Что такое баттерфляй в хоккее. Смешанный баттерфляй

Что такое баттерфляй в хоккее. Смешанный баттерфляй
Что такое баттерфляй в хоккее. Смешанный баттерфляй

Аннотация

В статье обсуждается проблема совершенствования тренировочного процесса хоккейных вратарей. Представлены экспериментальные данные по эффективности игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее.

Ключевые слова: скандинавский и классический стили, хоккейный вратарь.

WHAT STYLE TO CHOOSE - SCANDINAVIAN OR CLASSICAL? SOME RESULTS OF RESEARCH OF GAME OF THE HOCKEY GOALKEEPER

Vadim Evgenevich Mitin, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Kirill Vitalevich Korenkov, the head coach,
School of goalkeepers of N.G. Puchkova, St.-Petersburg

Annotation

In article, the problem of perfection of training process of hockey goalkeepers is discussed. Experimental data by efficiency of game of goalkeepers by the Scandinavian style, in comparison with classical, both in professional, and in youthful hockey are presented.

Keywords: The Scandinavian and classical styles, the hockey goalkeeper.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением спортивной деятельности хоккейных вратарей специалисты занимаются давно . Перечисленные работы дают определенные сведения, отражающие как состояние игроков на различных этапах подготовки, так и рекомендации для построения этой подготовки в части, исследуемого авторами компонента вратарской деятельности. В тоже время, указанные сведения и рекомендации носят разнообразный характер, поэтому возникает сложность их интерпретации и применения непосредственно в учебно-тренировочном процессе юных хоккейных вратарей. В тоже время, необходимо отметить, что в отечественной научной и учебно-методической литературе отсутствуют данные по анализу результативности игры вратарей в скандинавском и классическом стиле.

Поэтому в исследовании решались две задачи: 1) провести анализ результативности игры профессиональных вратарей в скандинавском и классическом стиле и 2) изучить эффективность этих стилей в игре юного хоккейного вратаря.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами проводились наблюдения за играми вратарей профессионалов из НХЛ и КХЛ, а также матчи чемпионатов Мира, Олимпийских игр, МХЛ и Высшей лиги России, Elite division Швеции и GET liagen Норвегии. Всего было просмотрено 30 игр в сезоне 2008-2009 года, 50 игр в сезоне 2009-2010 года и 40 игр в сезоне 2010-2011 года.

Анализ показал, что в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет.

Наиболее подробно проанализированы по 15 матчей НХЛ с участием двух вратарей, приверженцев разных стилей игры - Мартина Бродо (New Jersey Devils, классический стиль) и Йонаса Хиллера (Anaheim Ducks, скандинавский стиль). Команды New Jersey Devils и Anaheim Ducks выбраны были не случайно, так как они играют в четко поставленную игру без особых импровизаций. В таких командах на игре вратарей строится оборонительная линия, и в большинстве матчей именно от их действий зависел конечный результат. Эти вратари также являлись первыми номерами в своих сборных на Олимпийских играх в Ванкувере.

Оценка проводилась по 9 показателям: процентное соотношение бросков по воротам низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение пропущенных голов низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение надежности игры вратарей при бросках низом, верхом, на средней высоте.

Анализ результатов игры вратаря классическим стилем показывает следующее: из общего количества бросков по воротам голы забивались низом в 58,0% случаев, на средней высоте в 31,2% случаев и верхом в 10,8% случаев. Общий показатель надежности составляет 86,3%.

При игре вратаря скандинавским стилем голы забивались низом в 32,0% случаев, на средней высоте в 62,2% случаев и верхом 5,8% случаев. Общий коэффициент надежности игры вратаря данным стилем составил 93,3%.

По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной в том случае, если его общий коэффициент надежности начинается с 92,0%.

Помимо общего коэффициента надежности, проводилось также сравнение результативности игры вратарей по разным высотам бросков.

Скандинавский стиль Йонаса Хиллера более продуктивен при бросках низом, так как он активно применяет «игру сидя» и соответственно перекрывает угрозу, исходящую от бросков, посланных по льду. Классический стиль Мартина Бродо менее продуктивен, так как нападающие, зная, что вратарь играет в высокой стойке, бросали низом или на средней высоте, неудобной для вратаря.

Также сказывается тот факт, что после первого броска, особенно при игре на «добивание», вратари классического стиля стремятся сразу встать в «стойку». В ближнем бою это открывает пространство между ног и под руками. Учитывая, что в ограниченной по времени ситуации игрок старается просто направить шайбу в ворота без прицельного броска, преимущество имеет тот вратарь, который оставляет меньше «зазоров» для шайбы. Мартину Бродо трудно справляться с большим количеством таких бросков, соответственно преимущество скандинавского стиля Йонаса Хиллера в этом случае бесспорно.

Дальнейший анализ показывает, что Йонас Хиллер, играя в сплите, также более эффективно отражает шайбы, посланные верхом. Необходимо также заметить, что большой процент голов Мартину Бродо забивали с дальних дистанций при подправлении шайбы на пятачке. Чаще всего шайба пролетала в «створ» вратаря, у Йонаса Хиллера таких шайб гораздо меньше из-за компактной игры в сплите. Выявлен примерно равный процент отбитых и пропущенных шайб при отражении штрафных бросков, здесь опытный канадец не дал себя переиграть. Таким образом, можно заключить, что: а) в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет; б) вратарь, играющий в скандинавском стиле более экономичен в движениях, его игра более эффективна при бросках шайбы по воротам на любых высотах. Скандинавский стиль требует от вратарей большей мобильности в игре. Практически, отсутствует игра на линии ворот, что характерно для классического стиля.

Вторая задача по изучению эффективности скандинавского и классического стилей в игре юного хоккейного вратаря реализовывалась на основе применения тестовых игровых заданий: броски со средней дистанции; атака из-за ворот; атака 2х0; игра на «пятачке». Во время каждого задания вратарь выполнял 10 игровых отрезков.

Исследование проводилось в сезоне 2008-2009 года на базе Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова (Санкт-Петербург) с участием вратарей 1992-1994 года рождения в количестве 20 человек. Экспериментальная группа (ЭГ, 10 чел.) осваивала технику игры в скандинавском стиле, контрольная (КГ, 10 чел.) - в классическом стиле. Для сравнения результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Вратари контрольной группы во время исследований тренировались в своих командах. С вратарями экспериментальной группы занимались тренеры Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова три раза в неделю.

Необходимо также отметить, что наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей обеих групп во время соревновательных игр показали, что они были примерно одинаковыми и сводились к одной цели - отбивании шайбы любой ценой. Юные вратари не рассчитывали свою позицию в воротах, ошибочно определяли позицию нападающего и степень угрозы воротам в разных игровых моментах. Обилие лишних движений сказывалось на физическом состоянии, которое быстро ухудшалось и приводило к еще большим недостаткам в игре. В тоже время наблюдался малый объем катания, и частое падение вратаря на живот, на бок и на спину. Такие действия проявлялись как раз из-за неуверенной игры в стойке перед броском. Вратари также не умели выжидать моменты, часто первыми бросались на шайбу, чем давали преимущество полевым игрокам, реализуемое в голы.

Полученные результаты исследования представлены в таблице.

Результаты тестирования при выполнении игровых заданий

Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
Броски со средней дистанции 2,5±0,32 2,6±0,42 1,4±0,12 0,7±0,12
t=0,36; р>0,05 t=4,11; р<0,01
Атака из-за ворот 3,6±0,32 3,5±0,32 2,7±0,32 1,7±0,22
t=0; р>0,05 t=2,56; р< 0,05
Атака 2х0 4,7±0,11 4,8±0,32 4,3±0,32 3,4±0,22
t=0,3; р>0,05 t= 4,50; р<0,01
Игра на «пятачке» 5,6±0,43 5,6±0,43 4,0±0,21 2,8±0,21
t=0; р>0,05 t=4,00; р< ,01

Анализ данных до начала эксперимента позволяет говорить о том, что вратари обеих групп по своей технико-тактической подготовленности практически одинаковые, достоверных различий в показателях не обнаружено. Также наблюдается у них заметная тенденция невысоких результатов в игровых заданиях 3 (атака 2х0) и 4 (игра на «пятачке»). По-нашему мнению это связано со сложностью игрового момента при выполнении этих заданий и слабой сформированностью навыка технико-тактических действий.

После года обучения по скандинавской системе, вратари экспериментальной группы гораздо увереннее себя чувствовали при выполнении всех игровых заданий, особенно при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.

При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.

Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря: пер. со словац. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
  2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
  3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода: дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
  4. Никонов, Ю. В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки: сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
  5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. - Минск: Полымя, 1999. - 271 с.
  6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю: кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.

Вратарь, оставивший не удел форвардов новокузнецкого «Металлурга» и «Сибири», родился в Международный женский день – 8 марта 1982 года. В чемпионате Швеции выступал за «Вестерос» и ХВ-71. Играл за шведскую сборную на различных этапах Евротура, а в 2007 году принял участие – правда, весьма скромное – и в чемпионате мира. Был также в расширенном составе олимпийской сборной, но в Ванкувер так и не поехал.

– Я знаком с этим вратарем. Он играл на Кубке Первого канала, был признан лучшим голкипером сезона 2006/2007 в шведском чемпионате, – рассказал в день подписания контракта старший тренер уфимцев Игорь Захаркин , поработавший в Швеции. – Стиль его игры – классический, а не модный в последнее время баттерфляй, когда голкипер садится на лед и перекрывает нижние углы. Эрик же предпочитает действовать в стойке, но главное его достоинство – он все время в фокусе: это когда голкипер выручает в тех редких острых моментах, возникающих у его ворот. Для нашей команды, большую часть времени проводящей в атаках, последнее качество особенно ценно.

Выступал Эрсберг и за океаном. В «Лос-Анджелесе», пригласившем никем не задрафтованного шведа, вратарская бригада была откровенно слабая, что, как ни парадоксально, только повышало конкурентность: достаточно сказать, что в сезоне 2007/2008 «Короли» задействовали аж семерых голкиперов. За три с небольшим года Эрик провел 53 матча в НХЛ и еще 32 в фарме «Лос-Анджелеса», «Манчестере».

В Уфу швед прилетел в конце октября, когда оба вратаря «Салавата Юлаева» – Виталий Колесник и Александр Еременко – стали действовать несколько неуверенно. Интересно, что сразу же бросилось в глаза несоответствие сказанного Захаркиным с увиденном на льду – Эрсберг играл в ярко выраженном стиле баттерфляй. Но позже перестроился и поэтому сейчас его стиль можно назвать смешанным.

– Не скрою, я держал в голове возможность выступать в России, – рассказывает голкипер. – И мне хотелось попасть именно в хорошую команду. Такую, в которой решают серьезные задачи. И «Салават Юлаев» в этом отношении – идеальный вариант. На самом деле я не очень много знал об этой команде и об Уфе. Я много общался с Робертом Нильссоном , который летом перебрался сюда. Он рассказал много хорошего о городе и клубе. Сомнения отпали напрочь. У нас хорошая команда. Мы сможем выиграть что угодно.

Дебютировав крайне неудачно – три пропущенные шайбы от «Витязя» и пять всего за полчаса от «Барыса» – Эрсберг постепенно привык к новому коллективу, и в конце ноября выдал ударную серию, в трех матчах пропустив лишь один гол.

– Мы верим в Эрика и дадим ему необходимое время, чтобы адаптироваться в российском хоккее, – сказал главный тренер «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков . – До начала плей-офф мы будем держать в тонусе всех трех наших вратарей.

За последние десятилетия мастера вроде изменили мир хоккея. Часто отмечалось, что он так и не получил возможности в 80-е попробовать свои силы в НХЛ, но советский страж ворот изменил отношение к голкиперам и стиль их игры за те более 15 лет, что отдал и .

Выступление Третьяка на Олимпиадах, чемпионатах мира, Кубке Канады и в Суперсерии-72 навсегда вписано золотыми буквами в историю хоккея, и имя голкипера абсолютно заслуженно включено в Зал хоккейной славы. Лишь политика и упертые чиновники (с советской стороны) помешали ему оставить свой след и в мире НХЛ, но Владислав все равно успел повлиять на поколения вратарей и изменил их подход к игре.

БАТТЕРФЛЯЙ

Историю стиля баттерфляй невозможно рассказывать, не упоминая такие имена, как Гленн Холл , и .

Многие специалисты считают Холла первым вратарем, который не только успешно использовал этот стиль, но и довел его почти до совершенства. И пусть его последователи смогли еще улучшить свои навыки, но прозвище "Мистер вратарь" наглядно говорит о том, как Холл повлиял на развитие игры в свое время. Достижения Холла говорят сами за себя, но можно с уверенностью утверждать, что Северная Америка не готова была увидеть советского голкипера в роли лучшего стража ворот на международном уровне.

В отличие от современных вратарей Третьяк великолепно сочетал новые на тот момент приемы игры в стиле баттерфляй с классическими приемами игры в стойке. Результат получился феноменальным, когда Третьяк поразил всех по ходу легендарной Суперсерии-72, в которой сошлись сборные СССР и . Изначально североамериканские фанаты ожидали уверенной победы своих кумиров, но Третьяк и вся сборная СССР заставили себя уважать. Особенно запомнился именно Владислав, который поражал своими невероятными спасениями ворот.

Третьяк заслужил репутацию одного из самых талантливых и умных вратарей, который никогда не выступал в НХЛ. И пусть Канада одержала итоговую минимальную победу в той Суперсерии, Третьяк не оставил сомнений, кто был лучшим вратарем тех противостояний. Оно возвысило его над другими современниками.

УСПЕХ

До Суперсерии-72 мало что было известно о Третьяке. И можно смело говорить о том, что североамериканские фанаты явно недооценивали уровень его таланта. Пусть Владислав, которому на тот момент было всего 20 лет, закончил Суперсерию с показателями 88,4 процента отраженных бросков и 3,87 шайбы пропущенных в среднем за матч, голкипер все равно оставил неизгладимое впечатление и множество раз останавливал звездную атаку канадцев. Стоит отметить, что его коллеги из стана соперников показали цифры не лучше - Кен Драйден (83,8; 4,75) и Тони Эспозито (88,2; 3,33).

После окончания Суперсерии 1972 года хоккейный мир ощутил, что не сможет довольствоваться единственным противостоянием сборных СССР и Канады. Так что в 1974-м было решено повторить данный формат. Команды вновь должны были провести по четыре матча дома и на выезде. После первого этапа противостояния команды покинули Канаду, имея в своем активе по победе, поражению и по две ничьих. А затем советская сборная выиграла три из четырех матчей на своей земле. Третьяк выходил в семи из восьми встреч и пропускал в среднем 3,57 шайбы за матч. Тем самым он лишь подкрепил прошлые восторженные отзывы.

После Суперсерии-74 популярность Третьяка в Северной Америке лишь возросла. Российский голкипер всего за пару лет превратился из никому не известного юнца в звезду первой величины. Именно его действия в воротах заставили многих изменить отношения к советскому хоккею. Суперсерии не только продемонстрировали, что на мировой хоккейной карте появилась новая сила, но они также сыграли очень важную роль в эпоху холодной войны.

Напряжение в отношениях между странами существовало уже длительное время, но Суперсерия-72 позволила сборным СССР и Канады встретиться и продемонстрировать свое истинное мастерство всему миру. И пусть хоккейные матчи мало что изменили в отношении к СССР в целом, но игра советских хоккеистов, в том числе не в последнюю очередь и Третьяка, изменила к ним отношение хоккейных болельщиков по всему миру.

Какие это были имена: , - они поражали своими талантами и навыками. Не отставал от партнеров и Третьяк. Его выступление так впечатлило, что на драфте 1983 года не пожалел ради Владислава выбор в седьмом раунде. Однако ему так и не было суждено попробовать себя за океаном. Но не стоит думать, что Третьяка запомнят только по Суперсериям. За свою карьеру он сделал достаточно, чтобы считаться одним из величайших вратарей XX века.

Третьяк не только был первым номером непобедимого ЦСКА, но и добился множества успехов на международном уровне в составе сборной СССР.

В список его достижений входят три золота Олимпийских игр, десять побед на чемпионатах мира, золото Кубка Канады-81 и победа в Кубке Вызова в 1979 году. Огромное количество золотых медалей и первых мест. Так что на этом фоне серебро Олимпиады-80 и двух чемпионатов мира и еще одна бронза ЧМ-77 кажутся даже небольшими неудачами.

С каждым годом Третьяк прибавлял. Что в ЦСКА, что в национальной сборной. Он был безоговорочно лучшим вратарем Европы, но так и не получил шанса попробовать свои силы в НХЛ. Его не отпустило советское руководство. В конце концов, после очередного отказа отпустить его в Монреаль Третьяк решил завершить карьеру. Пусть он так и не попал в команду из Северной Америки, но на этом континенте ему присвоен статус легенды.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

Завершив профессиональную карьеру в середине 80-х, Третьяк, наконец, попал в НХЛ в 90-х, оказавшись в . Хоккейным фанатам так и не посчастливилось увидеть его на льду, но в сезоне-1990/91 он стал тренером вратарей "Блэкхокс", и это сразу же бросилось в глаза. всегда признавался, что Третьяк был его кумиром. И голкипер не скрывает, что работа под присмотром Владислава очень многое ему дала. Хотя учитель даже не мог изъясняться на английском.

В "Чикаго" начался новый этап карьеры Третьяка. Сам Владислав всегда отличался умением выбрать идеальную позицию в воротах. Но и в других аспектах вратарской техники у него не было пробелов. Так что, даже несмотря на языковой барьер, Третьяк смог донести свои мысли до своего подопечного, в результате чего Белфор выдал прекрасный сезон - 43 победы и 2,5 шайбы пропущенных в среднем за матч.

Дальше карьера Эда пошла по возрастающей. И "Орел" никогда не забывал поблагодарить за это Третьяка: "Мы общались через переводчика. Но и без слов я научился понимать, чего он хочет от меня. Он сам выходил на лед вместе с нами. Как-то он вышел на тренировку, и никто не мог забить ему. даже грозил, что выпустит его на следующую игру. Но Владислав отказался и сказал, что пришло время Эдди. И я безмерно за все ему благодарен".

Если кто-то помнит, что выступал в НХЛ под 20-м номером, то он, наверное, знает, что Евгений взял этот номер в честь Третьяка. Так же когда-то поступил и Белфор. И пусть Эд проработал под присмотром Третьяка в "Чикаго" всего год, позиционная игра стала одним из его главных козырей, и его ждала в дальнейшем успешная карьера в других клубах НХЛ. Всего за год Владислав помог своему подопечному сделать большой шаг вперед, а также заложил фундамент для дальнейшего прогресса.

Многие известные хоккеисты, вроде Фила Эспозито, отмечали, что Третьяк играл слишком глубоко в воротах. Но советская вратарская школа учила голкиперов полагаться на скорость передвижения, свои рефлексы и реакцию, а не выкатываться навстречу нападающему. Уникальный стиль игры Третьяка, который сочетал в себе лучшие аспекты разных вратарских техник, позволял ему успешно противостоять соперникам на разных уровнях.

ВРАТАРСКАЯ ШКОЛА

После "Чикаго" Третьяк организовал специальную вратарскую школу, которую посещали голкиперы вроде Гашека или Теодора, Третьяк всегда находил время, чтобы уделить внимание детям, которые мечтают однажды попасть в НХЛ.

Наконец, ему была оказана высокая честь, и в 2006 году Третьяк был назначен главой Федерации хоккея России. Во время его правления выиграла долгожданное золото чемпионата мира, но вот на Олимпиадах удача от команды пока отворачивалась.

ВКЛАД В ИСТОРИЮ

Хоккейная карьера Владислава Третьяка стала предметом многих споров в кругах хоккейных фанатов. Некоторые настаивают, что мир так и не получил возможность увидеть его во всей красе, ведь ему так и не было суждено попасть в НХЛ. И хотя дипломатические разногласия не позволили Владиславу когда-то уехать в Северную Америку, он сделал все возможное, чтобы страны смогли обменяться опытом.

На протяжении всей карьеры его окружали блестящие партнеры. Что в ЦСКА, что в сборной СССР. Но некоторые забывают, что на его долю выпали серьезнейшие испытания в очень молодом возрасте. В разгар холодной войны ему был доверен пост первого номера в одном из главных хоккейных событий XX века - Суперсерии 1972 года. И хотя в сборной СССР выступали прекрасные защитники, но на долю вратаря выпало тяжелейшее испытание.

После 1972 и 1974 годов Третьяк завоевал уважение всего хоккейного мира. В те годы сборные СССР и Канады подарили фанатам зрелище, о котором они и не могли мечтать. Во времена холодной войны политические споры отошли на второй план ради игры в хоккей. И именно тогда Третьяк не только вписал свое имя золотыми буквами в историю этого вида спорта, но и помог навсегда изменить отношение к советским, а потом уже российским игрокам.

И снова хоккей) Что такое вратарский стиль "Бабочка", "Гибрид" и "Вратарская стойка"? и получил лучший ответ

Ответ от? ? ? Звездочка Ясная Я? ? ?[гуру]
Butterfly. Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа» , а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью» .
Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т. д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии» , и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах) , позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Стиль "гибрид" , который является основным и единственным, на данный момент, перспективным направлением во вратарском деле. Большинство вратарей играющих в НХЛ - вратари "гибрид"- стиля. Количество профессиональных вратарей играющих в чистом "баттерфляе"("Full butterfly") или в старой школе"Stand Up" - она же игра "в стойке" , уменьшается с каждым годом. Новый стиль "гибрид" походит для всех вратарей, независимо от данных (габаритов, подвижности и т. п.) Он позволяет играть макисмально эффективно, при этом позволяет оптимизировать игру обороны команды, т. к. контролировать ситуацию с высокой точностью вратарю становится легче.
Вратарская стойка. Важно и то, как вратарь пользуется своей стойкой. Если ты находишься в воротах, то можешь стоять либо в высокой стойке, либо в низкой, либо в средней. Средняя стойка выражает состояние полуготовности, она позволяет не расслабляться, следя за шайбой, и вовремя переходить в низкую стойку, когда нападение соперников появляется в твоей зоне защиты. При низкой стойке, которая является основной рабочей позицией голкипера, надо полностью сгруппироваться: положение в полуприседе, ловушка наготове, развернута и направлена в сторону шайбы, клюшка ровно стоит крюком на льду, позвоночник, плечи и грудь расправлены, туловище наклонено вперед, ноги - на небольшом расстоянии друг от друга, шея плотно сидит в горловине подбородок выдвинуг вперед так, чтобы была видна полная картина происходящего на площадке. .
Высокая стойка применяется в тот момент, когда твоим воротам ничто не угрожает: ты можешь расслабиться и встать в полный рост, дав отдохнуть мышцам. Рекомендуется почаще давать себе отдых, используя для этого все возможности: шайбой владеют игроки твоей команды, игра остановлена, шайба находится в зоне защиты соперников.