Какая стопа должна быть у балерины. Как выглядят ноги профессиональной балерины без пуантов

Какая стопа должна быть у балерины. Как выглядят ноги профессиональной балерины без пуантов
Какая стопа должна быть у балерины. Как выглядят ноги профессиональной балерины без пуантов

Красота классического балета

Как мы завидуем в детстве летящей походке и гордой осанке балерин! Почти каждая девочка хочет стать балериной и кружиться по сцене. И только взрослые актрисы знают, как выглядят ноги балерины без пуантов…

Последние исследования ученых просто шокировали общество. Конечно, мы и раньше знали, что труд балерин очень тяжелый. И вся легкость и красота, которую они демонстрируют на сцене – плод тяжелого физического труда.

Но такое…
Оказалось, что все беды начинаются от недостаточного питания юных девушек. Вес средней балерины составляет около 51 кг. Да, это красиво, да, партнерам легче поднимать на руках легких девушек.

Но они платят за это постоянным чувством голода, и если бы на этом все заканчивалось…

Недостаток в рационе кальция и тяжелые физические нагрузки приводят к раннему остеопорозу. А ведь это болезнь пожилых людей! Балерины гораздо чаще своих сверстниц ломают руки и ноги.

И не только потому, что занимаются травмоопасным “спортом”. А именно из-за разрежения костной ткани – остеопороза.

Нарушения менструального цикла

Ученые выяснили, что у 31% балерин прекратились месячные. А это значит, что способность зачать и выносить здорового ребенка у них приближается к нулю…

Это мать-природа заботится о женщине, когда она плохо питается и сильно устает. Менструации прекращаются, чтобы беременность не отобрала последние силы у организма. Кстати, почти у всех женщин в фашистских концлагерях прекращались месячные.

Хорошая новость в том, что при нормализации образа жизни и питания женский цикл чаще всего восстанавливается.

Но мы не можем этого же сказать о кровеносных сосудах девушек.

Атеросклероз

И снова неприятные цифры – 64% балерин имеют нарушения сосудов, что ведет прямиком к атеросклерозу. Снова старческая болезнь, которая поражает юные создания!

Надо помнить, что атеросклероз необратим, поэтому если уж Вы выбрали себе профессию балерины, тщательно следите за своим питанием.

Недостаточное количество калорий, конечно, не компенсирует никакой прием витаминов. Но все же надо заботиться о своем здоровье, кушать только качественные продукты, принимать необходимые биодобавки, особенно содержащие кальций.

Сердечно-сосудистые заболевания

Атеросклероз со временем приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Не поэтому ли наши прекрасные балерины выходят на пенсию в 38 лет? Раньше, чем солдаты…

И остаются с изношенными сосудами, бесконечными залеченными травмами и деформированными стопами. Эти последствия будут преследовать их всю жизнь, такова плата за несколько лет триумфа на сцене.

Ноги балерины без пуантов

К 38 годам у артистов балета довольно сильно деформируются стопы, от постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски.

Поэтому одно из профессиональных заболеваний балерин – межпозвонковая грыжа. Спина при этом болит невыносимо… К сожалению в молодом возрасте девочки не задумываются о последствиях в самозабвенных тренировках, а понимание приходит позже, с возрастом.

Концентрируемся на позитиве

Мы рассмотрели самую темную и болезненную сторону профессии “балерина”, но ведь есть еще и сверкающая, прекрасная реальность, которую они дарят нам со сцены.

Кроме этого, многие балерины после выхода на пенсию начинают новую жизнь, наполненную другими красками, о которых они и не подозревали – устраивают личную жизнь, рожают детей.

А дисциплина и умение держать себя в форме у них воспитано на всю жизнь.

Посмотрите видео о буднях балерин:

Год назад, одна знакомая, прислала мне фотографию, на которой "красовались" балетные ножки. Картинка сопровождалась вопросом: "Это действительно так?".

Вот эта фотография.

Ее автор фотограф и балерина Театра классического балета Санкт-Петербурга Дарьян Волкова. Увидев фотографию, в моей голове возник только один вопрос:" Это как надо не уважать себя и не любить свои ноги (которые кстати кормят) чтобы довести их до такого состояния?"

Спустя некоторое время, мне приблизительно с тем же вопросом, прислали еще одну фотографию. Вот эту. Это вообще ужас какой-то. В родном театре я таких ног не видела. А глядя на то, как пуант сидит на левой ноге, складывается ощущения что туфелька-то с чужой ножки.

А буквально на днях, давая интервью одному музыкальному изданию, мне прочитали вопрос из интернета: "А правда, что у балерин ноги всегда в синяках и кровоподтеках?" Типа как у футболистов и кого-то там еще.

Так вот... Нет, это неправда!

Два дня назад я показала эти и другие похожие фотографии своим коллегам в театре. Все были в шоке от увиденного. И реакция была практически одна. "Это как надо не любить свои ноги". "Это больные ноги" (в смысле имеющие какие-либо заболевания, грибок например).
Не знаю где фотографы, выкладывающие подобные фотографии, эти самые балетные ноги находят. Очень хочется посмотреть на этих балерин. Я видела нечто подобное, но у людей к балету никакого отношения не имевших.

А теперь я хочу показать вам ножки балерин Большого театра. Большое спасибо тем, кто согласился принять участие в "фотосессии".

Никаких синяков, кровоподтеков и прочих страшилок.
Мозоли... Так и не у балерин они бывают.

Ноги натирают не только балетными туфлями. Стирают их и простой обувью. Я кстати, последний раз стирала пальцы балетными туфлями лет 15 назад. А вот обычной, жизненной обувью, прошлым летом.

Перед выходом на сцену, артистки - будь то солистки или артистки кордебалета - в случае необходимости заклеивают свои ноги, что бы их не стирать. Хотя порой и эти меры не спасают. Но такое бывает редко, особенно если о своих ножках заботиться.

И косточка на большом пальце бывает не у всех. И никаким образом это не связано с балетом.
И темные пятна на ногтях тоже. Однажды отталкиваясь от бортика в бассейне, я сделала это крайне неудачно, и потом целую неделю ходила с посиневшим ногтем.

Так что не верьте тем, кто говорит, что ноги балерин представляют собой кровавое месиво. И такое я тоже слышала. Как видите ни синяков, ни кровоподтеков.
Просто свои ножки надо любить, за ними надо ухаживать.

P.S. И еще... Не стоит забывать одну простую вещь: любая балерина, вне зависимости от статуса, регалий, положения (ведущая балерина или артистка кордебалета) в первую очередь женщина. И как у любой женщины, то как выглядят ее ноги зависит исключительно от ее отношения к себе - любимой или нелюбимой.

Профессиональный риск и заболевания

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.


Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.


Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

Балерины всегда приковывают к себе восхищенные взгляды зрителей, даря ощущение невероятной грации, легкости и красоты. Но увидев ноги балерины без пуантов, можно понять, насколько этот вид искусства тяжел и травматичен.

Профессиональные травмы

Видимая легкость - это результат долгого упорного труда. День за днем, превозмогая боль, танцовщицы учатся удерживать вес своего тела на крохотной площади кончиков пуантов. Потому ноги балерины - самое уязвимое место. Несмотря на силу, выносливость и гибкость, травмы ног - обычное дело для балерин. К профессиональным травмам относят: вывихи, растяжения связок, переломы костей ног.

Стопа каждой балерины подвергается испытаниям, не всегда связанным непосредственно с выступлениями и тренировками. "Балетная" форма ноги образуется принудительными растяжениями связок. Стопа обычного человека не имеет такого чрезмерного изгиба, потому для профессиональных балерин ломка подъема верхней части стопы - необходимое условие для работы.

Принудительная растяжка связок не ограничивается возможностями собственного тела. Для придания заветной формы ноги используются самые разные подручные средства. Например, некоторые танцовщицы подкладывают под пальцы разные предметы, чтобы усилить растяжку. Этот процесс в дальнейшем приводит к тому, что связки стоп растягиваются и очень ослабевают. Связочный аппарат попросту разбалтывается, что впоследствии приводит к частым вывихам даже при ходьбе. С годами состояние ног балерин значительно ухудшается, что провоцирует развитие артрита, артроза и тромбофлебита.

Для того чтобы пальцы в пуантах стояли плотно и упирались, их размер подбирают таким образом, что он становится на 2 размера меньше фактического. В условиях продолжительного ношения такой обуви значительно ухудшается циркуляция крови, что становится первопричиной развития различных заболеваний ног. В первую очередь это отражается на состоянии ногтей на пальцах ног: они меняют свой цвет и толщину, истончаяясь либо утолщаясь. Кроме того, после выступлений танцовщицы начинают замечать, что вены на ногах становятся все более заметными. Данную проблему нельзя списывать лишь на косметический недостаток - это является четким сигналом для посещения доктора. При отсутствии лечения через некоторое время вены становятся извилистыми и утолщаются до того, что их можно с легкостью прощупать пальцами. В дальнейшем даже после незначительных физических нагрузок приходит ощущение тяжести и усталости ног. Все эти симптомы развиваются по причине кислородного голодания мышц из-за тесных пуантов и предельных нагрузок на ноги.

Работа балерины опасна тем, что вены ног не получают необходимого количества кислорода, и кровь в них начинает застаиваться. Это чревато судорогами икроножных мышц и различными высыпаниями на коже, сопровождающимися зудом - дерматитом. На финальной стадии течения заболевания без какого-либо лечения на ногах могут возникнуть уродливые язвы, а сосуды могут закупориваться, провоцируя наступление тромбофлебита, варикоза и разрыва вен с дальнейшими кровотечениями.

Как меняется форма и строение стоп у профессиональных балерин?

Стопа балерины в процессе карьеры серьезно изменяется далеко не лучшим образом. Для профессионального балета характерно еще 1 явление - вальгусная деформация стопы с образованием шишек на пальцах. Во время долгих тренировок и выступлений на ноги танцовщицы приходится значительная нагрузка, которая оставляет свои заметные эстетические дефекты.

Вальгусная деформация - это процесс образования костного нароста в ответ на травму. Данное видоизменение касается главным образом большого пальца. Виной всему - узкая обувь, которая сдавливает область большого пальца, не оставляя достаточного пространства для стопы. Учитывая характер ношения пуантов, в балетной среде подобной деформации не избежать.

В процессе вальгусной деформации происходит отклонение большого пальца ноги в сторону относительно средней линии тела, причем отклонение происходит за пределы самой стопы. В рамках этого процесса могут поражаться и остальные пальцы. Деформированная нога выглядит неэстетично, так как пальцы заметно искривляются внутрь стопы. От постоянного напряжения и трения о пуанты на пальцах появляются костные наросты, которые выглядят как шишки. Эти наросты не только мешают носить даже привычную обувь, но и при малейшем трении способны быстро воспаляться и кровоточить.

Кроме того, передняя часть стопы приобретает плоский вид. Это связано с тем, что во время тренировок и выступлений балерины выполняют разнообразные вращения на кончиках пуантов то в одну, то в другую стороны. Вращения отрицательно сказываются на состоянии стопы, так как она смещается относительно заднего и переднего отделов. При этом на пальцах развивается поперечное плоскостопие. Таким образом, визуально стопа выглядит распластанной.

Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.

Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем. Может быть, поэтому люди издавна стремятся запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.

Чем грозит святая к музыке любовь?

Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.

От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.

Репетиции и выступления

Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук . В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.

Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.

Роберт Шуман

Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…

Профессиональные заболевания музыкантов

Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы : самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами , мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.

Пожалуй, одними из самых распространённых являются и суставов пальцев рук и кистей . Постоянное и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – . Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание — . . Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру . Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани .

Изучением профессиональных заболеваний музыкантов , их лечением и профилактикой занимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health) и научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).

Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как . При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор , к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу

К совершенству сквозь боль и непосильный труд

Балет для рядового человека – необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным, находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, и растяжений. К слову сказать, балет — едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов — горнолыжников или футболистов. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.

Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.

Профессиональные болезни балерин

Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие , связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.

Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски , тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани , из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.

Почему это происходит?

Известно, что нагрузки на костный аппарат стимулируют обновление клеток костной ткани , увеличивают её плотность. Замечено, например, что у космонавтов длительное пребывание в состоянии невесомости, когда отсутствует нагрузка на кости и мышцы, вызывает значительную . У артистов же балета, напротив, наблюдается избыток физической нагрузки. Оказывается, всё дело в том, что обновление костных клеток происходит во время отдыха. Если же интенсивные тренировки не чередуются с полноценным отдыхом, нарушается равновесие процессов формирования новых костных клеток, развивается дисбаланс между рассасыванием старой костной ткани (естественный процесс) и созданием новой. В результате кости становятся более тонкими и, соответственно, слабыми. Медики называют это явление «усталостью кости ».

Ещё одну причину профессиональных болезней балерин выяснили американские учёные во главе с профессором Анной Хох из Висконсинского медицинского колледжа. Они провели исследование 22 молодых женщин – профессиональных артисток Милуокской балетной труппы (Milwaukee Ballet Company). Средний возраст участниц составлял 23 года, вес – 51 кг. Удалось установить, что источник проблем со здоровьем у всех «сказочных фей» один – неправильное , которое не способно в полной мере восполнить потраченную на тренировках энергию. Среди прочего (расстройство пищеварения, нарушение кровотока и лимфооттока, варикозное расширение вен голени, тромбофлебит, заболевания сердца, прекращение менструаций, воспалительные процессы органов малого таза, бесплодие и пр.) у 59% балерин обнаружился дефицит , у 23% — костная , иначе говоря, начальная фаза остеопороза. Так девушки столкнулись с проблемами женщин постклимактерического периода .

Десятки людей страдают на тренировках!

Чтобы организм успел приспособиться к повышению уровня физической нагрузки, необходимо достаточно времени потратить на разминку и разогрев суставов. Нередко такого времени попросту не хватает. Результат – повреждения связочного аппарата суставов при выполнении сложных элементов: травма передней связки позвоночника, тазобедренного сустава, ослабление и разбалтывание связочного аппарата стопы, разрыв связок стопы и голеностопного сустава и др.

В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. А в травматолого-ортопедической больнице Омска создано специальное отделение для артистов балета и спортсменов. Оно так и называется – отделение спортивно-балетной травмы. Еженедельно в него поступают десятки людей, пострадавших на тренировках. В задачу врачей входит не просто возвращение двигательной активности танцору, а ещё и способности танцевать.

Отказался от ходьбы в пользу живописи

Стремление к прекрасному – отличительная черта человека. Даже пещеры первобытных людей были украшены наскальными рисунками и фигурками людей и животных, вырезанными из подручных материалов. Древние ваятели пытались запечатлеть важные для них события, красоту окружающей природы. Что уж говорить о современном человеке? Многие не представляют интерьера своей квартиры без картин на стенах и статуэток. А ведь для кого-то это ежедневная, кропотливая и весьма тяжёлая работа. «Все великие художники – великие инвалиды», — утверждал немецкий писатель Томас Манн. И немалая доля правды в этом есть. Заболевания художников и скульпторов обусловлены особенностями их творческой деятельности.

Профессиональные заболевания художников и скульпторов

Длительное пребывание в стоячем или сидячем положении, постоянное напряжение кисти, запястья и пальцев рук, редкие перерывы в работе или их отсутствие, и безраздельная преданность искусству, пагубно сказываются на состоянии опорно-двигательного аппарата. У живописцев и ваятелей особенно страдают позвоночник и суставы. Классические примеры – Огюст Ренуар и Микеланджело Буонарроти.

Огюст Ренуар

Светлые и лёгкие картины Ренуара с изображением цветов, детей и женщин дарят ощущение тихого счастья, манят незамысловатыми радостями. Глядя на них, трудно поверить в то, что художник страдал тяжелейшим заболеванием суставов – ревматоидным артритом . При такой болезни иммунная система организма начинает атаковать синовиальную оболочку суставов (мягкую прокладку вокруг них), принимая её за инородное тело. Вокруг мелких суставов скапливается жидкость, они деформируются. Результат – боль, скованность, воспаление, охватывающие всё тело. А началось всё в 54 года с небольшой припухлости пястно-фаланговых и межфаланговых суставов кистей рук.

Каждое движение доставляло художнику неимоверное страдание, при этом год от года болезнь прогрессировала. Она сковывала суставы на несколько часов, не позволяя нормально работать. Чтобы дойти до своей мастерской (а это несколько сотен метров), больной вынужден был опираться на две палки. Врачи же, осматривая его, лишь сокрушённо качали головами и говорили, что медицина ничего не знает о таком недуге. Художник перепробовал все известные на то время способы лечения: пил антипирин (синтетическое обезболивающее), делал упражнения с полотенцем, стоившие ему неимоверных усилий, принимал целебные ванны на французском курорте Бурбон-ле-Бэн. Но всё оказалось напрасным. С курорта Ренуар возвращается уже не с палками, а на костылях, что неудивительно: курортное лечение при активной форме ревматоидного артрита противопоказано, т. к. провоцирует ухудшение состояния.

Чтобы хоть частично восстановить подвижность суставов , живописец решается на последнее средство: проведение нескольких небольших хирургических операций. О результатах пишет своему другу: «По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь всё больше и больше становлюсь калекой». Ренуар больше не встаёт с кресла. Непослушные пальцы не желают держать кисть, мастер привязывает её к руке и продолжает творить. Желая помочь своему талантливому товарищу, друзья приглашают ему одного из лучших медиков того времени Анри Готье. Лечебная и особый режим , прописанные «светилом науки», совершают чудеса: художник встаёт с кресла и даже самостоятельно совершает несколько шагов, но… добровольно отказывается от всего этого. «Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись », — произносит он. Огюст Ренуар больше не встанет с кресла.

Микеланджело Буонарроти

В 2016 году издание «Journal of the Royal Society of Medicine» («Королевский медицинский журнал») в статье «Osteoarthritis in the hands of Michelangelo Buonarroti» («Остеоартрит рук Микеланджело Буонарроти») опубликовало сенсационные результаты исследования. Его ведущий автор, специалист по реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери из римской клиники Villa Salaria, сообщил: «Из литературы известно, что Микеланджело страдал заболеванием суставов. Раньше считалось, что это была подагра, но наш анализ опровергает эту версию».

Учёные проанализировали три портрета различных художников, запечатлевших великого итальянского живописца, скульптора и архитектора в возрасте 60-65 лет (именно в этот период, во время работы над «Флорентийской Пьетой», болезнь впервые дала о себе знать), и пришли к выводу: виновником неисчислимых бед Микеланджело был – дегенеративное заболевание суставов , связанное с разрушением суставных хрящей . При нём изношенные хрящи теряют способность защищать кости от трения. Это вызывает боль и скованность движений.

Последние 15 лет своей жизни знаменитый мастер эпохи Возрождения создавал мировые шедевры, превозмогая ужасную боль. Однако он не только дожил до почтенного возраста (умер за 3 недели до своего 88-летия – по тем временам это считалось долгожительством), но и не переставал всё это время высекать, работать кистью и чертить, хотя из-за боли не мог отвечать на письма. Это делали под диктовку Микеланджело его друзья, а великий гений лишь ставил свою подпись. Специалисты утверждают, что именно неуёмное желание работать в ущерб собственному здоровью и стало причиной развития болезни . Но оно же давало ему и силы долгие годы бороться с ней и выходить победителем.

Искусство спасёт мир, а что спасёт людей искусства? Средство от профессиональных заболеваний костей и суставов

Совершенно очевидно: люди, которые своей работой дарят нам радость, счастье, исцеляют, не должны страдать. Им просто необходимо всегда оставаться в хорошей физической форме. Но как избавить танцоров балета, музыкантов, художников, скульпторов и других деятелей искусства от профессиональных заболеваний костей и суставов ? На помощь творческим людям пришли российские учёные из Пензенского института усовершенствования врачей под руководством профессора медицины, д. м. н. Виллория Ивановича Струкова. Они совершили настоящий прорыв в области профилактики и лечения заболеваний костей и суставов .

Снижение уровня тестостерона в пожилом возрасте связано с угасанием репродуктивной функции. А почему он понижается у молодых? Оказывается, длительная интенсивная работа без сна и отдыха (а именно так и живет большинство людей искусства) вызывает значительное снижение тестостерона . Это доказал ещё в 1995 г. профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РФ Рошен Джафарович Сейфулла с группой единомышленников.

Восполнение недостатка тестостерона синтетическими гормонами чревато многочисленными : повышением риска нарушений роста волос, развитием воспалительных заболеваний кожи и волосяных фолликулов, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, инвазивного рака молочной железы и пр.

Натуральное природное вещество!

Пензенские ученые предложили использовать не синтетические гормоны, а натуральное природное вещество, на основе которого организм сам вырабатывал бы недостающий тестостерон. Речь идет о продукте пчеловодства — , способном оказывать стимулирующее влияние на центральные механизмы регуляции интенсивности образования андрогенов и при этом не являющимся гормонозаменителем.

Усилив его действие и витамином Д, профессор Струков со своей командой создал группу уникальных высокоэффективных препаратов для профилактики , и даже . Сюда нужно отнести: «Остеомед», «Остеомед Форте» и .

В 2009 году на базе Центра остеопороза Пензенского института усовершенствования врачей были проведены исследования (подробнее о них можно прочитать в журнале «Поликлиника» №1 за 2013 год), подтвердившие эффективность названных препаратов. Было установлено, что в 50% случаев размеры костных полостей (своеобразные «дупла», которые образуются в костях при остеопорозе) уменьшаются, в 25% — они закрываются совсем. Практика применения биодобавки «Остеомед» в дозировке по 2 таблетки 3 раза в день ежедневно более чем у тысячи больных артрозом и артритом показала, что:

— процессы развития артроза и артрита останавливаются и поворачиваются вспять, отмечается положительная динамика основных клинических, инструментальных и биохимических показателей;

— уже через 1-3 месяца от начала приёма препарата частота болевого синдрома и его выраженность уменьшаются в 3 раза, улучшается подвижность суставов, что позволяет отказаться от применения нестероидных противовоспалительных средств;

— через 6-9 месяцев лечения больные, которые не могли двигаться из-за сильнейших болей, начинают передвигаться и обслуживать себя сами;

— при длительном приёме (более 9 месяцев) значимые результаты достигаются у 100% пациентов.

Исследования

Отдельно проводилось исследование влияния приёма препарата «Остеомед» . Было установлено, что препарат позволяет костям срастаться значительно быстрее.

Добавим, что недавно исследования группы шведских учёных во главе с Миртой Пиквер из госпиталя Скейн при Лундском университете установили, что большое значение имеет для суставов тестостерон . Наблюдения за 33 000 человек в течение 50 лет позволили сделать сенсационное открытие: недостаток этого гормона в молодом возрасте значительно увеличивает риск возникновения заболеваний суставов в будущем . Дело в том, что тестостерон оказывает влияние на количество синовиальной жидкости (суставной смазки), регулирует работу хондрогенных клеток хрящевой ткани, которые под его влиянием «приобретают специализацию», становятся хондробластами – молодыми клетками, производящими коллаген, эластин, межклеточное вещество. Последние, в свою очередь, превращаются в хондроциты – зрелые клетки хрящевой ткани, поддерживающие на определённом уровне обменные процессы в ней. Также андроген стимулирует биосинтетические процессы в хрящах, влияя на восстановление их тканей.