Команда хоккеистов погибшая в авиакатастрофе. Упавшие с неба

Команда хоккеистов погибшая в авиакатастрофе. Упавшие с неба

сайт в годовщину авиакатастрофы «Локомотива» предлагает нашим читателям вспомнить погибших хоккеистов. У каждого есть какая-то история. Никто не забудет тот день - 7 сентября 2011 года...

«В тот день, 7 сентября 2011 года, сидела на работе и весь день ждала решение КДК о дисквалификации Веллитона (стык с Акинфеевым).
Дождалась........
Как вдруг мне на электронную почту приходит сообщение от моего бывшего начальника: «Погиб ХК «Локомотив».
Выбежала в коридор, побежала к нему в отдел:
- Коля, что ты такое говоришь?
Он поворачивает ко мне монитор и показывает информацию о трагедии.
Вся в слезах пошла в курилку...
Друзья увидели слёзы и говорят: «Маринк, ну и что ты так расстроилась? Подумаешь, Велику впаяли дискву. Плакать-то чего?
Я отвечаю:
- Ребята, ХК «Локомотив» погиб. Велик тут не при чем...»


«За час до матча состоялась пресс-конференция Александра Медведева, на которой глава лиги рассказывал о планах КХЛ. Хоккейные чиновники и журналисты много улыбались, шутили. Начало сезона – это праздник.

Разошлись по рабочим местам. А за 10 минут до первого вбрасывания (16.50 мск) на сайтах появилась черная новость о том, что в 16.02 под Ярославлем разбился самолет с командой «Локомотив».

Сразу об этом узнали только те, кто были у компьютеров. Да и то не поверили, оторопело уткнувшись в экраны. Хоккеисты начали игру. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин даже забил первый гол чемпионата, красиво выстрелив от синей линии…

Но информация уже расползалась по стадиону и начала доходить до людей. Возле лавочки уфимской команды появился Медведев с бледным лицом. За пять минут до конца первого периода он вышел на лед. Поднял руку, чтобы привлечь внимание игроков, остановить их – хоккеисты не понимали, что происходит.

Сегодня произошло страшное горе, - с трудом подбирая слова, говорил президент КХЛ. – Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва хоккейного поединка. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

На стадионе повисла пауза. Капитан «Салавата Юлаева» Виктор Козлов заплакал. Хоккеистов увели в раздевалки...»

Память - главное, что мы можем сейчас дать. Если у вас есть какая-то личная история о «Локомотиве» и погибших игроках, если вы отчетливо помните тот день 7 сентября 2011 года - те первые секунды, когда узнали эту шокирующую новость - поделитесь в комментариях.

Это День памяти «Локомотива».

И мы будем помнить.

7 сентября 2011 года весь мир потрясло известие о гибели ярославской хоккейной команды «Локомотив». Трагедия произошла, когда самолет со спортсменами вылетал из аэропорта «Туношна» на игру в Минск . Лайнер ЯК-42, эксплуатировавшийся компанией «Як-Сервис» на взлете рухнул на землю. Погибло 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа. Выжил только один из находившихся на борту – бортинженер Александр Сизов.

По официальной версии следствия, причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа. Считается, что командир воздушного судна Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов начали разгон самолета не с начала взлетной полосы. В итоге им не хватило расстояния для разгона. Самолет выкатился в поле, резко пошел вверх, но из-за слишком большого угла взлета накренился и рухнул.

Из живых виновным в катастрофе признали Вадима Тимофеева – заместителя директора компании «Як-Сервис». Но, приговорив его к 5 годам заключения, суд сразу отпустил его по амнистии .

О трагедии уже было много сказано, написано, снято. «Комсомолка» вместе со всеми ярославцами скорбила о погибших, пристально следила за ходом расследования и судами по этому делу. Сегодня мы решили воспроизвести хронику трагедии, опираясь на самые главные цитаты из наших публикаций.

Вспомним вместе, как все было, и постараемся никогда не допустить повторения подобных трагедий!

Самолет ЯК-42 с хоккейной командой "Локомоттив" рухнул, вылетая из аэропорта "Туношна" 7 сентября 2011 года около 16 часов.

Хоккейная команда «Локомотив» погибла в авиакатастрофе

«Самолет Як-42, на борту которого находились игроки ярославского хоккейного клуба «Локомотив», менее часа назад потерпел катастрофу возле международного аэропорта Туношна под Ярославлем , откуда команда вылетала в столицу Белоруссии . По предварительным данным, на борту самолета находилось в общей сложности 37 человек - основной состав команды, ряд сотрудников клуба, а также четыре члена экипажа. На данный момент известно, что обнаружен лишь один выживший. На месте трагедии работают спасатели, пожарные, медики. Очевидцы сообщают, что при падении Як-42 был полностью разрушен и превратился в груду обгоревшего металла».

Разбился самолет с хоккейной командой «Локомотив»: погиб основной состав

«Сотни людей вышли на улицы Ярославля, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе. Основная масса болельщиков отправилась к «Арене-2000»- к месту, которое больше всех было связано с командой. Слухи по толпе ходят самые разные, кто-то говорит, что у «Арены» стоят две с половиной тысячи человек, а кто-то утверждает, что и вовсе восемь тысяч».


Ярославль скорбит по погибшему "Локомотиву". До сих пор наворачиваются слезы.

Александр Галимов: «Не оставляйте меня, поговорите со мной!»

Не уносите меня, поговорите со мной, - умолял тех, кто был рядом Александр Галимов. К хоккеисту пустили жену, родителей и тещу, после чего ему дали сильное успокоительное.

10.09.11

Ярославль прощается с «Локомотивом»


«Народу внутри было очень много, на многих гробах были таблички «Не открывать». На льду фотографии всех погибших хоккеистов. Родственники уже не плакали, не было сил.».

13.09.11

Саша Галимов всегда уходил со льда последним…


Президент «Локомотива» Юрий Яковлев , уже проводивший в последний путь 36 своих игроков, прикоснулся к гробу:

Еще одна глубокая рана. Саша был любимцем, заводилой. Всегда говорил о своей семье; хотел, чтобы в его семейном гнездышке все было хорошо. Саш, мы поможем семье, спи спокойно…

23.09.11

Хоккеист «Локомотива» Иван Ткаченко потратил на помощь больным детям 9 996 300 рублей


Он никогда не отказывал в помощи, если она кому-то требовалась. Если болельщики или еще кто-то что-нибудь у него просили, он всегда шел навстречу. Билеты ли нужны были или еще что-то, он говорил: да, сейчас я сделаю, я постараюсь... Очень хороший человек был и, я думаю, никогда ничего плохого никому не сделал, - рассказал друг Ивана Александр Гуськов .

Официальные итоги расследования катастрофы под Ярославлем: в крови пилота разбившегося Як-42 обнаружен препарат, замедляющий реакцию

«Командир продолжил взлет, выкатившись на грунт. Пилоты вывели стабилизатор и рули высоты на максимальные положения, вдвое превышающие необходимые, с неимоверной силой начали тянуть штурвал на себя, продолжая упираться ногами в педали тормоза. Все это отрывает машину от земли, самолет резко вздергивает нос, поднимается на 5 - 6 метров, за доли секунды заваливается влево и разбивается».


Полицейскому, спасавшему людей после падения самолета с «Локомотивом», вручили медаль


Когда, произошла катастрофа, мы находились на взлетной полосе. Тут же кинулись к месту падения авиалайнера. Там уже были несколько омоновцев, которые вытаскивали из воды хоккеиста Александра Галимова , а мы бросились на помощь другому выжившему – бортинженеру Александру Сизову, который тоже находился в воде и держал на руках тело своего погибшего коллеги, - вспоминает Александр Трудоношин .

10.02.15

Единственный выживший в авиакатастрофе с «Локомотивом» дал показания в суде

Я очнулся, когда кто-то громко сказал: «Почему не взлетаем?» - рассказал Александр Сизов. - Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос.

Доля секунды - и борттехник понял по наклонившейся линии горизонта, просматривавшейся в окно, что воздушное судно кренится влево.

Тогда у меня душа ушла в пятки, - признался Сизов. - Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение.

10.02.15

Международный эксперт на суде по гибели «Локомотива»: выводы МАК о причинах авиакатастрофы поверхностны

Генеральный директор центра Евгений Лобачев является международным экспертом, который сам не раз привлекался для расследования авиакатастроф. Он признался, что не верит в выводы МАК о том, что одним из условий, приведших к катастрофе, стало то, что кто-то из летчиков нажимал на тормоз.

Это просто неудобно: тянуть штурвал на себя и при этом носками нажимать на педаль от себя. Ноги просто проскочат с педалей дальше, - рассудил он. – Это также неестественно, как если бы водитель автомобиля положил ноги на руль.

27.08.15

Обвиняемый по делу о крушении самолета с «Локомотивом» сказал последнее слово в суде


Из живых виновным в катастрофе признали заместителя директора компании "ЯК-Сервис" Вадима Тимофеева.

Я еще раз прошу понять ребят, которые сидели за штурвалом. За свою ошибку они заплатили жизнью. Я приношу большие соболезнования вам, - обратился Вадим Тимофеев к родственникам погибших спортсменов в своем последнем слове. - Что было бы в моих силах сделать, я бы сделал. И если бы, после того, что я прошел за эти четыре года, передо мной встал выбор, я выбрал бы оказаться в составе того экипажа, а не сидеть здесь.

29.11.17

В деле о гибели хоккейной команды «Локомотив» поставлена точка: расследование прекратили

Дело прекратили в связи со смертью главных подозреваемых. Их родственники дали согласие на прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам - прокомментировал адвокат Александр Захарьин , представляющий интересы хоккейного клуба.

Трагедия произошла либо случайно, либо не случайно. Мы считаем, что не случайно. Но правду, видимо, нам так и не скажут, - прокомментировал нам Леонид Ткаченко , отец погибшего хоккеиста Ивана Ткаченко. - Наших детей все равно не вернешь. Если остались люди, виновные в трагедии, но избежавшие наказания, я считаю, бог их накажет!


В память о погибшей команде у "Арены 2000" установили памятник.

НА ЗАМЕТКУ

Как вспомнят «Локомотив» в этом году:

Что бы взять на борт очень важных пассажиров. Этот чартерный рейс совершает фирма «Як Сервис» и на его борту находиться лишь экипаж. Второй пилот - Игорь Жевелов является заместителем директора компании по летной работе. К тому времени он был пилотом уже почти 30 лет, и за это время налетал около 13000 часов . Командир воздушного судна - Андрей Соломенцев. Он близкий друг Игоря Жевелова. Третий человек в кабине - бортинженер Владимир Матюшин. В самолете также находиться Александр Сизов - инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.

Эксперт: В чартерных рейсах особенно важно безопасно доставить людей из пункта «А» в пункт «Б», и обеспечить качественное обслуживание. От этого зависит репутация компании, получит ли она заказ снова.

В Ярославском аэропорту введены особые меры безопасности. На экономический форум в город приехали самые влиятельные политики России. Но подняться на борт самолета готовятся не политики. Это не менее престижные пассажири - команда Ярославского хоккейного клуба «Локомотив».

Хоккеист: У «Локомотива» фантастические болельщики. Они способны перекричать кого угодно и всегда поддерживают свою команду. Каждый раз, когда я приезжал в этот город, чувствовалась особая атмосфера. Это настоящий хоккейный город. Там обожают эту игру.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль видео .

Александр Галимов - правый нападающий всю свою карьеру играл за «Локомотив». Он родился в Ярославле, и считался настоящим местным героем. Главный тренер команды Бред МакРиман с нетерпением ждал первой игры в сезоне. В команде были собраны одни из лучших российских хоккеистов. Один из них - капитан команды Николай Ткаченко. В предсезонных играх «Локомотиву» сопутствовала удача. Они выиграли семь игр из девяти. Поэтому болельщики уверенны, что в этом году у клуба есть все шансы выиграть Кубок Гагарина.

Как заместитель компании по летной работе Живелов воспользовался случаем, чтобы пилотировать самолет со своими героями на борту. В этом рейсе командир Соломенцев управлял самолетом, а Живелов отвечал за радиосвязь.

Экипаж запускает три двигателя Як-42 и выставляют стабилизаторы во взлетное положение. Самолет направляется в столицу Белоруссии - Минск, в двух часах лета от Ярославля. Для игроков это первый из многих полетов, который им предстоит совершить в этом сезоне. Почти в четыре часа дня самолет начал разбег по взлетной полосе. Бортинженер следил за приборами. Его задача - сообщить командиру, когда самолет наберет взлетную скорость.

Эксперт: От тяги двигателей зависит скорость самолета. Если все сделано правильно и закрылки и предкрылки выставлены верно, то подъемная сила созданная скоростью поднимет самолет над землей, что обычно и происходит.

Когда взлетная скорость была достигнута, бортинженер сказал командиру поднимать самолет. Тот потянул штурвал на себя, что бы повернуть элероны на 10 градусов. Этого должно было быть достаточно, чтобы самолет взлетел. Однако он остался на земле. Ничего не произошло. Самолет не отреагировал на движение штурвалом. Командир попросил дать полную тягу, но опять ничего не произошло. Даже регулеровка стабилизаторов не дала результата. Вместо того, что бы взлететь самолет продолжал катиться дальше выехав пределы взлетной полосы.

Эксперт: Для пилотов это настоящий кошмар. Самолет не летит, и ты катишься по земле со скоростью 230 км/ч.

Кто выжил в авиакатастрофе локомотив ?

Экипаж предпринимал отчаянные попытки оторвать самолет от земли. Наконец у них это получилось. Самолет поднялся в воздух, но беды избежать не удалось. Як-42 рухнул в Волгу менее чем в километре от взлетно посадочной полосы. Местные полицейские, патрулировавшие реку, первыми прибыли на место крушения. Александр Галимов выжил в крушении, и смог самостоятельно выбраться из под обломков. Инженер Александр Сизов также выжил. Прибывшие на место крушения в шоке от известия, что на борту находились одни из самых известных российских спортсменов. В густом черном дыму не видно других выживших.

Патологоанатом: Когда мы прибыли на место происшествия то увидели, что вся земля была выжжена. Вокруг валялись мелкие обломки самолета и фрагменты одежды. В середине поляны уже были сложенны тела погибших хоккеистов.

Через несколько часов на место катастрофы прибыли российские авиационные эксперты. Они должны определить причину катастрофы. Из 45 человек поднявшихся на борт погибло 43, включая пилотов. Хоккейный клуб «Локомотив» погиб почти в полном составе.

Житель Ярославля: Это было горе для всего города, ведь ребят многие знали не только как известных хоккеистов, но и лично. Все очень тяжело переносили эту утрату.

Новость моментально облетела весь мир. Все были в шоке. Невозможно было поверить, что такое могло случиться с командой таких молодых, талантливых парней. В Уфе матч открытие сезона Континентальной Хокейной Лиги был прерван страшным известием. Игроки не могли продолжать матч, и он так и не закончился.

Команда была любима всеми, и люди хотели получить ответы на вопросы. Все внимание было экспертов сконцентрировано на главном. Почему самолет не смог оторваться от взлетной полосы? Для взлета, главными являются три фактора. Первый - мощность двигателей. Второй - подъемная сила. Закрылки должны быть установлены верно, чтобы улучшить аэродинамические характеристики крыла. И наконец, что бы самолет взлетел под нужным углом, горизонтальный стабилизатор должен быть выставлен так, чтобы прижимать хвост самолета, и поднимать его нос.

Эксперты изучают все, что может указать на неверную взлетную конфигурацию самолета. Похоже закрылки на крыльях были выставлены верно. Также и хвостовой стабилизатор был в порядке. Помимо этого они не нашли ничего, что говорило бы о том, что двигатели не обеспечивали достаточно тяги, чтобы оторвать самолет от земли. К счастью бортовые самописцы были найдены. Именно в них мог содержаться ключ к пониманию того, что произошло.

У следователей два вопроса. Почему пилоты рейса 9633 не смогли оторваться от взлетной полосы? А также: почему они не отказались от взлета при первых признаках беды? Команда экспертов, расследующая катастрофы, всегда находиться под особым давлением. Но это был особый случай. Сам президент России берет дело под личный контроль, и требует установить истину.

Чтобы понять, что происходило в последние мгновенья рейса 9633, следователи изучают записи с камер службы безопасности аэропорта. Камеры запечатлели тот момент, когда Як-42, наконец, смог оторваться от земли. На видео видно, что самолет правильно сконфигурирован для взлета. Но нет никаких подсказок, почему все пошло не так.

Что бы подняться над землей самолету требовалось всего 1200 метров. У них было свободно еще около 2800 метров полосы. Что-то удерживало самолет в то время, как он уже должен был взлететь. Эксперты ломают голову, что именно? Они полагают, что, возможно, самолет был слишком тяжелым.

Эксперт: Если недооценить или неправильно рассчитать вес, вы не будете обладать полной картиной. Вы не знаете чего ожидать от самолета.

Подозрения возросли, когда следователи узнали, что у компании «Як Сервис» в аэропорту не было весов. Все расчеты делались приблизительно. Но когда эксперты рассчитали теоретический вес команды и их багажа, они пришли к заключению, что самолет не был перегружен. Даже со всем хоккейным снаряжением вес самолета был далек от максимально допустимого.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль

Возможно дело было в скорости? Эксперты возвращаются к двигателям. Используя расчетный вес самолета, они определили, что для взлета ему требовалась скорость в 215 км/ч . Неверная работа двигателей могла бы объяснить произошедшее. Однако исследуя записи бортового самописца они определили, что двигатели разогнали самолет до скорости намного больше той, что требовалась для взлета. Следствие в тупике.

Эксперт: Самолет создан летать. Самолет стремиться летать. При скорости в 210 км/ч и установке стабилизатора на 7 градусов, Як-42 сам отрывается от полосы; ничего сложного.

10 сентября 2011 года премьер-министр России Владимир Путин вместе с 40000 скорбящих болельщиков принял участие в панихиде по хоккеистам «Локомотива». А два дня спустя Александр Галимов, последний член одной из лучших хоккейных команд России, скончался от травм. Ярославская трагедия унесла 44 жизни.

Эксперты всеми силами пытаются установить причину трагедии. Они тщательно исследовали информацию регистратора полетных данных. Наконец им удалось заметить нечто необычное. Несмотря на полную тягу двигателей Як-42 ускорялся не так быстро, как должен был.

Эксперт: Во время взлета, когда самолет должен был постоянно набирать скорость, он в реальности замедлял ход к концу полосы. Это очень необычно, и потенциально опасно.

Следователи полагают, что у самолета были включены тормоза . Это крайне маловероятно, но включение тормозов может объяснить необычное поведение самолета. Чтобы подтвердить эту теорию, следователи провели испытания в летно-исследовательском институте имени М. Громова. Во время испытания, при взлете, они плавно включили тормоза колес. Самолету хватило тяги, что бы взлететь. Однако, расстояние потребовавшееся для набора взлетной скорости возросло более, чем вдвое.

Эксперт: Эти тесты показали, что 4 тормоза на шасси были включены, и активно замедляли самолет во время разбега по полосе. Невероятная ситуация, объяснить которую, действительно не просто!

На речевом самописце слышно, как экипаж перед взлетом проверил тормоза. Они были исправны. Возможно тормозная система отказала уже при взлете, и тормоза включились по ошибке? Такие проблемы уже случались с Як-42. Однако проверка шасси разбившегося самолета не показала следов механических неполадок. Вероятность же самопроизвольного включения всех тормозов сразу ничтожно мала. Это было просто невозможно.

Внимание комиссии привлекает еще один вопрос. Почему экипаж продолжал пытаться подняться в воздух, когда проблема была уже очевидной. Запись с кабины пилотов во много это объясняет. Эксперты слышат, как командир экипажа объявляет скорость, так называемого, рубежа решения. Когда самолет набирает эту скорость, командир должен решить продолжать взлет или отказаться от него. Однако на записи слышно, как пилоты спорят о том, какая скорость взлетная . Такого быть не должно! Экипаж не должен спорить о критически важных скоростях во время взлета . Они не установили рубеж скорости, хотя ее нужно было определить еще до начала движения самолета.

Эксперт: Предполетный инструктаж это очень важный элемент. Он проводиться командиром воздушного судна. Однако, он был проведен небрежно. Три человека в кабине так и не договорились о скорости, при которой отменить взлет уже будет нельзя.

Если бы они отказались от взлета через 3-5 секунд после первой попытки отрыва, все остались бы живы. Вместо этого они пытались исправить ситуацию, до тех пор пока у них не кончилась полоса.

Эксперт: У них было время остановиться. Однако, они не думали об отмене взлета, а продолжали его.

Почему они так поступили, можно лишь догадываться. Возможно они хотели, во что бы то ни стало, доставить своих престижных пассажиров по назначению. Ведь если бы случилась задержка из-за технических проблем, это ударило бы по имиджу авиакомпании.

Придя к выводу, что тормоза были исправны, эксперты полагают, что один из пилотов сам включил их.

Эксперт: Это предположение изумило многих в русском авиационном сообществе. Мы знали, что пилоты были очень опытны.

Но появляется новая зацепка. Исследование личных дел пилотов показало, что они летали на двух разных моделях самолетов . Первый из них Як-40. Второй - Як-42, более крупный лайнер. На Як-42 пилоты летали только от случая к случаю, и это была совершенно некорректная практика. Опасно обучать пилотов летать на двух моделях самолетов одновременно.

Сосредоточив свое внимание на педалях тормоза двух самолетов, эксперты заметили одно потенциально важное различие. Педали тормоза Як-40 охватывают всю ногу пилота. Но конструкция педали в Як-42 подразумевает, что каблук пилота остается на полу кабины.

Эксперт: Пилоты летали то на одной модели самолета, то на другой. А как оказалось, у них разный способ размещения ноги на педали тормоза.

Исходя из этой информации следователи сделали предположение, что пилот поставил всю ногу на педаль тормоза . Таким образом он непроизвольно включил тормоза. Такое возможно.

Почему пилот не заметил своей ошибки? Исследовав медицинские карты пилотов, открылась важная информация. Второй пилот в тайне проходил лечение нервной системы . Он терял чувствительность в ногах, и ни в коем случае не должен был управлять самолетом . В результате он нажимал на педали тормоза, сам этого не понимая.

Включение тормозов на вращающемся колесе создает прижимную силу на носу самолета. Як-42 как будто клеем приклеили к взлетной полосе. А попытки экипажа поднять нос лишь ухудшили ситуацию, когда самолет все же смог подняться в воздух. Он резко задрал нос. На 20 градусов за 2 секунды, и не мог удерживаться в воздухе. Поднятие носа привело к потере подъемной силы на крыльях. Лобовое сопротивление увеличилось, и самолет ушел в сваливание.

При дальнейшем изучении личных дел пилотов, эксперты совершают другую шокирующую находку. Во многих случаях им выдавали сертификаты об обучении, которого они не проходили . Они имели большой опыт. Но их обучение полетам на Як-42 было не достаточным . Федеральное агентство воздушного транспорта немедленно лишило лицензии компанию «Як Сервис».

Помимо этого, прослушивание бортового самописца показало, что уже после выхода за пределы полосы, командир начал отмену взлета. Его примеру последовал бортинженер, который уменьшил тягу двигателей. Однако второй пилот закричал: «Что ты делаешь?!», и командир отменил свое решение, и снова пытался взлететь.

Эксперт: Правила действия в кабине пилотов подразумевают четкую иерархию, во главе которой - командир. Проблема «Як Сервис» заключалась в том, что второй пилот формально был начальником командира. Он был заместителем компании по летной работе.

У них был их последний шанс спастись, но из-за неразберихи, кто главный, они им не воспользовались.

Через два месяца после катастрофы следователи опубликовали свой отчет. Неумышленное торможение было указанно в качестве основной причины трагедии. Однако главной причиной стало то, что авиакомпанией не были соблюдены меры безопасности.

После страшной трагедии «Локомотив» отказался от участия в сезоне 2011 года. На следующий год команда с триумфом вернулась в лигу. Она снова надеется выиграть Кубок Гагарина. Также общественность узнала, что капитан погибшей команды Николай Ткаченко анонимно занимался благотворительностью, жертвуя миллионы рублей тяжелобольным детям. За считанные минуты до взлета он сделал свое последнее пожертвование 16-летней девочке, которую никогда не знал.

Многие надеются, что трагедия «Локомотива» приведет к повышению безопасности полетов в России.

Год назад, 7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як‑42Д с бортовым номером RA‑42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.

На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" ‑ 37 пассажиров ‑ и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" ‑ первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

Ярослав Неелов

Хоккейный клуб "Локомотив" (Ярославль)

В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно‑посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна".

Самолет набрал высоту не более пяти‑шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800‑900 метров от торца ВПП.

43 человека погибли сразу (39 человек ‑ от мгновенных механических повреждений тела, три человека ‑ из‑за утопления, один человек погиб из‑за термических повреждений тела).

Выжили только двое ‑ хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.

Выжившие были госпитализированы.

Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.

Сизов на следующий день после катастрофы НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.

Нападающий команды "Локомотив" 20‑летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, на матч в Минск и остались живы.

7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.

В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" ‑ Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) ‑ в сезоне 2011‑2012.

10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля . Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.

РИА Новости. Владимир Терентьев

"Локомотив", каким мы его запомним

К 15 сентября Ространснадзор проверил все 15 авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як‑ 42. По итогам проверки были отстранены от полетов три воздушных судна, всего было проверено 28 самолетов Як‑42.

22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнил только, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.
По показаниям Сизова МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.

В начале октября 2011 года бортинженер Александр Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее.

РИА Новости. Ярослав Неелов

Мемориальный комплекс членам хоккейного клуба "Локомотив", погибшим в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, на Леонтьевском кладбище в Ярославле.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников