Лыжные г. Как устроен мир лыжных гонок

Лыжные г. Как устроен мир лыжных гонок
Лыжные г. Как устроен мир лыжных гонок

В эстафете 4х10 км на Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. За команду олимпийских атлетов из России бежали Андрей Ларьков, Александр Большунов, Алексей Червоткин и Денис Спицов. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила биографии спортсменов.

Андрей Витальевич Ларьков родился 25 ноября 1989 г. в Зеленодольске (Татарская АССР, ныне - Татарстан).

Занимался в детско-юношеской спортивной школе №4 г. Зеленодольска. Тренировался у Владимира Махалова и Геннадия Рожкова.

Андрей Ларьков является чемпионом России (2017, 70 км свободным стилем), трехкратным серебряным (2013, 70 км свободным стилем; 2014 - скиатлон, 50 км свободным стилем) и трехкратным бронзовым (2013 - скиатлон; 2015, 2017 - 15 км свободным стилем) призером национального чемпионата.

В январе - феврале 2015 г. в Штрбске-Плесо (Словакия) стал трехкратным чемпионом XXVII зимней Универсиады. Выиграл спринтерскую гонку свободным стилем и гонку на 30 км свободным стилем, а также первенствовал в составе эстафетной команды.

В марте 2017 г. в Лахти (Финляндия) завоевал серебряную медаль чемпионата мира в эстафете.

Мастер спорта России международного класса (2013).

Отмечен благодарностью президента РФ (2015).

Александр Александрович Большунов родился 31 декабря 1996 г. в с. Подывотье (Севский район Брянской области).

Начал заниматься лыжной подготовкой под руководством отца. Совершенствовал мастерство в Брянской областной спортивной школе олимпийского резерва по лыжным гонкам (тренер - Николай Нехитров).

В декабре 2016 г. выиграл спринт свободным стилем и гонку на 30 км классическим стилем в рамках соревнований "Красногорская лыжня" (Московская обл.).

В феврале 2017 г. в Солджер Холлоу (шт. Юта, США) на чемпионате мира среди юниоров и молодежи до 23 лет завоевал золотые медали в гонке на 15 км свободным стилем и в скиатлоне, а также занял второе место в спринте классическим стилем.

В марте - апреле 2017 г. на чемпионате России по лыжным гонкам в Ханты-Мансийске выиграл гонку на 50 км классическим стилем и занял третье место в скиатлоне. Также стал серебряным призером в эстафете и бронзовым - в командном спринте.

В июле 2017 г. на чемпионате мира по лыжероллерам в Шеллефтео (Швеция) первенствовал в масс-старте на 20 км и в индивидуальной гонке на 22,5 км.

13 февраля 2018 г. завоевал бронзовую медаль в спринте классическим стилем на зимней Олимпиаде в Пхенчхане.

Заслуженный мастер спорта России (2018).

Алексей Александрович Червоткин родился 30 апреля 1995 г. в дер. Зыковы (Котельничский район Кировской области).

Начал заниматься лыжным спортом в пос. Даровском (Кировская обл.) под руководством тренера Виктора Верещагина. В начале 2010-х гг. переехал в Москву, где продолжил занятия в спортивной школе олимпийского резерва №81 "Бабушкино".

В январе 2013 г. на юниорском чемпионате мира в Либереце (Чехия) завоевал золотую медаль в эстафете и стал бронзовым призером в скиатлоне. В январе - феврале 2014 г. на аналогичных соревнованиях в Валь-ди-Фьемме (Италия) занял второе место в скиатлоне и третье - в эстафете. В феврале 2015 г. на юниорском чемпионате мира в Алма-Ате (Казахстан) первенствовал в гонке на 10 км свободным стилем, а также в эстафете и скиатлоне.

В феврале 2013 г. на Европейском юношеском олимпийском фестивале в Брашове (Румыния) завоевал золотые медали в гонке на 10 км свободным стилем, 7,5 км классическим стилем и в смешанной эстафете.

В марте 2014 г. на юниорском чемпионате России в Сыктывкаре занял первое место на дистанции 15 км свободным стилем, а также стал бронзовым призером на дистанции 10 км классическим стилем и в скиатлоне. В марте 2015 г. на аналогичных соревнованиях в Тюмени первенствовал в спринте свободным стилем и занял третье место на дистанции 10 км свободным стилем.

В феврале 2016 г. в Рышнове (Румыния) занял второе место в гонке на 15 км классическим стилем в рамках чемпионата мира среди юниоров и молодежи до 23 лет. В феврале 2017 г. на аналогичных соревнованиях в Солджер Холлоу завоевал серебряные медали в гонке на 15 км свободным стилем и в скиатлоне.

Андрей Червоткин является чемпионом России (2016 - 50 км свободным стилем) и трехкратным серебряным призером национального чемпионата (2016 - командный спринт; 2017 - скиатлон, 50 км классическим стилем).

В феврале 2017 г. на III зимних Всемирных военных игр в Сочи победил в гонке на 15 км свободным стилем.

В марте 2017 г. в Лахти завоевал серебряную медаль чемпионата мира в эстафете.

Мастер спорта России международного класса (2015).

Денис Сергеевич Спицов родился 16 августа 1996 г. в пос. Вожега (Вологодская область).

Начал заниматься лыжной подготовкой по настоянию отца. С 2006 г. совершенствовал мастерство в спортивной школе пос. Вожега (ныне - Вожегодская детско-юношеская спортивная школа им. олимпийской чемпионки А. И. Богалий) под руководством тренера Евгения Ванюкова.

В 14 лет вместе с тренером переехал в Тюмень. Занимался в Центре подготовки спортивного резерва по лыжным гонкам и биатлону Луизы Носковой. С 2014 г. представляет тюменский Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий (ЦСП72).

В феврале 2015 г. в Алма-Ате стал победителем юниорского чемпионата мира в эстафете, а также серебряным призером в индивидуальной гонке на 10 км свободным стилем и бронзовым - в скиатлоне.

В марте 2015 г. в Тюмени стал чемпионом России среди юниоров в скиатлоне и на дистанции 10 км свободным стилем, а также занял второе место в спринтерской гонке свободным стилем.

В феврале 2016 г. на чемпионате мира среди юниоров и молодежи до 23 лет в Рышнове занял второе место в эстафете и третье - в гонке на 15 км свободным стилем. В феврале 2017 г. в Солджер Холлоу на аналогичных соревнованиях завоевал бронзовые медали в гонках на 15 км свободным стилем и в скиатлоне. В январе 2018 г. на этом же турнире в Гомсе (Швейцария) первенствовал в скиатлоне и занял второе место на дистанции 15 км классическим стилем.

Денис Спицов является трехкратным серебряным призером чемпионата России (2016, 2017 - эстафета; 2017 - 15 км свободным стилем).

16 февраля 2018 г. завоевал бронзовую медаль зимних Олимпийских игр в Пхенчхане в гонке на 15 км свободным стилем.

Заслуженный мастер спорта России (2018). 0спо/сау/ птд.


Что: Лыжные гонки Где: Северная Европа (Финляндия, Швеция, Норвегия)

20.04.2016 Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

И не только самая длинная. Еще и самая древняя: она состоялась аж в 1884 г., когда участники экспедиции Адольфа Эрика Нурденшёльда (Adolf Erik Nordenskiöld) вернулись из Гренландии и рассказали, что в один из выходов двое уроженцев Йоккмокка прошли на лыжах 460 км за 57 часов. Им, естественно, никто не поверил, и тогда Нурденшёльд решил доказать, что это в принципе возможно. Так появился маршрут длиной 220 км, который участники гонки планировали преодолеть за 24 часа. В итоге победитель уложился в 21 час 22 минуты.

Чтобы было понятно, что это были за люди, стоит взглянуть на фото:

Лыжи длиной 210-300 и шириной 8-12 см, палки и остальная экипировка понятно какие. Лыжню им, естественно, никто не тропил. Все современные рекордсмены отдыхают.

И вот в этом году шведские лыжники решили повторить эту историческую гонку в шведской Лапландии по оригинальному маршруту от Йоккмокка (Jokkmokk) до Квиккйокка (Kvikkjokk) и обратно. Дата - 10 апреля 2016 г.

Я узнал об этом от одного шведа, с которым в марте неделю ехал 440 км от границы до границы в Финляндии (http://rajaltarajallehiihto.ranua.fi/Suomeksi/Etusivu). Он гордо заявил, что собирается таким образом закрыть сезон, и наша группа всю неделю троллила его за чрезмерные амбиции. Он, впрочем, особо не троллился и все наши едкие комментарии парировал гордым "зато это легендарная гонка". Ну, посмеялись и забыли.

Когда я вернулся в Москву, оказалось, что нет, не забыли. По мере того, как снег таял и рядом с Москвой оставалось все меньше и меньше мест для нормального катания, мысль о том, что закрыть сезон заездом на 220 км по нормальной трассе было бы красиво, возникала у меня все чаще и чаще. И все доводы разума о том, что 220 км это дофига, ехать туда на один день не близко и недешево, странным образом растворялись в одной и той же навязчивой мантре: зато это легендарная гонка...

В общем, дух авантюризма в очередной раз победил, и вот я уже регистрируюсь на сайте гонки, там же оплачиваю стартовый взнос, покупаю билеты на самолет, и вуаля. Логистика очень простая: перелет Москва - Стокгольм - Лулео, от Лулео до Йоккмокка примерно 170 км - можно воспользоваться трансфером от организаторов, можно взять напрокат машину.

Важный момент. В Москве багаж регистрируют прямо до конечной точки (Лулео), но в Стокгольме его нужно обязательно получить и самостоятельно донести до стойки сдачи багажа в терминале для внутренних рейсов! Обратно багаж тоже регистрируют сразу до Москвы, но получать его в Стокгольме НЕ надо. То есть эта заморочка имеет место в Швеции только при пересадке с международного рейса на внутренний. В Москве меня об этом не предупредили, и лыжи мои, естественно, благополучно остались в Стокгольме. Впрочем, в Лулео мне весело сообщили, что ситуация под контролем и все приедет на следующий день утром первым же рейсом, поэтому я ничуть не расстроился: ночевал я в этот день все равно рядом с аэропортом, перемещался на арендованной машине, и проехать утром лишние 5 км, чтобы забрать лыжи, мне не составляло никакого труда.

Наутро было солнечно и +9, и, надо сказать, окружающий пейзаж не внушал оптимизма в плане количества и качества снега.

Ледяной дождь там тоже не редкость.

Недалеко от Йоккмокка проходит полярный круг.

К обеду я на месте, и у меня достаточно времени, чтобы спокойно осмотреться, зарегистрироваться и подготовиться к завтрашней гонке. Йоккмокк очень небольшой городок, тем не менее, там есть несколько отелей и кемпингов. Конечно, к тому моменту, как я окончательно решил, что еду, все уже было занято - все-таки 500 чел. участников для города с населением 2000 чел. это много, - но организаторы всем помогают найти жилье. Мне дали контакты милой бабушки-библиотекаря, которая сдала мне в своем доме комнату с отдельным входом и санузлом всего за 400 крон за все время моего там пребывания. Вот такой вот домик. И такая комнатка.

Лирическое отступление. По пути в центр соревнований я решил поесть и зашел в первый попавшийся ресторанчик, каковой ресторанчик был готов, судя по надписям на стенах, осчастливить меня гамбургерами, пиццой и салатами. Гамбургеры я решил проигнорировать, а вот пицца и греческий салат показались к месту. Появилась официантка.
- Что будете заказывать?
- Пиццу и греческий салат.
- Пиццу и что?
- Греческий салат.
- Какой?
- Греческий.
- Греческий?
- Да.
Почувствовав, что полного взаимопонимания у нас не наступает, для пущей убедительности показываю на надпись мелом "Греческий салат" на доске у нее за спиной.
- А-а-а, греческий салат...
Многоточие ощущалось настолько остро, что я оглянулся. Остальные клиенты заведения смотрели на меня осуждающе. Официантка - с сожалением. В этом сожалении не было снисходительности, с какой итальянские официанты, закатывая глаза и произнося про себя "Mamma mia!", принимают у варваров-иностранцев заказы на латте или капуччино после полудня. Это было что-то другое. Недоумение, смешанное с любопытством. Пытаясь как-то разрядить обстановку, я попросил еще бутылку пива. Пиво мне сразу же принесли, но обстановка не разрядилась.

Официантка вернулась с моим заказом через двадцать минут. Теперь она смотрела на меня торжествующе. Остальные клиенты, жующие гамбургеры, - с завистью. Выглядело это так:

Пицца была примечательна лишь тем, что толщина лепешки была сантиметра два, не меньше. А вот греческий салат был экипирован, помимо более или менее привычных ингредиентов, куском авокадо, куском дыни и куском ананаса... И самое главное - все было настолько свежим, как будто только что с грядки. Ну хорошо, козий сыр, допустим, с ближайшей фермы, но откуда такой спелый ананас? Я такие только в Африке пробовал...

Обед этот я запомнил. Меня в этом заведении, мне кажется, тоже запомнили. Что-то было явно потеряно в переводе, но что и кем?

В центре соревнований заполняешь расписку и получаешь комплект участника: информационный листок, именную майку с номером, наклейки с номером, чипы на каждую ногу, карту с маршрутом гонки, стопку рекламных буклетов, банку энергетика от спонсоров и три разноцветных полиэтиленовых пакета.

Полиэтиленовые пакеты - отдельная история, они для вещей. Красный и зеленый едут в заранее известные точки на дистанции, чтобы участники могли при желании переодеться. Туда же можно загрузить фонарик, если не рассчитываешь финишировать засветло, а тащить его с собой с утра не хочется. В прозрачный пакет скидываются лишние вещи непосредственно перед стартом, и этот прозрачный пакет приезжает на финиш. По факту, когда я финишировал, в центре соревнований были уже все пакеты.

Наклейки с номером участника клеятся на пакеты и на каждую лыжу. Лыжи проверяются на входе в стартовую зону и на финише. Менять лыжи на дистанции нельзя (только если сломались).

Итак, утро, день старта. Старт гонки в 06.00. От центра соревнований в Йоккмокке до точки старта примерно 15 км. Туда можно приехать на своей машине, но мест на парковке не очень много, да и финиш получается в другом месте. Удобнее воспользоваться автобусами от организаторов. Автобусы отправляются от центра соревнований, один за одним, начиная с 04:30. Я сажусь на второй автобус примерно в 04:45, и в 05:05 мы на месте. В точке старта есть небольшое кафе, теплый чум с бесплатными бананами и спортивными напитками, биотуалеты - все, как положено.

Перед стартом никакой суеты, места на стартовой поляне (т.е. на льду озера) достаточно, поэтому никто никуда не торопится, в 05:45 на старте в основном только лыжи, народ тусуется где-то вокруг. В 05:50 все потихоньку занимают места и ждут старта. Старт возможен из трех позиций, в зависимости от группы, в которую записываешься при регистрации. Групп три - Elite, Competition, Amateur. Критериев оценки организаторы не дают, поэтому каждый решает для себя сам, кто он. Я для себя определил эти категории как "лоси", "физкультурники", "лошки" и записался в физкультурники.

На практике можно было стартовать из любого места, за распределением участников на старте никто не следил. Я поэтому к физкультурникам пробираться не стал и стартовал в самом хвосте, вместе с лошками. Забавно, что старт снимали не с какого-нибудь квадрокоптера, а с самого настоящего вертолета. Впрочем, оно и понятно: это же легендарная гонка. Вертолет потом еще периодически пролетал где-то рядом. Видимо, вел лидеров.

Обратный отсчет, выстрел, поехали. В хвосте никакой толчеи, все благостно и неторопливо. На старте не меньше десяти лыжней, которые примерно через километр превращаются в обещанные организаторами две. Их вполне хватает. Такое ощущение, что все немного побаиваются такой длинной дистанции, поэтому едем спокойно. Ну, по местным меркам спокойно - первый километр из трех минут, второй из трех, третий из трех... Скорость под 20 км/ч. Катит хорошо, к этому быстро привыкаешь, и такая скорость начинает казаться нормой. В итоге на первых 20 км средняя получается выше 17 км/ч.

К слову сказать, как раз после первой "двадцатки" народ окончательно растягивается по дистанции в соответствии со своим темпом, и я не вижу никого ни перед собой, ни сзади. Начиная с этого момента и до конца гонки я обогнал не больше десяти человек, и не больше десяти человек обошли меня. Значит, стартовал в правильном месте.

Трасса очень хорошая, твердая, укатанная и нарезанная ратраком - конфетка. Пейзажи тоже. Периодически останавливаюсь фотографирую.

Народ едет только на руках, даже в гору. Надо признать, что техника дабл-полинга совершенно вытеснила все остальные.

Теперь о расстояниях. Тут интрига, появившись в самом начале, сохранялась до самого конца. Изначально была заявлена оригинальная дистанция 1884 г. длиной 224 км. За пару недель до начала организаторы сообщили, что из-за аномально теплой весны (типа, впервые такая за 70 лет) дистанция будет урезана до 180 км, НО будет добавлен рельеф, чтобы жизнь медом не казалась. В информационном листке, полученном накануне, значилось расстояние 200 км. Схема трассы с контрольными пунктами подтверждала, что расстояние 200 км.

На дистанции стояли километровые отметки, кратные 10 км. Первая загадка обозначилась рядом с табличкой "30 км". Навигатор показывал 25. Не туда воткнули? Табличка "40 км" - навигатор показывает 35. Дальше, до 60 км этот сдвиг практически не меняется, плюс-минус километр. Какое-то время я раздумывал над версией, что это такие местные лапландские километры, - в финской Лапландии та же беда, - но потом решил, что более красивая теория - подарок от организаторов. Это же легендарная гонка. Динь-динь! Поздравляем, вы получаете пять бонусных миль за участие в программе!

Пункты питания расположены через каждые 10-15 км. Еда вкусная и разнообразная - булочки с сыром, бананы, апельсины, злаковые батончики (разные), солености. Есть несколько крупных пунктов, где также дают бульон и макароны с мясом. Из напитков вода, изотоник, энергетик и черничный кисель (по вкусу абсолютно домашний). На крупных пунктах питания еще чай и кофе.

Пустые стаканчики из-под напитков кидают прямо на снег. Видимо, так задумано, чтобы не создавать пробки на пунктах питания. Но выглядит это, признаться, как большой свинарник с длинным "языком", который создают спортсмены. Эти парни, естественно, экономят секунды, поэтому хватают все, что есть, и бегут дальше, откусывая ото всего по разу, а то, что осталось, кидают под ноги. В итоге на пункте питания гора из пустых стаканчиков, а дальше по лыжне - надкусанные булочки, батончики (такое ощущение, что кусают прямо через упаковку), пакетики из-под гелей, кожура от бананов и прочий мусор.

Четыре часа от старта, большой пункт питания на 60 км. Заметно теплеет. У меня на держание очень узкая колодка с тонким слоем KR60, и я решаю подмазаться клистером, которым работают местные сервисмены. Это абсолютно бесплатно. Более того, они сами это делают, пока ты перекусываешь.

Кстати говоря, при регистрации на гонку можно было за дополнительные деньги приобрести один из двух пакетов по подготовке лыж. Один включал более простую разовую обработку лыж парафином на скольжение и мазью на держание (лыжи отдаешь накануне вечером, забираешь утром в 04.00, до отправления автобусов), а второй - более профессиональную подготовку с высокофтористыми порошками и прочими пирогами, причем один раз перед стартом и один или два раза на дистанции. Я этого ничего заказывать не стал.

Еду дальше, и тут на встречном курсе появляются лидеры. Они уже развернулись и бегут обратно. Все, как положено: каменные лица, мутные глаза, язык на плече, пена на подбородке. Но идут красиво и очень быстро. Я проехал 60, они - 90. За 4 часа. На Vasaloppet у них уже был бы финиш.

Сильно теплеет, лыжню "отпускает", скольжение заметно ухудшается. Видимо, в связи с этим нам начисляют очередные бонусные мили: на отметке "70 км" прибор показывает 63 км. Участок 60-90 км, до разворота и обратно, самый сложный. Сильный рельеф, постоянные подъемы и спуски, яркое солнце, низкая скорость. Жарко. Вдоль лыжни валяются брошенные шапки, банданы и термофутболки. Наверное, организаторы потом свозят это все в lost & found. Либо людям настолько важны секунды, что одеждой они готовы просто пожертвовать.

В итоге до точки разворота (75 км от старта) доезжаю за 5 часов, средняя - 15 км/ч. Но уже следующие 15 км (от 75 до 90 км) за час не даются: скорость падает. Но ехать все равно приятно и красиво.

Обратный путь до точки старта занимает не пять часов, как туда, а почти семь. По пути думаю, на что потратить бонусные мили, ибо их уже набежало прилично: столбик "150 км" проезжаю, когда на навигаторе у меня всего 135 км.

За спиной 160 км, на очередном столбике - 170. Что-то я сделал не так - 3 бонусные мили у меня за что-то списали. Близится вечер, фонарь я решил не брать, поэтому снова пускаюсь в размышления о природе и свойствах местных километров. Надежды, что, может быть, будет в итоге всего 180 км по столбикам, сменяются опасениями, что все бонусные мили спишут и заставят в итоге натурально проехать 220 км.

Очередной пункт питания. Народ веселый, чтобы не сказать навеселе. Машут рукой - мол, тут до финиша километров десять, не больше, и там еще последний пункт питания и небольшой кружок вокруг финиша.

Рельеф кончился, едется легко.

Примерно через десять километров действительно начинаются дома. Ура, это Йоккмокк! Музыка и бубнение комментатора все ближе, уже виден финиш... Но прямо напротив финиша лыжня каким-то предательским образом сворачивает в лес и переходит в подъем, за которым обнаруживается тот самый последний сервисный пункт. Ну ладно, попьем - и на финиш. Отъезжаю от сервисного пункта, спуск-подъем, вижу справа и слева от себя на параллельных лыжнях участников, которые тоже, очевидно, попили и едут на финиш.

Через десять минут накрывает тяжелое осознание происходящего: я еду по спортивной трассе, конца и края которой не видно. Она состоит из бесчетного числа зигзагов и совершенно адских спусков и подъемов, а те другие участники на параллельных лыжнях это такие же зомби, попавшие в этот дикий лабиринт, выхода из которого нет и не будет. В общем, этот "кружок вокруг финиша" это были самые сложные 10 км всего маршрута. На них ушел час времени. Час после того, как ты проехал от финишной черты в 50 м!

Финиш был желанным. На приборе у меня было ровно 180 км, но сожаления о том, что это не 200 и не 220, не было. Тактическое решение организаторов с последней "десяткой" по спортивной трассе сделало свое дело - никто не жаловался, что ему не хватило. Итог: 180 км за 14,5 часов. Для меня это рекордное расстояние за один заезд с рекордной средней скоростью на начальном участке (75 км за 5 часов).

А фишку с километровыми табличками я разгадал. Это реальные 180 км (о которых было объявлено заранее), помноженные на рельеф, которого не должно было быть в оригинальном треке. По мнению организаторов, это по степени трудности, видимо, соответствует 200 км оригинального трека. Отсюда и расположение табличек: на простых участках "трековые" километры соответствуют реальным, на сложных - слегка ужимаются. Простим организаторам эту маленькую хитрость, ведь это легендарная гонка. :)


В прошлом месяце мы опубликовали материал с обзором уже открывшихся мест катания, который вызвал большой читательский интерес. В ноябре мы решили подготовить аналогичный обзор, и в него войдут в основном новые трассы, которых не было в предыдущем обзоре, хотя будет и несколько исключений. Материал не претендует на полный охват всех существующих мест катания, но мы предлагаем нашим читателям стать соавторами материала, рассказав в комментариях о местах, где уже можно насладиться катанием на лыжах.

Россия

Ханты-Мансийск (ХМАО-Югра)
По-хорошему, трассу в Ханты-Мансийске можно было включать еще в октябрьский обзор. Круг, сделанный из прошлогоднего снега, был открыт уже в середине октября. Катание по трассе - платное.


Сыктывкар (Коми)

На Республиканском лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной началось искусственное оснежение трасс, сообщает Минспорта Республики Коми . Всего на ЦСПСК имеется пять снежных пушек и двадцать два ружья. Не секрет, что искусственный снег позволяет спортсменам раньше приступить к тренировкам, что существенно сказывается на подготовке лыжников.

Начинать работу можно только при стабильной минусовой температуре. С первыми холодами сотрудники учреждения запустили систему оснежения. Планируется, что искусственным снегом будет покрыто более 2 километров трассы и стадион комплекса. Всего в распоряжении спортсменов будет доступно 3,5 километра готовой освещенной лыжни.

«Мы сделаем минимум 3,5 километра лыжной трассы. Если не будет натурального снежного покрова, далее будем развозить снег и продлевать трассу до 5 километров», - прокомментировал директор ГАУ РК «ЦСПСК» Николай Гордеев.

Усинск (Коми)
С 27 октября в Усинске открыта лыжная трасса длиной 6,5 километров. Трасса освещена в вечернее время.



Златоуст (Уреньга)
Город Златоуст на Южном Урале - одно из традиционных мест для проведения вкатывания. Снег на перевале Уреньга, что неподалеку от города, выпадает обычно в конце октября - начале ноября. О том, какие условия были на Уреньге 2 ноября, можно понять по фото ниже.

Вершина Тёи (Хакасия)
Во второй половине ноября в Вершине Тёи пройдет I этап Континентального Кубка Восточной Европы. Трасса в этом посёлке - одно из традиционных мест вкатки сильнейших спортсменов как Сибири и Дальнего Востока, так и европейской части России. В данный момент сборы в Тёе проводят юниорская и часть основной сборной команды России (группа Е.Сорина).



Семинский перевал (Республика Алтай)
Еще одно намоленное лыжниками место в данный момент доступно для катания. Снега много, трасса отлично подготовлена, шестикилометровый круг укатан ратраком, - сообщает наш читатель Евгений Ширедченко. Фото от 5 ноября 2018 года.

Кировск (Мурманская область)
Ещё один город, уже побывавший в октябрьском обзоре. Сейчас на трассе возле Тирваса хорошо готовый круг 2,5 км с рельефом, снежные пушки работают, круг растёт (фото не с этого года).

Томск
В Томске выпало много снега, подготовлен 10-километровый круг. Лыжня под классику сделана на 3 из 10 километров.

Казахстан

Щучинск

В Щучинске всегда на лыжи встают в конце октября - начале ноября, но обычно это происходит в лесу, по тонкому слою снега поверх листьев на плохих лыжах, - делится информацией наш читатель Дмитрий Коломеец.
Но в этом году в городе открылся Национальный центр лыжного спорта, и подготовка трассы вышла на новый уровень. Со 2 ноября благодаря работе снежных пушек открыта лыжная трасса 1,3 км из искусственного снега. К концу следующей недели подготовят fis круг 2,5 км. Свои сборы проводят команды лыжников и биатлонистов из 6 регионов Казахстана, во второй половине ноября к ним присоединятся молодежная лыжная и паралимпийская сборные страны.

Финляндия

Леви
В Леви не запасают снега с прошлой зимы, предпочитая настреливать его с помощью снежных ружей. Система оснежения смонтирована вдоль широкой трассы длиной 4,5 км в одну сторону. На данный момент на сайте курорта говорится о 3 км подготовленных трасс. В вечернее время трасса освещена.


Саариселка (Инари)
1 ноября в Саариселке была открыта первая часть трассы длиной 2 км.

Рованиеми (Оунасваара)

Здесь проводит свой первый сбор на снегу сборная команда России по лыжным гонкам - все группы за исключением Юрия Бородавко, который тоже приедет сюда со своими спортсменами после соревнований в Муонио 12 ноября. Здесь же 15 ноября пройдут отборочные старты российской команды на I этап Кубка мира в Руке. На сайте ounasvaara.fi рапортуют о готовности 9 км лыжни.

Рука (Куусамо)

О Руке мы писали в предыдущем обзоре, но всё-таки не можем обойти вниманием последние новости с трассы I этапа Кубка мира. Сайт FIS рапортует о том, что на курорте подготовлен гомологированный 2,5-километровый круг.

Италия

Ливиньо

Трасса в Ливиньо готовится по тем же технологиям, что и в Финляндии, а теперь и в Тюмени. Снег запасают с прошлой зимы и затем рассыпают по трассе. В этом году открытие лыжни состоялось 13 октября. Напомним, что Ливиньо расположено на высоте 1800 м над уровнем моря. Длина трассы после сильнейших снегопадов, обрушившихся на курорт, составляет 22 км! С 25 ноября в Ливиньо пройдёт пилотный - осталось всего одно свободное место.

В котором участникам - спортсменам необходимо преодолеть соревновательную дистанцию на лыжах, при этом обогнав своих соперников.

Первые состязания в беге на скорость среди лыжников состоялись еще в 1767 году в Норвегии. Потом, примеру норвежцев последовали финны и шведы, однако на этом все только начиналось. Уже в конце 19-начале 20 веков увлечение лыжными гонками распространилось по всему миру, и в 1924 году была создана FIS - Международная федерация лыжного спорта, которая к 2000 году насчитывала в себе 98 национальных федераций.

Техника лыжных гонок

Грамотная техника передвижения на лыжах представляет систему движений, при помощи которой спортсмен может добиться максимальной эффективности своих действий. Она, также, помогает полностью реализовать возможности для достижения желаемого результата. Основными показателями качества техники являются эффективность, естественность и экономичность.

Если говорить о действиях, которые выполняет лыжник, то стоит отметить три основных:

* отталкивание палками;
* отталкивание лыжами;
* скольжение.

Существует два основных стиля передвижения на лыжах - коньковый (свободный) и классический.

Коньковый (свободный) стиль

Данный стиль передвижения подразумевает, что лыжник может самостоятельно выбирать способ, при помощи которого будет перемещаться по дистанции. Стоит отметить, что классический ход существенно уступает свободному в скорости.

С 1981 коньковые способы передвижения активно используются лыжниками. В то время, Паули Сиитонен, лыжник из Финляндии, который уже перешагнул 40-летний рубеж, впервые применил его на соревнованиях, в гонке на 55 километров и победил.

Среди свободных ходов, в наши дни, наиболее распространены:

* двушажный одновременный (применяется на подъемах средней и малой крутизны, а также равнинных участках);
* одношадный одновременный (на пологих участках, некрутых подъемах, равнинах, а также при стартовом подъеме).

Классический стиль

К данному стилю относят виды передвижения, в процессе которых лыжник проходит практически всю предназначенную дистанцию по заранее подготовленной лыжне, которая состоит из двух колей, расположенных параллельно друг другу.

«Классические» лыжные ходы подразделяются на одновременные и попеременные, по способу отталкивания палками. В по числу шагов, совершаемых в одном цикле, они подразделяются на попеременно двушажный, одновременно одношажный, а также бесшажный.

Самым распространенным из них, однако, считается двушажный попеременный ход, который, чаще всего, используется на отлогих склонах и подъемных участках, а также на подъемах средней крутизны (но только при очень хорошем скольжении). А вот одношажный одновременный ход используют лишь на отлогих подъемах (при свободном скольжении), на ровных участках или же на уклонах, при сравнительно неплохом скольжении.

Стоит отдельно поговорить об основных видах лыжных гонок.

Виды гонок на лыжах

* эстафета;
* соревнования с раздельным стартом;
* индивидуальный спринт;
* гонки преследования;
* командный спринт;
* соревнования с общим стартом.

Эстафета

Во время эстафеты, соревнуются команды, которые состоят из четырех (иногда -3) спортсменов. Эстафеты могут проходить одним или двумя стилями. В первом случае все участники пробегают свой этап свободным или же классическим стилем, а во втором - первый и второй этап спортсмены бегут «классикой», а последующие два - коньковым стилем.

Началом эстафеты является масс-старт, а для того, чтобы распределить самые выгодные места, между участниками проводится жеребьевка, или же они отдаются командам, которые набрали наибольшее количество очков и получили высокие результаты на предыдущих соревнованиях по данному виду спорта.

Передача эстафеты между спортсменами из одной команды осуществляется при помощи касания ладони любой части тела стартующего участника, причем исключительно в тот момент, когда оба спортсмена находятся в специально предусмотренной зоне передачи эстафеты.

Результат команды вычисляется по основной формуле «время прихода последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена», которое обычно ровняется нулю.

Соревнования с раздельным стартом

В данном виде лыжных гонок, спортсмены уходят со старта с заранее определенным интервалом, в четко регламентированной последовательности. Чаще всего, этот интервал составляет тридцать секунд, гораздо реже - одну минуту или 15 секунд.

Последовательность старта спортсменов выясняется при помощи жеребьевки, или же положением участников в рейтинге (самые сильные выходят на трассу последними). Иногда проводится раздельный парный старт.

Для вычисления итогового результата спортсмена используется формула «финишное время» минус «время старта».

Индивидуальный спринт

Соревнования начинаются с квалификации, организуемой в формате раздельного старта, в уже после этого, спортсмены, которые были отобраны, соперничают между собой в финалах, проводимых в виде забегов с масс-стартом из 4 человек.

Гонки преследования

Гонки преследования - это совмещенные соревнования, которые проводятся в несколько этапов. При этом очередность старта спортсменов, на всех этапах, кроме первого, устанавливается в зависимости от результатов предыдущих соревнований.

Данный тип лыжных гонок подразделяется на два вида:

* ГП без перерыва;
* ГП с перерывом.

Командный спринт

Проводится в формате эстафеты с командами, которые состоят из двух спортсменов, поочередно сменяющих друг друга, после того как каждый пробегает от трех до шести кругов трассы. Если число заявленных на участие в соревнованиях команд слишком велико, проводятся 2 полуфинала, из которых в финал отбирается равное количество команд, получивших лучшие результаты.

Итоговый результат командного спринта вычисляется по тем же правилам, что и эстафеты.

Соревнования с общим стартом

При масс-старте, все участники соревнований выходят на трассу одновременно. При этом лучшие места достаются спортсменам, которые имеют более высокий рейтинг. Итоговым результатом является финишное время спортсмена.

Реплика на сайт

Вряд ли такая характеристика усилит драматизм состязания, что является основным фактором привлекательности действа. Состязания с очевидным исходом едва ли будут интересны наблюдателю.

Пхенчхан-2018

Самые последние, олимпийские впечатления не прибавляют оптимизма в надеждах на укрепление интереса к лыжным гонкам. Мне довелось побывать на всех соревнованиях по биатлону и беговым лыжам на Играх в Пхенчхане. Посещаемость лыжного стадиона удручала. Ни разу он не был заполнен на 100%. Бывали просто казусные эпизоды, когда более-менее заполненные трибуны на квалификационных забегах в спринте, пустели во время финалов.

Непосредственно на лыжные и биатлонные трассы проход был запрещён. Сами стадионы довольно компактны, и трибуны рассчитаны не более чем на 4-5 тыс. человек. Биатлонный и лыжный стадионы расположены буквально вплотную. Соревнования по биатлону собирали всегда заметно большее количество зрителей.

Справедливости ради, нужно упомянуть проблему посещаемости олимпийских состязаний в Пхенчхане и для других видов спорта. Зрители редко сталкивались с необходимостью добывать лишние билеты. Моя аккредитация представителя журнала «Лыжный спорт» позволяла посетить разные олимпийские объекты. Таких больших пустот на трибунах, какие часто бросались в глаза на лыжном стадионе, я не замечал на других спортивных объектах Олимпиады-2018.

Разумеется, телевизионные рейтинги олимпийских трансляций не имеют прямой корреляции с посещаемостью соревнований. Однако сравнительное и, на мой взгляд, вполне объективное представление о зрительском интересе к разным видам спорта можно получить, ведь кроме местных болельщиков на Олимпийские игры всегда приезжают иностранные туристы со всего мира. Кстати, российские болельщики присутствовали в Пхенчхане совсем не в меньшинстве.

Про биатлон и не только

Всплеск популярности биатлона пришелся на нулевые годы. Причины данного феномена обсуждались неоднократно (например, и ).

А ведь очень долгое время лыжные гонки держали неоспоримый приоритет. В погоне за славой биатлона стали заметно меняться соревновательные форматы беговых лыж. Основательная переделка завершилась, по мнению руководителя лыжегоночного комитета FIS, одного из идеологов этих перемен Вегарда Ульванга, к 2005 году. Видимо, период стабильности неоправданно затянулся, если новое время побуждает искать необычные подходы к развитию лыжных гонок, чем и занимается теперь департамент трехкратного олимпийского чемпиона Ульванга.

Вот, только одна, но очень грустная иллюстрация к теме современной популярности лыжных гонок в России: чемпионат страны 2017 г., Ханты-Мансийск.

Финал спринта с участием местного югорского (Ханты-Мансийского) лыжника Сергея Устюгова, ставшего героем чемпионата мира всего месяц назад. Пустые трибуны в воскресный день в прекрасном Центре зимних видов спорта, расположенном практически в центре города. Национальная сборная команда страны в полном составе во главе с Устюговым принимала участие в чемпионате. На трибунах никого нет. И не только в этот день. Ни одна телевизионная трансляция этого турнира не вошла в топы рейтингов отечественных спортивных телепрограмм в отличие от биатлонного чемпионата страны, проходившего в эти же дни, но без участия нескольких ведущих спортсменов… Увы!

Попробуйте взглянуть на биатлон, как на те же самые лыжные гонки, только с дополнительными приключениями, которые (приключения) и стали вкусной зрительской приманкой. А теперь посмотрите на новую дисциплину «ски-кросс» (лыжные гонки с препятствиями) с этой же позиции, и тогда может быть, вы измЕните свой негатив в отношении свежих программных предложений FIS. Ски-кросс уже прошел успешную апробацию в соревнованиях официального календаря FIS - на Юношеских Олимпийских играх 2016г.

Ранее ски-кросс многократно и успешно практиковался в разных коммерческих турнирах. Например, российский Спринт-Тур, в программе которого превалировали неформатные гонки, проводился с 2007 по 2012 г. и демонстрировал самые высокие суточные рейтинги на телеканале «Спорт-Россия». Участники и зрители Спринт-Тура успешно осваивали такие нестандартные состязания, как 100-метровые забеги, групповые гонки преследования, гонки с выбыванием, групповые гонки по очкам (промежуточных финишей). Нынешний ски-кросс именовался в Туре горным спринтом и был своеобразной визитной карточкой многодневки. Оказалось, что неизвестные новые формулы соревнований имели порой больший телевизионный интерес, чем традиционные старты.

Зарубежные экстремальные лыжные шоу Red Bull Nordix привычно собирают огромные аудитории на месте событий и у телеэкранов.

FIS уже имеет положительный опыт внедрения подобных кроссовых дисциплин, то есть гонок с преодолением препятствий, в другие свои зимние виды. Во фристайле и сноуборде эти новые дисциплины остаются наиболее привлекательными для зрителей. Так, российские этапы Кубка мира под Миассом в Челябинской области по фристайл- и сноуборд-кроссу сопровождают многотысячные аншлаги на стадионе.

А вот, лыжные гонки не успевают за насущными требованиями перемен, и отсюда погоня за назревшими преобразованиями.

На повестке дня зимних олимпийских инноваций еще одна экзотическая дисциплина. В программе Юношеских Олимпийских игр 2020 г. в Лозанне будет представлен лыжный альпинизм (ski mountaineering). Сравнительно давнишнее увлечение сторонников горных лыж и альпинизма воплотилось в довольно серьезное состязательное испытание со своим регламентом, международной федерацией, чемпионатами и Кубками мира. Ски-альпинизм - это микст горных лыж, скитуринга с элементами лыжных гонок.

Юношеские Олимпиады стали своеобразным полигоном для апробации новых видов спорта и дисциплин. Чаще всего новшества в программе детских Олимпийских игр получают дальнейшее развитие в больших соревнованиях и турнирах.

И еще один пример из такого консервативного спорта, каким на протяжении многих лет остается легкая атлетика. В ней намечаются весьма вызывающие изменения. Участникам предстоящих Европейских Олимпийских игр 2019 г. в Минске будет предложена экспериментальная командная формула турнира. В случае успешной премьеры «королева спорта» может неузнаваемо преобразиться.

Послесловие

К чему эти стенания? Совсем не для брюзжания или упреков, а для того чтобы осознать проблему и, главное, попробовать найти пути её решения. Или хотя бы попытаться помочь FIS (точнее, комитету В.Ульванга) в этот кризисный период. Считайте это и обращением к вам за помощью.

P . S . Недавний на многодневке Тур де Ски имел высокие телевизионные рейтинги. А последовавшие вскоре такие же гонки (масс-старты на коротких дистанциях 10 и 15 км) на Кубковом этапе в австрийском Зеефельде прошли «на ура!» без всяких заварушек.