстром темпе. При обучении приемам обезоруживания на занятиях использу­ются макеты ножей, пистолетов, автоматов и других предметов.


Лыжная подготовка. Особенности: на первом занятии руководи­тель проверяет умение личного состава ходить на лыжах. С не умею­щими ходить на лыжах первые 2-3 занятия проводятся отдельно. Для обучения лыжным ходам выбирается защищенная от ветра ровная пло­щадка (размером примерно 50 х 80 м), на которой в 5-10 м одна от другой прокладываются две замкнутые лыжни. Движение по лыжням производится в одном направлении.

Плавание и переправы вплавь. Занятия проводятся на специаль­но оборудованных водоемах, водных станциях, в крытых и открытых бассейнах при t° воды не ниже +17°С. На первых занятиях по плава­нию так же как и при проведении лыжной подготовки проверяется умение плавать и личный состав делят на три группы:

· первая группа - не умеющая плавать, не проплывающие 25 м;

· вторая группа - умеющая плавать, проплывающие 25 м, но не владеющие одним из наиболее выгодных в служебно-прикладном отно­шении способов плавания (на боку, брасс);

· третья группа - наиболее подготовленные пловцы, владеющие одним из указанных способов и проплывающие не менее 200 м.

Физические упражнения воздействуя на организм человека, выводят его из состояния гомеостаза (постоянства и устойчивости внутренней среды). Благодаря различным реакциям органов и систем организм после прекращения выполнения физических упражнений возвращается в гомеостатическое состояние. Поэтому для правильной организации и проведения занятий по ФП знание физиологических закономерностей деятельности организма при занятиях физическими упражнениями и основных методов оценки его реакции совершенно необходимо. Это касается не только специалистов в области ФП, но и всех, кто имеет к ней какое-либо отношение (кто занимается самостоятельно, кто организует, кто руководит процессом ФП).

Курсанты, в будущем офицеры МЧС, имеют к процессу ФП самое прямое отношение. Следовательно, они должны необходимым минимумом знаний в области регулирования физических нагрузок и определения реакции организма в процессе занятий ФП.

Врачебно- педагогический контроль (ВПК) является важной составной частью врачебного наблюдения за здоровьем людей, занимающихся физической культурой или её прикладной формой- физической подготовкой. Он обуславливает совершенствование процесса физического воспитания и спортивной тренировки в целях оптимизации оздоровительной направленности и усиления тренировочного воздействия занятий физическими упражнениями.

ВПК представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих оценить эффективность занятий ФП на организм занимающихся и проводится специалистами по ФП совместно с представителями медицинской службы. Отдельные мероприятия по ВПК могут осуществляется командирами (начальниками) всех уровней и самими занимающимися.

Цель ВПК заключается в обеспечении улучшения физического состояния занимающихся, которые объединяет физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность человека.

Для достижения этой цели необходимо в процессе ВПК решить задачи медицинского обеспечения ФП, которые конкретизируются в следующих аспектах:

· определение адекватности физической нагрузки на различных формах ФП уровню физического развития, функционального состояния и физической подготовленности курсантов;

· оценка динамики различных показателей физического состояния занимающихся в течение семестра, учебного года;

· предупреждение травматизма.

О первых двух направлениях мы еще будем вести речь в последующих учебных вопросах лекции, а сейчас отметим основные составляющие профилактики травматизма:

· следить за исправностью спортивных снарядов, сооружений, тренажеров, спортивной обуви и одежды;

· соблюдать правильную методику и рациональную организацию занятий;

· поддерживать на занятиях твердую дисциплину и соблюдение требований к выполнению физических упражнений и правил спортивных соревнований;

· оказывать грамотную страховку и помощь при выполнении сложных упражнений;

· осуществлять контроль за состоянием занимающихся;

  • проводить разъяснительно-пропагандистскую работу о необходимости и важности профилактической работы по предупреждению травматизма на занятия по ФП.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ в физкультуре и спорте - система медицинского наблюдения в СССР за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, направленная на эффективное использование средств и методов физ. воспитания, на укрепление здоровья, совершенствование физ. развития и физ. подготовленности населения. В. к. является одним из разделов спортивной медицины (см.). Основоположником идей научного обоснования физ. воспитания является П. Ф. Лесгафт; его ученику В. В. Гориневскому принадлежит заслуга разработки основ В. к. как системы мед. обслуживания физкультурников и спортсменов.

Повышению роли В. к. способствовали постановления партии и правительства о развитии физкультуры и спорта, в частности постановление СНК РСФСР от 1928 г., постановление ЦИК СССР от 1930 г. и ЦК ВКП(б) от 1932 г., постановление ЦК ВКП(б) от 1948 г., постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1966 г. о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и от 1972 г. о введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Создание в 1950 г. сети специализированных леч.-проф, учреждений - врачебно-физкультурных диспансеров (см. Диспансер, врачебно-физкультурный) - способствовало организации В. к. и разработке его методов. В. к. как система мед. обеспечения занимающихся физкультурой и спортом осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами (республиканскими, областными, городскими, районными), а также кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, вузах, добровольных спортивных обществах, детских и юношеских спортивных школах. Действующим положением о В. к. предусмотрено участие врачей общей леч.-проф, сети в проведении контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом. Общее руководство врачебно-физкультурной службой осуществляется леч.-проф, управлением Минздрава СССР. В Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР имеется специальный медико-биологический отдел, организующий совместно с органами здравоохранения В. к. над группами ведущих спортсменов страны.

В. к. в физическом воспитании и спорте состоит из ряда разделов: 1) врачебных освидетельствований лиц, занимающихся физкультурой и спортом; 2) врачебно-педагогических наблюдений непосредственно в процессе занятий; 3) врачебно-спортивиой консультации; 4) сан.-гиг. надзора за местами занятий и соревнований; 5) сан.-просвет, работы; 6) медико-санитарного обеспечения спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

При врачебном освидетельствовании используются методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные, разработанные в спортивной медицине приемы. Периодичность, объем и содержание врачебного обследования определяются контингентом занимающихся - их возрастом, полом, характером занятий, спортивной квалификацией, соответственно с чем освидетельствование проводится по краткой или углубленной методике.

Обследованию по краткой методике (по форме 227) для решения вопросов о допуске к занятиям, проверки их воздействия на состояние здоровья и физическое развитие подвергаются лица следующих категорий: занимающиеся по обязательной программе физ. воспитания в учебных заведениях; готовящиеся к сдаче норм ГТО; занимающиеся в группах общей физ. подготовки, в физкультурных коллективах промышленных предприятий, учреждений, колхозов, совхозов и др. По краткой методике врачебного обследования проводится физикальное обследование, основные антропометрические измерения (определение веса, роста, мышечной силы и др.), клинические анализы мочи и крови. При необходимости врач-терапевт, проводящий обследование, привлекает врачей-специалистов другого профиля. Проводятся эти обследования врачами районных поликлиник, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений, врачами здравпунктов промышленных предприятий, а также врачами средних и высших учебных заведений. Эта работа проводится под общим организационно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров. Обследование учащихся средних школ, ПТУ, техникумов и вузов приурочивают к началу учебного года. Исходя из состояния здоровья, физ. развития и физ. подготовленности, учащихся распределяют на три мед. группы для занятий физкультурой (основную, подготовительную и специальную).

В основную мед. группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья или имеющих незначительные изменения при достаточной физ. подготовленности. Им показаны занятия по учебным программам в полном объеме, сдача контрольных нормативов ГТО, занятия спортом, участие в соревнованиях.

В подготовительную мед. группу относят лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, но недостаточно физически подготовленных, в связи с чем требуется нек-рое ограничение и постепенность нарастания нагрузок, исключение (иногда временное) соревнований. В специальную мед. группу зачисляют лиц с заболеваниями, при к-рых групповые занятия могут проводиться лишь по специальным программам; по показаниям - занятия ЛФК в поликлинике либо во врачебно-физкультурном диспансере. При этом учитывают характер заболевания, уровень физ. подготовленности и др. Врачебное обследование контингентов среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физ. подготовки, при подготовке к сдаче нормативов V ступени комплекса ГТО «Бодрость и здоровье», дополнительно включают электрокардиографическое исследование. Кроме того, для определения степени возрастных изменений сердечно-сосудистой системы или выявления признаков скрыто протекающей патологии применяют модифицированную пробу Мастера - подъем и спуск по двухступенчатой лестнице с общей высотой 40 см (высота ступеньки 20 см). Длительность пробы 2 - 3 мин. (в зависимости от физ. подготовленности обследуемого) при постоянном темпе - 20 переходов в 1 мин.; можно использовать и другие варианты лестничной пробы. До и после пробы подсчитывают пульс, измеряют артериальное давление, регистрируют электрокардиограмму.

При решении вопроса о допуске к занятиям физической культурой и сдаче норм ГТО врач учитывает также данные об обращаемости за лечебной помощью на основании представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники.

Обследование по углубленной методике проводится в процессе диспансерного наблюдения за высококвалифицированными спортсменами (по форме 227а). Диспансеризация строится на принципах комплексного исследования основных физиол, систем организма, функциональной направленности методов исследования, дифференцированного подхода в зависимости от спортивной специализации обследуемого; индивидуальной оценки результатов обследования, динамического характера врачебных наблюдений. Углубленному врачебному обследованию подвергаются высококвалифицированные спортсмены.

Врачебное обследование спортсменов по углубленной методике проводится врачебно-физкультурными диспансерами и врачами добровольных спортивных обществ. Исследование проводится терапевтом-специалистом по В. к., в необходимых случаях привлекают невропатолога, окулиста, хирурга, стоматолога, гинеколога и др. Собирают подробный общий и спортивный анамнез, проводят физикальное обследование, клинические анализы мочи и крови, используют необходимые инструментальные методы (в т. ч. обязательно рентгенологическое и электрокардиографическое обследования), проводят специальные функциональные пробы.

Особое значение придается В. к. над спортсменами высоких разрядов, участниками городских, республиканских, всесоюзных и международных соревнований, в т. ч. Олимпийских игр.

Программа углубленного врачебного обследования включает обследования на основных этапах годичного тренировочного цикла, приуроченные к подготовительному и соревновательному периодам тренировки (2-3 раза в год), и дополнительные обследования по показаниям. Основными задачами углубленного врачебного обследования являются: а) оценка эффективности применяемых режимов и методики тренировки; проверка воздействия систематической тренировки на состояние здоровья, физическое развитие и спортивную работоспособность; б) определение готовности к предстоящим соревнованиям (оценка «спортивной формы») с целью рекомендаций по отбору в состав сборных команд; в) назначение эффективных методов и средств восстановления и поддержания высокой работоспособности (витаминные, общеукрепляющие средства и др.), профилактики состояния перетренированности (снижение объема и интенсивности нагрузки, ее характера, в случае необходимости назначение лечебных мероприятий).

Определение воздействия систематической тренировки на физ. развитие устанавливается наружным осмотром и антропометрическими измерениями роста, веса, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, становой силы, силы кисти, диаметров и периметров различных частей тела и др. Оценка физ. развития проводится по пятибалльной системе (низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое) на основании местных стандартов физ. развития или специальных таблиц корреляции (см. Физическое развитие).

При обследовании подростков определяют также степень половой зрелости; при этом учитывают развитие вторичных половых признаков (по методике Арон и Ставицкой) - степень оволосения лобка, подмышечных впадин, развитие молочных желез, времени появления менструации и др. Определяются пропорции тела для характеристики типа телосложения (один из критериев спортивного отбора, см. ниже раздел Врачебноспортивная консультация). Исследование физ. развития позволяет правильно оценить индивидуальные данные спортсмена, проследить динамику физ. развития в процессе регулярных занятий спортом, влияние того или иного вида спорта на физическое совершенствование.

Углубленная методика В. к. дает возможность выявить нек-рые морфологические и функциональные изменения организма, возникающие в процессе регулярных тренировок, а также нарушения, связанные с перетренированностью и перенапряжением. В этих целях очень важны показатели исследования сердечнососудистой системы. Так, типичным результатом многократных тренировок с большими нагрузками, особенно в видах спорта, развивающих выносливость, является физиологическое увеличение сердца у спортсменов за счет тоногенной дилатации его полостей и гипертрофии миокарда.

Умеренное расширение полостей сердца физиологически сводится к увеличению остаточного (резервного) внутрижелудочкового объема крови во время покоя, благодаря чему при напряженной мышечной работе может существенно повыситься сердечный выброс.

Изменения основных функций сердца (автоматизма, возбудимости и проводимости), к-рые могут возникать в связи с систематической тренировкой, получают отражение на электрокардиограмме. У тренированных спортсменов в покое часто наблюдается выраженная синусовая брадикардия (40-60 сокращений в 1 мин.) с умеренной синусовой аритмией и признаками гипертрофии миокарда (см. Брадикардия , Сердце , сердце и спорт).

Выражением развивающейся с ростом тренированности экономной формы деятельности сердца в состоянии покоя является, помимо урежения ритма, также уменьшение начальной скорости нарастания внутрижелудочкового давления, ударного и минутного объемов крови.

В случае наличия очагов хрон, инфекции, а также при значительных пepeнапряжeниях в связи с чрезмерными нагрузками могут появиться изменения на ЭКГ, отражающие изменения метаболизма миокарда: нарушение внутрижелудочковой проводимости, удлинение атрио-вентрикулярной проводимости, электрической систолы сердца; нарушения ритма, двухфазность или инверсия зубцов T, смещение сегмента RS - T книзу от изолинии, увеличение угла QRS-T свыше 60° и более.

Для оценки работоспособности сердца в необходимых случаях используют методы поликардиографии (см.), определения ударного и минутного объемов крови - газоаналитические, разведения красителя (метод Стюарта- Хамилтона) и др. При напряженной мышечной работе минутный объем крови у спортсменов достигает 30 л/мин и более. У ряда спортсменов наблюдается так наз. синдром регулируемой гиподинамии миокарда (В. Л. Кариман, 1959). В этих случаях меняется структура цикла сердечного сокращения. Так, на поликардиограмме с увеличением продолжительности сердечного цикла, фазы асинхронного и изометрического сокращений происходит уменьшение относительной продолжительности фазы изгнания и продолжительности механической систолы. Эти изменения обусловливают возрастание потенциальных возможностей тренированного сердца. Усиленная мышечная работа вызывает переход состояния регулируемой гиподинамии миокарда в состояние гипердинамии. При этом укорачивается фаза изометрического сокращения и изгнания, увеличивается внутрисистолический показатель, т. е. большая часть энергии сердечного сокращения затрачивается на изгнание крови. Эти изменения обусловливают возрастание потенциальных возможностей тренированного сердца.

Для проверки системного артериального давления (максимального, минимального и среднего), скорости распространения пульсовой волны, степени соответствия периферического сопротивления минутному объему крови и других показателей гемодинамики используют методы сфигмографии (см.) и тахоосциллографии (см. Осциллография). Применение венозной окклюзионной плетизмографии (см.) дает возможность количественного определения состояния мышечного кровотока и его изменений в связи с возрастанием тренированности. С ростом тренированности определяется тенденция к нек-рому снижению артериального давления в состоянии мышечного покоя.

При исследовании дыхательной системы пользуются клиническими и инструментальными методами исследования, вт. ч. определением дыхательных объемов (частоты, глубины и ритма дыхания, минутного объема дыхания, жизненной емкости легких, максимальной произвольной легочной вентиляции, силы дыхательных мышц и др.). Оценка дыхательных объемов и их изменений под влиянием физ. нагрузки и в процессе повышения тренированности проводится путем сопоставления фактических величин с «должными» по специальным формулам и таблицам (А. Г. Дембо и др., 1939). С ростом тренированности в состоянии мышечного покоя наблюдается более экономный тип дыхания: частота его урежается, а глубина увеличивается. Наибольшие величины жизненной емкости легких (до 6 - 7 л) и максимальной произвольной вентиляции легких (до 100-200 л) определяются у спортсменов, занимающихся видами спорта, развивающими выносливость,- у гребцов, пловцов, лыжников и др.

Исследования нервной системы включают определение функции черепномозговых нервов, двигательной и чувствительной сферы, изучение вегетативных рефлексов (см.). Используются ортостатическая, клиноортостатическая пробы (см. Ортостатические пробы), исследуются глазо-сердечный рефлекс (см.) и дермографизм (см.). Проводятся специальные пробы для определения латентного периода двигательной реакции, координации движений и др. По показаниям (последствия черепно-мозговых травм, повторные нокауты, остаточные явления нейроинфекции и др.) применяют электроэнцефалографию (см.), электромиографию (см.) и другие специальные методы. На основании данных обследования определяется нервно-психический статус спортсмена; фиксируются возможные отклонения.

Для получения данных о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и других основных физиол, систем организма спортсмена, выявления ранних признаков нарушения спортивной работоспособности в процессе углубленного врачебного обследования применяют функциональные пробы с дозированными физ. нагрузками. Так наз. динамические функциональные пробы позволяют наблюдать за тренированностью спортсмена и адаптацией организма к повышенным нагрузкам.

Наиболее широкое распространение имеют пробы с динамической мышечной нагрузкой, в частности комбинированная трехмоментная функциональная проба на скорость и выносливость (20 приседаний в течение 30 сек., 15-секундный быстрый бег на месте и 3-минутный бег на месте в среднем темпе - 180 шагов в 1 мин. с использованием метронома). В процессе исследования после каждой нагрузки в течение 3 - 4 мин. регистрируется частота пульса и уровень артериального давления. Оценку результатов пробы проводят по изменению этих показателей в абсолютных величинах и в процентах к исходным данным, благодаря чему определяется характер реакции на нагрузку и время восстановления исследуемых функций после нее. При этом установлено пять типов реакций. I. Нормотоническая реакция, характеризующаяся умеренным учащением пульса (60-100% от исходного) и повышением артериального давления (максимальное не должно возрастать более чем на 20-40%, а минимальное уменьшаться более чем на 10 - 35%), а также непродолжительным (1-3 мин.) периодом восстановления (возвращения к исходным данным). Обычно эта реакция определяется у спортсменов в состоянии хорошей тренированности. II. Астеническая (гипотоническая), со значительным учащением пульса (120 -150% от исходного) при незначительном повышении максимального давления и удлинении периода восстановления. Наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или в состоянии утомления. III. Гипертоническая, с большим повышением максимального давления (до 200 - 220 мм рт. ст.) и значительным учащением пульса, а также нек-рым повышением минимального давления. Обнаруживается чаще у лиц с гипертензией или начальными стадиями гипертонической болезни. IV. Со «ступенчатым» подъемом максимального артериального давления, когда непосредственно после нагрузки уровень его ниже, чем на 2-й, а иногда даже на 3-й минуте периода восстановления. Наблюдается при плохой приспособляемости организма к физ. нагрузке, в частности при переутомлении, в т. ч. после предшествующих значительных физ. нагрузок. V. Дистоническая, при к-рой минимальное давление не определяется из-за звучания «бесконечного тона» (см. Кровяное давление), а максимальное давление повышается значительно (иногда свыше 200 мм рт. ст.). Если «бесконечный тон» держится после обычной функциональной пробы не более 1-2 мин., его можно считать физиологическим. Более длительное сохранение «бесконечного тона» требует врачебного обследования для выявления причин его возникновения. Наблюдается выраженное учащение пульса, период восстановления замедлен. Дистоническая реакция обусловлена увеличением истинной пульсовой амплитуды, кинетической энергии крови при систоле и изменением эластических свойств сосудов что подтверждается увеличением объемной скорости сердечного выброса, скорости распространения пульсовой волны и другими показателями сосудистого тонуса. Дистоническая реакция чаще всего определяется у молодых людей (15-24 лет) и не расценивается как патологическая реакция. Однако она может возникать также в состоянии утомления после предшествующих значительных физ. напряжений или как один из признаков сосудисто-вегетативной дистонии (наряду с другими проявлениями этого заболевания).

Нормотоническая реакция является наиболее благоприятным типом приспособления аппарата кровообращения к нагрузкам функциональной пробы.

С целью определения физической работоспособности спортсменов-разрядников используется функциональная проба - тест PWC170 (проба рекомендована ВОЗ); PWC - первые буквы слов Physical Working Capacity - физическая работоспособность. Использование теста основывается на положении о том, что частота сердечных сокращений 170 уд. в 1 мин. соответствует оптимальным условиям функционирования сердечно-сосудистой системы в условиях больших спортивных нагрузок и что линейная зависимость между частотой сердечных сокращений и мощностью работы сохраняется в пределах частоты до 160 уд. в 1 мин. Проба заключается в том, что спортсмен выполняет на велоэргометре две нагрузки, каждая из к-рых продолжительностью 5 мин., с отдыхом между ними 3 мин., частота вращения педалей 60-80 в 1 мин. Определив частоту пульса в течение последних 30 сек. первой (f1) и второй (f2) нагрузок по формуле, разработанной В. Л. Карпманом с сотр., рассчитывают физическую работоспособность для данного спортсмена:

PWC 170 = N 1 +(N 2 -N 1) (170-f 1)/(f 2 -f 1),

где N1 и N2 - мощность работы (в ваттах), f1 и f2 - частота пульса соответственно в конце первой и второй нагрузок. Величина PWC170 зависит от возраста, пола, физической подготовленности, вида спорта, к-рым занимается обследуемый. По специальной формуле определяют расчетную величину максимального потребления кислорода.

Физическая готовность спортсменов высоких разрядов, участников ответственных соревнований (в т. ч. Олимпийских игр и др.), особенно в видах спорта, развивающих выносливость, проверяется с помощью разных моделей нагрузок (на велоэргометре, третбане) со ступенчато повышающейся мощностью работы «до отказа». Длительность нагрузки на каждой ступени от 3 до 6 мин., прибавка мощности каждые 1 - 2 мин.- 200 - 250 кем. Испытание прекращается при появлении выраженных внешних признаков утомления, невозможности поддерживать заданный темп вращения педалей, учащении пульса, превышающем 200-210 уд. в 1 мин. при одновременном снижении артериального давления, стабилизации или снижении коэффициента использования кислорода, повышении дыхательного коэффициента. Кроме того, для определения функционального состояния организма спортсменов можно использовать Гарвардский степ-тест, к-рый заключается в подъемах на скамейку (высотой 50,8 см - для взрослых, 40-45 см - для подростков и юношей) в течение 5 мин. По продолжительности выполненной нагрузки и по количеству ударов пульса высчитывают индекс результатов пробы по специальной формуле. Средняя работоспособность оценивается при величине индекса, равной 50-80, высокая - более 80, низкая - менее 50.

Во время выполнения функциональных проб и в восстановительном периоде определяют показатели газообмена (потребление кислорода, выделение углекислоты) с помощью аппарата Холдейна или других газоанализаторов (cм.). По показаниям используют и другие методы исследования. Применение спироэргометрии позволяет определить важные показатели состояния тренированности: предел возможного увеличения потребления кислорода при нарастающей мощности мышечной работы, что характеризует аэробную производительность организма, т. е. способность к максимальному потреблению кислорода организмом при напряженной мышечной работе (у выдающихся спортсменов максимальное потребление кислорода достигает 80 - 85 мл/мин и более на 1 кг веса тела), экономичность работы по потреблению кислорода на единицу произведенной работы. С возрастом максимальное потребление кислорода снижается, у женщин оно на 20-25% ниже, чем у мужчин.

В специальных обследованиях нек-рых групп спортсменов для определения анаэробной производительности организма, т. е. способности выполнять работу в условиях дефицита кислорода (двигательная гипоксемия), когда биохимические превращения проходят с преобладанием гликолитических процессов, в лабораторных условиях используют модель велоэргометрической нагрузки в виде повторных «заездов» с интенсивностью 90 % от максимальной скорости вращения педалей, определяемой у обследуемого в течение 20 сек. до опыта; продолжительность каждого повторения - 30 сек. с интервалом для отдыха 10 сек. Нагрузка повторяется несколько раз до сохранения заданного темпа вращения педалей. В процессе работы и 10-секундных интервалов для отдыха, а также в течение 30 мин. восстановления после всей нагрузки регистрируется число оборотов педалей, поглощение кислорода, выделение углекислоты, ритм сердечных сокращений (по ЭКГ). Рассчитывается общий запрос кислорода, кислородный долг в процентах к общему запросу.

Аэробную производительность и устойчивость к дефициту кислорода определяют по величине кислородного долга и увеличению содержания молочной к-ты в крови. До нагрузки на велоэргометре, сразу после нее и на 30-й минуте восстановительного периода исследуют биохимические показатели: а) устойчивость углеводно-энергети чес кого обмена (молочная и Пировиноградная кислоты, неорганический фосфор, «истинная» глюкоза, общая активность лактатдегидрогеназы в крови и креатинина в моче); б) реактивность крови: количество лейкоцитов (фаза лейкоцитоза), содержание гемоглобина и количество эритроцитов (расчет цветного показателя, средней гемоглобинизации эритроцитов, расчет содержания общего гемоглобина по формулам).

При В. к. за нек-рыми группами спортсменов - тяжелоатлетами, гимнастами, метателями, участниками соревнований по фигурному катанию, авто- и мотогонщиками и др.- для исследований функционального состояния нервно-мышечного аппарата, оказывающего значительное влияние на специальную работоспособность в скоростно-силовых и сложно-технических видах спорта, используют разные варианты электромиографии.

На основании углубленного врачебного обследования дается общее заключение, в к-ром предусмотрено: оценка состояния здоровья, физ. развития, функционального состояния; рекомендация тренировочного режима (по общему плану или индивидуальный); в случае необходимости рекомендуются леч.-проф, мероприятия и восстановительная терапия; назначение дополнительных функционально-диагностических обследований и сроки повторных врачебных освидетельствований.

Противопоказания к занятиям спортом

При наличии отклонений в состоянии здоровья устанавливаются необходимые ограничения в занятиях спортом. Ряд заболеваний является противопоказанием к занятиям спортом.

Что касается занятий физкультурой и леч. гимнастикой, то вопрос решается в каждом конкретном случае индивидуально с учетом характера и клинического течения заболевания, физ. подготовленности обследуемого, его возраста, пола и др. (см. «Готов к труду и обороне», Лечебная физкультура).

К занятиям спортом не допускаются лица, страдающие последствиями травм головного и спинного мозга, сопровождающимися расстройствами в двигательной и чувствительной сферах; органическими заболеваниями ц. н. с.; психическими заболеваниями, стойкими заболеваниями вестибулярного аппарата; заболеваниями периферических нервов при наличии расстройств движений или стойкого болевого синдрома.

Противопоказанием к занятиям спортом служит туберкулез в активной форме; при неактивном туберкулезе и неспецифических заболеваниях легких абсолютным противопоказанием является наличие дыхательной или легочно-сердечной недостаточности.

Занятия спортом исключаются при приобретенных и врожденных пороках клапанов сердца. Противопоказанием является гипертоническая болезнь II и III стадии; в IА (транзиторной) стадии при отсутствии склонности к гипертоническим кризам под врачебным наблюдением можно разрешить тренировки (исключаются бокс, тяжелая атлетика, борьба, фехтование, акробатика, футбол, хоккей, подводное плавание, слалом, прыжки с трамплина, технические виды спорта). Занятия спортом противопоказаны также при симптоматических формах артериальной гипертензии. Нейро-циркуляторная дистония по гипертоническому типу и так наз. юношеская гипертония не служат противопоказанием к тренировкам, но при этом требуется особо строгое врачебное наблюдение. При наличии кардиосклероза различной этиологии или миокардиодистрофии атеросклеротического и инфекционно-аллергического происхождении.снятия спортом запрещаются. Облитерирующие заболевания артериальных сосудов вызывают необходимость прекратить занятия спортом в связи с функциональными нарушениями, вызванными ухудшением кровоснабжения конечностей.Хрон. заболевания почек и мочевыводящих путей, а также хрон. заболевания органов пищеварения являются противопоказанием занятиям спортом. В фазе стойкой длительной ремиссии возможны тренировки под тщательным врачебным наблюдением (исключая опорные прыжки, велосипедный спорт, водный спорт, конный спорт, лыжные гонки и другие виды спорта, связанные с возможным переохлаждением и сильным сотрясением). Заболевания суставов обменного, аллергического, инфекционного и эндокринного происхождении несовместимы с систематическими занятными спортом. То же относится к заболеваниям позвоночника с ограничением функции и болевым синдромом. При наличии остеохондроза вопрос о допуске к занятиям спортом решается индивидуально. Эндокринные заболевания (сахарный диабет, подагра со склонностью к приступам, нарушение жирового обмена II - III степени, тиреотоксикоз) препятствуют занятиям спортом. При ожирении I степени и струме I степени без явлений тиреотоксикоза можно разрешить тренировки.

Противопоказанием к занятиям спортом служат также болезни системы крови, хрон, заболевания ЛОР-органов и верхних дыхательных путей при наличии частых обострений и при функциональных нарушениях. При отосклерозе и различных формах прогрессирующей тугоухости нецелесообразны занятия вело- и мотоспортом, стрельбой, игровыми видами спорта. Лица, страдающие глухонемотой, занимаются по специальным программам в организованных для них группах.

Женщины, страдающие хрон, воспалительными заболеваниями половых органов с частыми обострениями, не могут заниматься спортом. В периоде длительной ремиссии возобновление тренировок возможно. Опущение женских половых органов II и III степени с явлениями дизурии препятствует занятиям спортом, при I степени занятия разрешаются, но исключаются прыжки и гимнастика.

Аномалии развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, сопровождающиеся отставанием физ. развития, нарушением осанки, деформацией стоп, обусловливающей функциональные расстройства, служат противопоказанием к занятиям спортом. В этих случаях рекомендуется лечебная физкультура.

При малой степени близорукости занятия спортом можно разрешить без коррекции; при средней степени (от -3,0 до -5,0 дптр) или дальнозоркости (от +3,0 до +5,0 дптр) во время тренировок и соревнований допускается ношение очков. Более выраженная степень близорукости, если она прогрессирует или плохо корригируется очками либо сопровождается изменениями диска зрительного нерва, является противопоказанием к занятиям большинством видов спорта.

Если у систематически тренирующихся спортсменов обнаруживаются не распознанные при допуске к занятиям заболевания, возникают временные противопоказания к занятиям как спортом, так и физической культурой.

При острых инфекционных заболеваниях и травмах возникают временные противопоказания к занятиям физ. культурой и спортом. После выздоровления допуск к занятиям возможен только по разрешению врача. Сроки возобновления занятий устанавливаются индивидуально в зависимости от характера и тяжести перенесенного заболевания или травмы, наличия осложнений, функционального состояния обследуемого.

Сроки допуска к соревнованиям, а также к сдаче нормативов (учебных, ГТО) определяются, помимо перечисленных факторов, также продолжительностью перерыла в регулярных занятиях.

При наличии противопоказаний к занятиям спортом или ограничений к ним необходимо учитывать: а) особенности клинического течения заболевания в каждом конкретном случае; б) характер проводимых занятий (по обязательным программам, общая физ. подготовка, спортивные тренировки и соревнования), а также конкретную спортивную специализацию; в) физ. подготовленность, тренированность: г) пол, возраст, профессию обследуемых.

Перетренированность и различные проявления перенапряжения требуют восстановительного лечения с последующим постепенным включением в тренировочный процесс по индивидуальному плану под наблюдением врача.*

Перечисленные выше противопоказания являются лишь основными, но в практике В. к. могут быть выявлены и другие отклонения, подлежащие учету для решения о допуске к занятиям физкультурой и спортом.

Важным разделом В. к. являются врачебно-педагогические наблюдения , проводимые непосредственно в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти наблюдения в наибольшей мере помогают изучить адаптацию организма спортсмена к специфическим условиям тренировок, определить тренированность, а также изучить уровень требований, предъявляемых организму соответствующей программой занятий физической культурой и спортом. В ходе врачебно-педагогических наблюдений проводится непосредственное ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения занятий. Хронометраж позволяет определить плотность занятий, т. е. время, фактически затрачиваемое непосредственно на выполнение упражнений. Фиксируется длительность каждого из упражнений и продолжительность пауз между ними; данные хронометража заносятся в протокол. Для характеристики интенсивности физ. нагрузок исследуется «физиологическая кривая» по пульсу (частота его определяется непосредственно перед началом и тотчас после основных этапов или серий основных упражнений на протяжении всего занятия).

Врачебно-педагогические наблюдения проводятся с помощью комплексной методики, программа к-рой определяется поставленной задачей, характером занятий и контингентом обследуемых. При этом обязательно определение степени утомления, вызванного занятием, по внешним признакам (потливость, изменение окраски кожи лица, ухудшение координации движений и т. д.) и по реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (исследование частоты пульса, дыхания, уровня артериального давления, жизненной емкости легких) в отдельные моменты занятий.

При оценке воздействия значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок, используемых в методике подготовки спортсменов высоких разрядов, дополнительно применяют инструментальные исследования (телеэлектрокардиография, электромиография и ряд других), а также комплекс биохимических тестов. Важные дополнительные данные для оценки реакции организма обследуемого на нагрузку тренировочного занятия или соревнования дает метод «дополнительной» нагрузки непосредственно в процессе тренировки, в качестве к-рой применяется бег на месте в максимальном темпе в течение 15 сек. или трехминутный бег в темпе 180 шагов в 1 мин., нагрузка на велоэргометре (дозированная или до достижения пульса 170 уд. в 1 мин.). Более полные данные можно получить при использовании специфической нагрузки (напр., для пловцов - проплывание 50-метровой дистанции в темпе 90% от максимального, для бегунов - пробегание дистанции 60 -100 м и др.). Спортсмену предлагается выполнить эту нагрузку до занятия (первая нагрузка), через 10 -15 мин. после завершения занятия (вторая нагрузка), а также в восстановительном периоде - утром на следующий день. Изменение реакции на вторую (и третью) дополнительную нагрузку выявляется путем сопоставления данных пульса, артериального давления, частоты дыхания с результатами исследования после первой дополнительной нагрузки. При этом учитываются изменения показателей физ. работоспособности и спортивно-технических результатов. Выявленные сдвиги отражают степень утомления после основного занятия.

Важнейшей задачей врачебно-педагогических наблюдений является определение состояния специальной тренированности (для каждого вида спорта).

В обычных условиях спортивной тренировки врачебно-педагогические наблюдения проводят с помощью тестов двух видов. Тест первого вида - с непрерывной работой, максимальной для данной дистанции, или с заданной интенсивностью, при этом определяется возможная продолжительность поддержания работы. После выполнения упражнений определяются вызванные ими физиол, сдвиги по данным пульса, дыхания, артериального давления, а также электрокардиографии и другим инструментальным методикам. Первый тест помогает установить уровень развития качеств скорости, общей или специальной (в зависимости от вида спорта) выносливости в конкретных видах спорта с циклической структурой движений. Тесты второго вида построены по принципу повторных нагрузок (разделенных короткими интервалами), каждый из к-рых проводится с соревновательной скоростью или близкой к ней. При определении тренированности в видах спорта с ациклической структурой движений спортсмен выполняет специально подобранные упражнения (напр., повторные жимы, поднятие штанги для тяжелоатлетов и др.). В интервалах между нагрузками определяются функциональные сдвиги, к-рые сопоставляются с показателями работоспособности (результативность выполнения нагрузок).

Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом в соответствии с состоянием здоровья и функциональной подготовленностью организма спортсмена, а также для проведения мероприятий по восстановлению работоспособности или повышению ее.

Врачебно-спортивная консультация по вопросам, связанным с занятиями физ. упражнениями и спортом, дается врачом-специалистом по В. к. педагогу, тренеру, спортсмену и лицам, желающим приступить к регулярной тренировке (групповой или индивидуальной, при подготовке к сдаче норм ГТО и т. п.). Консультация осуществляется на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений.

Для начинающих врачебно-спортивная консультация помогает сделать рациональный выбор физ. упражнений или спорта, наиболее соответствующих состоянию здоровья, физ. развития и уровню физ. подготовленности. Врачебно-спортивная консультация тренерам и спортсменам дается по вопросам режима, объема и характера тренировочных нагрузок, спортивного отбора и ориентации.

Спортивный отбор и ориентация одаренной молодежи проводятся на основании ряда критериев. Учитываются следующие показатели: 1) состояние здоровья - отсутствие отклонений и склонности к заболеваниям, ограничивающим использование современных методов тренировки; 2) особенности физиол, воздействия, оказываемого избранным видом спорта на организм; 3) физиологические и психологические особенности, благоприятствующие достижению высоких результатов в конкретном виде спорта (конституциональные особенности, темпы биол, созревания, личностные качества и др.); 4) уровень и темпы развития адаптационных изменений физиол, систем, осуществляющих энергетическое обеспечение мышечной активности (аэробная и анаэробная производительность); 5) напряженность процесса адаптации к значительным тренировочным нагрузкам (по данным врачебно-педагогических наблюдений); 6) степень устойчивости к повышенным психо-эмоциональным воздействиям.

Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физической культурой и спортом включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений (см.) или выделении помещений для занятий физкультурой и спортом (представителем СЭС района совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера, здравпункта предприятия и т. п.), а также текущий надзор за выполнением установленных сан. правил содержания мест занятий (проводится врачом соответствующей спортивной организации станции). Проверке подлежат: соответствие установленным требованиям состояния уборки и вентиляции закрытых помещений, их освещение и отопление, содержание аппаратуры и инвентаря; своевременность проведения очистки и обеззараживания воды в бассейнах и т. п. Необходимо также учитывать эпидемиол, обстановку и в нужных случаях проводить соответствующие профилактические мероприятия.

Санитарно-просветительная работа имеет целью пропаганду среди населения оздоровительного значения физической культуры и спорта (зарядки, производственной гимнастики, занятий в группах здоровья, освоения нормативов ГТО и т. п.); разъяснение роли правильного режима труда и отдыха, использования естественных факторов природы для закаливания, значения врачебного контроля и самоконтроля спортсмена (см.) для успешной спортивной подготовки. Предусматривается непосредственное участие врача в проведении занятий по подготовке разных возрастных групп населения к сдаче раздела «требований» ГТО по освоению навыков личной и общественной гигиены.

При медико-санитарном обеспечении спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы (спартакиады, сдача норм ГТО и др.) предусматривается: 1) проверка мед. документации о допуске к участию в соревнованиях; 2) организация оказания первой медпомощи; 3) проведение мед. комиссии для экспертизы спортсменов (индивидуальное заключение о допуске к тренировкам и к участию в спортивных соревнованиях и т. д.); 4) проверка гиг. состояния мест проведения соревнований, соблюдения метеорологических и других нормативов, обусловленных правилами соревнований.

В мед.-сан. обеспечении всесоюзных и международных соревнований, в т. ч. и Олимпийских игр, предусмотрены, кроме того, специальные разделы В. к. - антидопинговый контроль и контроль на половую принадлежность для женщин. Необходимость организации антидопингового контроля вызвана тем, что использование непосредственно перед соревнованиями или в период соревнований фармакологических препаратов, способствующих искусственному повышению спортивных результатов за счет стимулирования нек-рых физиол, процессов (см. Допинги), влечет за собой опасность нанесения ущерба здоровью спортсмена и создает неравные условия спортивной борьбы. На международных соревнованиях антидопинговый контроль проводится международными мед. комиссиями международных федераций по видам спорта с помощью врачей-специалистов по антидопинговому контролю страны-организатора. На Олимпийских играх (см. Игры Олимпийские) антидопинговый контроль проводится медицинской комиссией Международного олимпийского комитета (МОК). В СССР антидопинговый контроль на спортивных соревнованиях предусмотрен положением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 1971 г. Антидопинговый контроль основывается на использовании методов качественного и количественного анализа в биол, жидкостях (гл. обр. в моче) содержания допинг-препаратов, относящихся к различным классам хим. соединений (наркотики, симпатомиметические амины, антидепрессанты, стимуляторы ц. н. с., аналептики, анаболические стероидные гормоны и др.). Анализ биол, жидкостей проводится под шифрованным номером без указания фамилии спортсмена и названия страны. Заключение по анализу утверждается на заседании комиссии и сообщается судейской коллегии, а в случае обнаружения допинга - представителю команды, к к-рой принадлежит спортсмен.

Санкции по отношению к спортсменам, к-рые применяли допинг, принимаются. руководителями всесоюзной или международной спортивной организации (в зависимости от масштаба соревнования).

Специальным постановлением МОК установлено обязательное проведение контроля пола перед всеми крупными международными соревнованиями. Однократное прохождение такого контроля остается пожизненно действующим (при наличии соответствующей документации).

Целью контроля на половую принадлежность является проверка у спортсменов соответствия генетического пола паспортному. При нек-рых формах аномалии полового аппарата у женщин, чаще всего варианта ложного мужского гермафродитизма (см. Гермафродитизм), система половых хромосом не соответствует внешним признакам пола. Психофизиологические особенности организма спортсменки с ложным гермафродитизмом обеспечивают ей преимущества в спорте по сравнению с женщинами, имеющими нормальное развитие полового аппарата. Это нарушает важный принцип спортивных соревнований - равенство участников по их физиол. особенностям. При контроле на половую принадлежность используется ряд экспресс-методов определения полового хроматина (по методам Сандерсона - Стюарта и Касперсона). Исследованию подвергаются клетки эпителия слизистой оболочки влагалища, слизистой оболочки щеки (при массовых обследованиях) или волосяной луковицы. При оценке содержания полового хроматина учитывают дни менструального цикла (через 3-7 дней после менструации уровень его снижается), возраст обследуемых (самое низкое содержание в 13-14 лет). Исследования следует проводить до физ. нагрузки. В соответствии с результатами экспресс-методов в каждом явном и подозрительном случае на аномалию проводится полный хромосомный анализ культуры лейкоцитов периферической крови с применением дифференциальной окраски хромосом. Несоответствие генетического пола паспортному исключает возможность участия в соревнованиях среди женщин.

Врач, организующий мед.-сан. обеспечение спортивных соревнований, входит в состав судейской коллегии и является заместителем главного судьи по всем вопросам медицины и сан.-гиг. обеспечения соревнований. Все заключения врача являются обязательными для представителей участвующих команд, судей на соревнованиях, администрации стадиона и других спортивных сооружений.

Библиогр.: Граевская Н. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1975, библиогр.; Дембо А. Г. и Левин М. Я. Гипотонические состояния у спортсменов, Л., 1969, библиогр.; Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, М., 1970, библиогр.; Карпман В. Л., Белоцерков-ский 3. Б. и Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов, М., 1974, библиогр.; Куколевский Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами, М., 1975; Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. и Граевская Н.Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами, М., 1962; Налбандян М. А. и Зотов В. В. Цитогенетические исследования в спортивной медицине, Теор. и практ. физ. культ., № 6, с. 26, 1974; Проблемы спортивной медицины, под ред. С. П. Летунова и др., т. 1, М., 1974; Сердце и спорт, под ред. В. Л. Карпмана и Г. М. Куколевского, М., 1968, библиогр.; Спортивная медицина, под ред. А. Г. Дембо, М., 1975.

С. Летунов, Р. Е. Мотылянская.

Врачебно-педагогический контроль является одним из главных условий эффективной организации занятий с подростками и юношами в секции тяжелой атлетики. Им предусматриваются наблюдения врача непосредственно в процессе тренировочных занятий, во время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

  • - оценку организации и методики проведения учебно-треииро- вочных занятий с учетом возраста, состояния здоровья, обшей физической подготовленности и тренированности занимающихся;
  • - оценку воздействия спортивных тренировок и соревнований на организм занимающихся;
  • - проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнения правил безопасности;
  • - консультацию по вопросам возрастных особенностей юных штангистов и влияния на организм занятий тяжелой атлетикой.

Подростки, занимающиеся по программе годичной начальной подготовки, проходят врачебное обследование в диспансере не реже 2 раз в год (в сентябре и марте). Кроме того, они проходят частичное обследование в условиях тренировки не реже 1 раза в 2 месяца.

Большое значение имеют наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале. Результаты его наблюдений во время тренировки могут помочь выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

Один из факторов, находящихся под наблюдением врача, - плотность занятий.

Установив наблюдения над 1-3 спортсменами на протяжении всего урока, врач при помощи секундомера отмечает время, затраченное на выполнение различных упражнений. Отдельно отмечает время, затраченное на отдых, объяснение тренера, ожидание подхода к штанге и т. д.

Моторную плотность занятий вычисляют по формуле:

где tm - время, потраченное на выполнение упражнения, Ot - общая длительность всей тренировки, Мр - моторная плотность в процентах.

Например, если тренировочное занятие продолжалось 90 мин, а выполнение различных упражнений заняло 54 мин, то моторная плотность тренировки составит

Для тяжелоатлетов 12-16 лет считается хорошей плотность занятий, равная 50-60%, для атлетов более старшего возраста - 60- 70%.

Полезно участие врача в планировании тренировочной нагрузки (как для всей группы юных спортсменов, так и для отдельных лиц) с учетом результатов врачебно-педагогического контроля.

Анализируя и обобщая свои наблюдения за юными спортсменами, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности спортсменов, подсказать наиболее верные пути и средства для их повышения. Для этого спортивному врачу необходимо:

  • - проводить тщательный анализ данных медицинского обследования в условиях врачебно-физкультурного диспансера и данных врачебно-педагогических наблюдений на тренировке и соревнованиях;
  • - ежемесячно вместе с тренером анализировать правильность избранных методов и средств тренировок;
  • - вместе с тренером обсуждать результаты выступлений юных штангистов на соревнованиях;
  • - вместе с тренером обсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировки юных спортсменов;
  • - изучать условия, в которых проводится спортивная тренировка, добиваться при необходимости ее оздоровления в соответствии с задачами учебно-тренировочных занятий;
  • - вести пропагандистскую работу среди тренеров по повышению специальных знаний в области медицины, анатомии, физиологии и гигиены.

Только при условии постоянного контроля со стороны врача и тренера занятия с юными спортсменами в секции тяжелой атлетики дают положительные результаты. Очень важно, чтобы работа с подростками проводилась квалифицированными тренерами, знакомыми с возрастными особенностями развития человека и хорошо знающими методику тренировки юных тяжелоатлетов.