Пантомима упражнения. Конспект занятия "искусство пантомимы"

Пантомима упражнения. Конспект занятия
Пантомима упражнения. Конспект занятия "искусство пантомимы"

Практическое занятие «Пантомимика»

Цель – способствовать развитию пантомимики и жестов.

Задачи:

Изучить понятия пантомимики и жестов .

Развивать внимание и сочувствие к собеседнику и группе в целом.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании ведущий должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства «волшебного» понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).

Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.

Анжелика Бабенко
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций , пантомимические этюды .

Пантомимические этюды

1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.

2. «Щенок ищет» - заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.

3. «Гордый петушок» - идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.

4. «Пугливый мышонок» - сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.

5. «Злая собачка» - с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

6. «Пчела» - с широко открытыми глазами, жужжит.

7. «Лягушка» - с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.

8. «Озорная кошка» - глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимическим , иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей , которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.

Этюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций .

1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог : «высокий» , «маленький» , «там» , «я» , «до свидания» , «здравствуй» , «нельзя» , «иди сюда» , «уходи отсюда» , «тише» и др.

2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает : «Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?» , «Чьи игрушки?» , «Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.

3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу : «Тише!»

4. «Ласка» . Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

5. «Вкусная конфета» . У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами , какие конфеты на вкус.

Этюды на выражение эмоций грусти и радости .

1. «Невоспитанный мышонок» - идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.

2. «Мышонок хочет играть с друзьями» - подбегает, а друзья отворачиваются от него.

3. «Мышонок мирится с друзьями» - подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.

Игра на выразительность мимики .

Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж) . Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока» . Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой , какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.) . Педагог нацеливает на то детей , что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика .

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.

Веселое, радостное настроение

Веселое облако

Вот облачко веселое смеется надо мной :

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним :

«Мне весело с тобой!»

И долго – долго облачку махал я вслед рукой.

С радостью я в сад иду

Я сегодня очень рад,

Ведь иду я в детский сад.

Буду плавать, рисовать

И с детишками играть.

Веселый смех

Шел медведь – косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех посыпался вокруг.

М. Вайнилайтис

Лягушки ищут комара

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали : «Ква – ква –ква!»

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Рады, рады, рады

Светлые березки.

И на них от радости

Вырастают розы.

К. Чуковский

Страх, испуг

Испугались мы в лесу

Детям маленьким нельзя

В лес одним ходить, друзья!

В лесу можно оступиться,

Испугаться, заблудиться!

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути,

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору…

Е. Александрова

Поднял гром тарарам,

Прокатился по полям,

По лесам, по холмам

Да по синим облакам.

Теплым дождиком звеня,

Докатился до меня.

Дождь, дождь!

Надо нам разбегаться по домам!

Сердитые коты

Подрались между собой

Рыжие коты.

Поднялись у них трубой

Рыжие хвосты.

Дружелюбие

Будем дружить

Будем вместе мы дружить,

Будем вместе в мире жить.

Будем дружно все играть,

Прыгать, бегать и скакать!

Ты да я, да мы с тобой

Взялись за руки друзья

И сказали : «Ты да я – это мы!

Я – Катюшка, я Витюшка,

Я – Полинка, я Иринка…»

(Каждый ребенок называет свое имя.)

Гордость

Важные петушки

Вот шагают петушки,

На головках гребешки,

Красные бородки,

Важная походка.

Бедный мишка заболел.

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит!

Ф. Бобылев

Маленький бычок,

Рыженький бычок

Ножками ступает,

Головой качает :

«Где же стадо? Му – у – у!

Ску – у – учно одному – у – у!»

В. Берестов

Удовольствие

Угощаемся пирожками

Печка, печка, помоги,

Пирожки нам испеки!

Будь добра нам подавай

Вкусный, пышный каравай!

Обида, капризы

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться –

Нечем будет петушиться.

Ёж пыхтит и морщится :

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету…

Соблюдайте чистоту!

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Г. Ладонщиков

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

В. Шульжик

Осторожность

Мосточек

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите.

Вежливость, доброта

Ручеек добрых слов

Педагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй» ). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!» , «Пожалуйста!» , «Будьте добры.» ). Ручеек «течет» , увеличиваясь в длину.

Передай цветок

Дети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша» ). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.

Игры для развития эмоциональной сферы детей

Игра «Четвертый лишний»

Цель : развитие внимания , восприятия, памяти, распознавание различных эмоций .

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний . Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным :

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость.

Игра «Кого - куда»

Цель : развивать эмоции .

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств , состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей , которых :

Можно посадить за праздничный стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции .

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя . Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Выражение эмоций »

Цель : Развивать умение выразить мимикой лица удивление , восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции .

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга» :

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» :

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» :

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость .

Отрывок из сказки «Царевна-змея» :

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом : - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка» :

«Тянут – потянут, вытащили репку» .

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят» :

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

«Терешечка» :

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба» :

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль .

В конце игры отметить тех детей , которые были более эмоциональными .

Игры и игровые упражнения на выражение гнева .

Упражнение “Злюка” .

Цель : развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики .

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение :

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) . При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка .

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх ) .

Упражнение «Одень страшилку» .

Цель : дать детям возможность поработать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа : Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость )

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель : развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин : «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения : походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка» .

«Жила- была дружная медвежья семья : папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения : улыбка, плавные покачивания.

Упражнение «Изобрази…»

Цель : закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика» .

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова : «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

Тема «Загадки без слов»

Развитие пантомимических навыков

Цель: учить воспроизводить мимические и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.

Задачи:

Обучающие: учить ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Развивающие: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи. Развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе и в своих способностях;

Воспитывающие: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, радость; учить их выражать;

Коррекционные: коррекция мимических и пантомимических движений, коррекция речи и зрения.

Методическое обеспечение урока: зеркало, рисунки, аудиозапись, магнитофон, карандаши и фломастеры.

Содержание и ход урока

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по развитию мимики и пантомимики. Тема нашего урока – «Загадки без слов» и сегодня мы будем продолжать развивать мимические и пантомимические навыки. Потому , что от того , насколько хорошо мы будем выражать свои эмоции , то именно так и будут воспринимать нас окружающие люди. И наше настроение также влияет на настроение окружающих людей. Поэтому предлагаю выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: ( Звучит спокойная мелодия)

1 . Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.

Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.

2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».

3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.

4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»

5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.

6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».

7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.

Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.

1.ЗАДАНИЕ

- Сегодня мы поговорим об эмоциях. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает " потрясаю, волную” .

1. А как мы выражаем свои эмоции?

А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Посмотрите на лицо этого человека

(Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей).

Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, г лаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

2.ЗАДАНИЕ Упражнение "ИЗОБРАЗИ И ПЕРЕДАЙ РАДОСТЬ".

Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденную эмоцию на лице соседа как можно точнее.

Учитель: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке?

(Ответы детей).

- Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?

(Работа с зеркалом)

3.ЗАДАНИЕ (РИСОВАНИЕ)
Вам предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость), предварительно подумайте, как изобразить глаза человека, рот, брови, а также подобрать подходящий цвет данной эмоции. Рисунок должен быть схематичной.

Во время выполнения звучит мелодия «Сказка»

4.ЗАДАНИЕ «Определи настроение».

- А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей. Посмотрите, какое настроение у ребенка.

5. ЗАДАНИЕ «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

М ожно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).

Гимнастика для глаз

1. Взгляд вверх - вниз, влево - вправо.

2. Обведите глазами контур воздушного шарика, по часовой и против часовой стрелки по 3 раза.

6. ЗАДАНИЕ

Этюд «Какие мы?»

Мы – козлики –какие вы? – рогатые

Мы – ослики – какие вы? – ушастые

Мы –ежики – какие вы? – колючие

А мы волчата, ой! – зубастые.

Этюд «Игра на музыкальных инструментах» ( имитация движении по тексту)

Кот играет на баяне, киска та на барабане.

Ну, а зайка на трубе поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать, будем вместе мы играть.

Этюд «Разные настроения»

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

А смеется малыш - что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Молодцы ребята. Назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и пантомимой? (Удивления, обиды, печали, радости).

Этюд «Что делал зайчик?»

Зайчик, зайчик, где ты был?

Этот зайчик в лес ходил.

Этот зайчик воду пил, этот зайчик суп варил.

Этот плавал в быстрой речке, этот зайчик спал в постельке.

Этюд «Жадный пес»

Жадный пес, дров принес.

Воды наносил, тесто замесил.

Пирогов напек, спрятал в уголок.

И съел сам – гам-гам-гам.

- Ох, как плохо быть жадным. А вы ребята не жадничаете ? У меете ли вы делиться игрушками, сладостями?

7. ЗАДАНИЕ Игра «Угадай-ка»

- П редлагаю поиграть в игру «Угадай - ка». Вы должны закрыть глаза и внимательно слушать и определить звуки.

(Пение птиц, звук поезда, мотор автомобиля, рев медведя, лай собаки, мяукает кошка, блеет барашек, хрюкает свинка, вьюга,)

8.ЗАДАНИЕ Гимнастика

Молодцы, ребята! Вы правильно определили все звуки. А теперь предлагаю выполнит физзарядку. Представьте, что вы превратились в лягушек.

Вот проснулись две лягушки, две зеленые подружки.

Улыбнулись «С добрым утром!» мы желаем вам добра.

Выходите на зарядку, побыстрее ква-ква-ква.

Ножками потопали, лапками похлопали,

Вправо – влево наклонись, всем соседям улыбнись.

Вот здоровья в чем секрет, здравствуй солнце, всем ПРИВЕТ!

9. ЗАДАНИЕ «Ритмичные хлопки»

Мне очень понравилось, как вы хлопали в ладоши, и хочу предложить игру на развитие музыкального слуха.

(Учащиеся повторяют за педагогом заданный ритм)

10. ИТОГ УРОКА

Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.

- Ч то для вас было самым интересным ?

- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..

Влияют ли наши чувства на окружающих людей?

Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)

Я очень рада, что урок вам понравился и я благодарна вам за активное участие.

Покажите свои чувства благодарности нашим дорогим гостям и попрощайтесь жестами.