Время на 800 метров. Современные проблемы науки и образования

Время на 800 метров. Современные проблемы науки и образования
Время на 800 метров. Современные проблемы науки и образования

    Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1900 Трековые дисциплины 60 метров … Википедия

    Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1904 Трековые дисциплины 60 метров … Википедия

    Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1908 Трековые дисциплины 100 метров … Википедия

    Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1896 Трековые дисциплины 100 метров … Википедия

    Дисциплина относящаяся к средним дистанциям беговой легкоатлетической программы. Требует от спортсменов выносливости (в том числе скоростной) и тактического мышления. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для … Википедия

    Бег на 3000 м средняя дистанция в лёгкой атлетике, в которой спортсмен пробегает 7,5 кругов по 400 м на открытом стадионе. У мужчин 3000 м никогда не была олимпийской дистанцией. На чемпионатах мира по легкой атлетике она также не … Википедия

    Дисциплина, относящаяся к средним дистанциям беговой программы лёгкой атлетике. Эта дистанция редко проводится на крупных официальных соревнованиях. В основном забеги на 1000 метров устраивают на коммерческих соревнованиях. Бег на 1000 метров не… … Википедия

    Бег на 2000 метров средняя дистанция в легкой атлетике, в которой спортсмен пробегает 5 кругов по 400 м на открытом стадионе. Бег на 2000 м никогда не был олимпийской дистанцией. Он также не включался в программу чемпионатов мира… … Википедия

Ни для кого не секрет, что олицетворением бега на два круга в России (в недавнем прошлом в мире в целом) является непревзойденный Юрий Борзаковский. Сказанное очевидно, хотя бы благодаря тому факту, что за новейшую историю России в копилку нашей страны на чемпионатах мира и олимпийских играх мужская сборная команда России в индивидуальных беговых дисциплинах внесла 8 медалей различного достоинства, 7 из которых были завоеваны исключительно понятно Кем. Единственное, тоску наводит то обстоятельство, что спеша неумолимо время мчится и никто не вечен, а за Ю. Борзаковским следует только пустота и глазу не на ком остановиться (эпизодические успехи остальных наших бегунов на 800 метров на сегодняшний день, как то даже выполнение норматива на мир или олимпиаду, настолько эпизодические, что рассматривать их серьезно - несерьезно, при всем желании).

Тем не менее, Ю. Борзаковский "вырос не в голом поле" и в истории отечественного бега на 800 метров были достойные представители, достаточно вспомнить, что в нашей стране официально шесть человек выбегали из 1.45.00. Анализ спортивной статистики позволяет сделать вывод, что временем самой острой конкуренции в нашей стране в беге на 800 метров была середина 80-х годов XX века - в диапазоне 1.44.25 - 1.46.20 бежало сразу 13 человек! Данный факт говорит о многом согласитесь и об уровне развития советского спорта (вопрос фармы опускаем) и о том минимум, что по силам нашим ребятам на сегодняшний день - это хотя бы регулярно отбираться на мир и олимпиаду, и о наличии традиций в беге на два круга в нашей стране.

Предлагаем вспомнить имена двух замечательных отечественных спортсменов, помимо Ю. Борзаковского, становившихся призерами олимпийских игр на дистанции 800 метров.

Николай Киров (личный рекорд - 1.45.11). Выступал в годы безоговорочного «царствования» легендарных британцев Стива Оветта и Себастьяна Коэ и на Олимпийских играх 1980 года стал вслед за ними бронзовым призером. В финальном забеге, первым выйдя на финишную прямую, Н. Киров проиграл С. Коэ и С. Оветту 0.1 и 0.6 соответственно.

Николай Киров (на фото крайний справа) на финише финального забега на 800 метров на Московской олимпиаде 1980 года.

Евгений Аржанов (личный рекорд - 1.45.30). Единственный бегун на 800 метров в истории нашей страны соизмеримый по таланту с Ю. Борзаковским. Какие-то миллиметры отделили Е. Аржанова от золотой медали, а нашу страну заставили ждать более 30-и лет для появления своего собственного олимпийского чемпиона на 800 метров. На Олимпийских играх 1972 года Е. Аржанов занял второе место (именно "занял, а не завоевал" по личному выражению самого Е. Аржанова), проиграв американцу Дэвиду Уоттлу на финише всего 0.02. Финальный забег мюнхенской олимпиады на два круга и по сей день является одним из самых ярких событий в мировой легкой атлетике и драматичных (если не трагичных) событий в истории отечественной легкой атлетики. К слову данный забег является чуть-ли не полной копией всем известного победного забега Ю. Борзаковского на Олимпиаде 2004 года, правда в этот раз с печальным для отечественного болельщика итогом. Краткой предысторией указанного выше финального забега является тот факт, что за предшествующие ему 4 года Е. Аржанов не проиграл ни в одном из стартов, в которых принимал участие, поэтому вопрос о главном претенденте на победу на дистанции 800 в олимпийском Мюнхене 1972 отпадал сам собой. Интересно как сам Е. Аржанов описывает финальный забег: "Знаете, уже четверть века прошло, а сердце до сих пор сжимается, когда вспоминаю тот день. В Мюнхен я ехал не просто сильнейшим - на голову был выше всех. Это-то меня и погубило. Я же проиграл из-за своей самоуверенности. Бег на 800 метров - это скоростная дистанция. Спортсмены бегут не по своим дорожкам, как на 400 метров, а группой. Тебя могут толкнуть, зацепить за ногу. Упадешь - все, уже никого не догонишь! Поэтому сразу убежал на 300 с лишним метров. Я был настолько сильным, что позволял себе делать все, что угодно. Просто решил оградить себя от случайностей, оторваться от греха подальше.
За восемьдесят метров до финиша я оглянулся в последний раз. Основные соперники (два кенийца и американец) были еще далеко - в метрах 15-ти. Ну и больше я не оборачивался. Стадион орет, там около 80 тысяч болельщиков собралось. А тут меня американец догонять начал. Самое страшное, что он меня настиг (я его периферическим зрением увидел) в фазе полета, когда я в последний раз перед финишем оттолкнулся. Я уже ничего не мог сделать. Последний толчок и... Если бы он меня достал чуть-чуть раньше, я бы его увидел и смог бы оттолкнуться посильнее и упасть на ленточку...После финиша долго не могли решить, кто первый. У меня была голова впереди, рука... Даже фотофиниш не мог определить. Очень долго не зажигалось табло. Со стороны нашей делегации мне кричали: "Первый! Первый!" Остались фотографии, где я руку поднял - первый! Но я не был уверен, что выиграл. Долго решали. Спорили-спорили и таки отдали победу американцу. У Дэвида Уотла впереди была часть груди, у меня - головы. При одинаковых результатах - 1 минута 45,9 секунды - первенство отдали ему. Вручать две золотые награды тогдашний регламент не разрешал.
Для меня это стало настоящей трагедией. Быть на голову выше, всю дистанцию лидировать, так сильно оторваться и чтобы вот так обидно проиграть - всего на какой-то миллиметр!.. Но что сделаешь? Конечно, олимпийский чемпион - это не второе место. Второе - это уже п-пф-ф..."

На вышеприкрепленных фото и видео запечатлен драматичный (если не трагичный) финиш финального забега на 800 метров на Мюнхенской олимпиаде 1972 года.

PS: в свете последних событий, связанных с именем Галена Раппа, хочется верить, что средние и длинные бега на олимпиадах и мировых форумах не будут превращаться в африканские страсти, и мы дождемся того времени, когда Россию в них будут достойно представлять наши ребята (не натурализованные угольки, а именно наши), как то делали В. Куц, П. Болотников, Е. Аржанов, Н. Киров и Ю. Борзаковский!

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»

Статья написана на актуальную во все времена проблему повышения показателей скоростной выносливости у бегунов на средние дистанции. Авторы показали проблемы сельской школьной секции лёгкой атлетики для 15–17 летних бегунов, которые успешно решаются, начиная от мотивации к занятиям бегом и завершая достигнутым положительным результатом. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях. Грамотный подбор тренировочных упражнений, индивидуальный подход к каждому занимающемуся, предсказуемый и значительный рост результатов в беге на 800 метров, являются основными стимулирующими факторами для школьников в занятиях лёгкой атлетикой.

возрастные особенности

бег на средние дистанции

физическая подготовка

физические способности

индивидуальный подход

скоростная выносливость.

1. Ахмадеев Р.Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Уфа, 2005. – 130 с.

2. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость // Физическая культура в школе. – 2002. – № 4. – С. 19-20.

3. Валик Б.В. Легкая атлетика для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 288 с.

4. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 46 с.

5. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.

6. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 87 с.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 123 с.

Актуальность. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Кто желает тренироваться в беговых видах, в частности на 800 м, должен быть без отклонений в здоровье и сильной воли человеком, так как каждый забег на дистанцию является преодолением проявлений физической и психической слабости .

В основе подготовки школьников в беге на 800 м лежит комплексное развитие основных и специальных физических качеств, высокий уровень проявления функциональных и психических возможностей занимающихся, чтобы сформировать у бегуна такие показатели работоспособности органов и функций, чтобы справляться с утомлением в организме при работе .

Сложности формирования у спортсменов работоспособности в беге на 800 м тренеры видят с развитием качества выносливости. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях . Основная задача тренера и спортсмена, при развитии общей и специальной выносливости у юношей 15-17 лет, это создание тренировочных условий для повышения уровня общей аэробной выносливости посредством различных движений. Оптимальным возрастом для развития выносливости считается 15-17 лет .

Исходя из сказанного, мы сформулировали основные положения работы.

Объект исследования. Учебно-тренировочные занятия школьников 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Предмет исследования. Методика формирования скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Цель исследования. Определить эффективность средств и методов, применяемых для повышения скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м.

Задачи исследования: 1) обобщить фактический материал, полученный при изучении проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м; 2) выявить показатели физических и функциональных возможностей, характеризующие уровень проявления скоростной выносливости у школьников 15-17 лет при занятиях бегом на дистанции 800 м; 3) определить эффективность средств и методов тренировки, направленной на развитие скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м.

Гипотеза исследования. Предполагается, что тренировка 15-17 летних бегунов методом равномерного и непрерывного выполнения упражнений повысит эффективность воздействия нагрузки на развитие скоростной выносливости в беге на 800 м.

Теоретическая значимость. Разработана учебно-тренировочная программа и методика подготовки бегунов 15-17 лет на специальную выносливость, для успешных занятий бегом на 800 м в школьной секции по лёгкой атлетике. Разработана методика индивидуального подхода к 15-17 летним бегунам на основе показателей «запаса скорости», адаптированная к нашему контингенту занимающихся .

Практическая значимость. Апробированная нами программа индивидуальной подготовки бегунов 15-17 лет на 800 м в школьной секции будет полезна для тренеров и спортсменов в тренировках, направленных на повышение аэробной производительности организма, лежащей в основе улучшения показателей скорости и выносливости.

Основы развития выносливости. Физические качества спортсмена характеризуются комплексом биологических и психических свойств, определяющих его готовность к активной двигательной деятельности. Общая выносливость есть ведущее свойство органов и систем человека, проявляющееся во всех сферах его деятельности. Под воздействием специальных упражнений на механизмы проявления выносливости в функциональных системах организма происходят адаптационные перестройки, которые обеспечивают устойчивое состояние, характеризующееся повышением возможности противостоять утомлению, переносить нагрузки, повышением физической, эмоциональной и умственной работоспособности .

В теории выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется комплексом возможностей органов и функциональных систем человека, которая является базовой основой работоспособности при выполнении разных физических упражнений . Специальная выносливость определяется способностью выполнять длительно и с заданными параметрами физическую нагрузку, характерную по объёму и интенсивности для избранного вида спортивной деятельности .

Физиологические механизмы развития выносливости характеризуются, в первую очередь, аэробными возможностями органов и систем, которые, обеспечивая энергией все рабочие процессы, способствуют быстрому восстановлению исходного уровня работоспособности организма после её окончания, удалению продуктов метаболического обмена, а затем и восстановлению выше исходного уровня. Такое обеспечение энергией играет главную роль в поддержании работоспособности при выполнении работы с максимальной интенсивностью и длительностью от 20 сек. до 5 мин .

Функциональная устойчивость органов и систем человека способствует сохранению заданных параметров техники и тактики спортивных действий, даже на фоне прогрессирующего утомления. При интенсивной физической работе на пределе возможностей приближающееся утомление является раздражающим фактором для органов и систем, вовлечённых в рабочий процесс, и играет роль стартового механизма для запуска и использования резервных возможностей организма, что, в свою очередь, стимулирует повышенное развитие качества выносливости .

При воздействии на механизмы совершенствования аэробных процессов организма в физическом воспитании и спортивной тренировке мы решаем несколько задач : 1) повышение возможности обеспечивать рабочие органы и системы человека максимальным уровнем потребления кислорода; 2) развитие способности организма долгое время поддерживать высокий уровень потребления кислорода, вовлечёнными в работу органами и системами; 3) повышение темпов вовлечения механизмов дыхания в процесс обеспечения максимального использования кислорода работающими органами и системами.

Педагогические средства и методы повышения выносливости. К средствам, повышающим функциональную производительность организма, относят физические упражнения, в процессе систематического выполнения которых достигаются высокие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потребления кислорода в течение заданного времени выполнения упражнений. Для развития выносливости необходимо совершенствовать процессы энергообеспечения, используя педагогические средства регуляции физической нагрузки во времени : - фосфокреатинового механизма от 3 до 8 сек.; - гликолитического процесса от 20 до 120 сек.

При развитии выносливости с помощью педагогических воздействий нагрузка на органы и системы определяется следующими компонентами: 1) интенсивностью упражнений; 2) продолжительностью упражнений; 3) числом серий упражнения; 4) длительностью пауз отдыха; 5) характером отдыха (активный, пассивный). От разных сочетаний перечисленных компонентов зависят не только количественные составляющие нагрузки - объём и интенсивность упражнений, но и качественные характеристики ответных реакций, формируемых в организме спортсмена .

Основными педагогическими методами повышения возможностей организма, в целях развития общей и специальной выносливости, являются следующие методы:- равномерный, - непрерывный, - повторный, - переменный. Равномерный и непрерывный методы выполнения упражнений широко используются на этапах начальной подготовки при развитии общей выносливости у начинающих бегунов. В этом случае на уровне границы аэробного и анаэробного потребления кислорода продолжительность физической работы не должна превышать 10-12 мин. При повторной работе длительность пауз отдыха имеет значение в определении величины и характера ответных реакций систем организма на физическую нагрузку. При выполнении упражнений с субкритической и критической скоростью и при комфортных паузах отдыха, необходимых для приведения в норму физиологических процессов, каждое следующее повторение упражнения начинается примерно на том же фоне работоспособности, что и предыдущее выполнение .

Это говорит о том, что, в первую очередь, обеспечение энергией осуществляется фосфокреатиновыми механизмами, затем через 1-2 мин, после предыдущей работы, максимально развёртываются механизмы гликолиза, а через 3-4 мин после начала работы вступят компенсаторные дыхательные процессы обеспечения кислородом. Сущность этого процесса в том, что при непродолжительной работе они не успевают раскрыться в полной необходимости, а поэтому работа, как правило, осуществляется в анаэробных условиях. Если же мы, между повторениями упражнений, будем уменьшать длительность пауз отдыха, то процессы дыхательной системы организма, за короткий период времени, не будут успевать снизиться на много, и следующее повторение упражнения начнётся при достаточно высокой активности систем дыхания и доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания) .

Методы исследования. В работе мы решали задачи, поставленные в исследовании, с помощью следующих методов: 1) анализ научной литературы по исследуемой проблеме; 2) изучение опыта подготовки лучших бегунов на дистанции 800 м; 3) устный и письменный опрос, беседа с тренерами и спортсменами; 4) наблюдения за тренировками и соревнованиями спортсменов; 5) экспериментальное исследование; 6) тестирование физической и функциональной подготовленности спортсменов; 7) статистическая обработка.

Организация исследования. Педагогический эксперимент был основным методом исследования контингента испытуемых бегунов 15-17 лет на средние дистанции, занимавшихся лёгкой атлетикой в школьной секции. В процессе 10 месяцев учебно-тренировочных занятий спортсмены бегуны на 800 м, с недельной нагрузкой 8-10 часов развивали скоростную выносливость. Для этого юношей 15-17 лет в беге на 800 м применяли разнообразные методы тренировки: непрерывный, интервальный, контрольный (соревновательный). В эксперименте мы проверили эффективность использованных нами средств и методов подготовки бегунов в течение учебно-тренировочного года.

В годичном тренировочном цикле этап предварительной базовой подготовки был основным для бегунов на дистанции 800 м. Основными способами достижения цели работы, с данным контингентом испытуемых, были: формирование устойчивого интереса к бегу на 800 м; выбор ведущих мотиваций к тренировочной и соревновательной деятельности; проверка эффективности средств и методов тренировки юношей 15-17 лет в беге на 800 м; выбор оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных способностей; развитие скоростной выносливости, функциональных и двигательных возможностей, характерных для бега на 800 м для юношей 15-17 лет; организация соревновательной деятельности.

При развитии скорости и выносливости в беге на 800 м надо учитывать и индивидуальные особенности спортсменов. В эксперименте индивидуальные возможности испытуемых мы учитывали при расчёте запаса скоростных возможностей бегунов 15-17 лет на 800 м по методике А. Макарова .

Методика развития скоростной выносливости. Согласно методике, специальные упражнения испытуемые выполняли повторным методом, с показателями быстроты и скорости, близкими к индивидуальному пределу для данного спортсмена. Нагрузка по объёму и интенсивности подбирались так, чтобы к следующей тренировке испытуемые полностью восстановили свои функциональные, психологические и двигательные возможности и могли снова выполнять тренировочную нагрузку на заданном уровне .

Начиная совершенствование скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет в беге на 800 м, мы придерживались общих закономерностей в сочетании с индивидуально построенной тренировкой. Это рациональное сочетание в занятиях индивидуально подобранных физических нагрузок и пауз отдыха между повторениями разной физиологической направленности, что и привело к повышению показателей тренированности наших испытуемых.

На первом этапе тренировочного процесса мы сосредоточились на развитии аэробных механизмов работы функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии общей выносливости. На втором этапе мы увеличили объём нагрузки, который испытуемые выполняли в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения и в широком диапазоне режимов скорости бега, от умеренного до субкритического. Это позволило повысить эффективность выполняемой работы. На третьем этапе мы повысили объём тренировочных нагрузок специальной направленности, применяя более интенсивные упражнения интервальным и повторным методами в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Это позволило нам избирательно и индивидуально воздействовать на компоненты скоростной выносливости испытуемых. Для того чтобы развить прогнозируемые показатели скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет, мы прилагали многократные максимальные усилия пороговой значимости в упражнениях короткой продолжительности и с полным восстановлением. С ростом тренированности спортсменов паузы отдыха между повторениями упражнений сокращались, а интенсивность увеличивалась. Такой режим тренировочных упражнений был ведущим методом в развитии скоростной выносливости в беге на 800 м.

Учитывая особенности бега на 800 м, мы разбили тренировочную работу на три специфических участка, характеризующих работу: 1) на старте и стартовом разбеге, 2) в беге по дистанции, 3) на финишном ускорении.

Для развития у испытуемых максимальной скорости на старте и стартовом разбеге, что связано с проявлением анаэробной мощности, мы использовали повторный режим бега на короткие отрезки до 60 м. Нагрузка с таким режимом работы составила 2240 м. Из них упражнения на общую выносливость составили в объёме - 800 м (36 %), а интенсивные упражнения на скоростную выносливость - 1440 м (64 %).

Скоростную выносливость в беге по дистанции на 800 м, связанную с алактатной анаэробной мощностью, у испытуемых мы развивали на более длинных отрезках от 80 до 150 м в повторном и интервальном режиме. Нагрузка на тренировке составила - 4250 м, в том числе: объём - 1200 м (28 %), интенсивность - 3450 м (72 %).

Скоростную выносливость в беге на дистанции 800 м во время финишного ускорения, связанную с алактатной анаэробной мощностью, мы у испытуемых развивали на тех же длинных отрезках (80-150 м) в повторном и интервальном режимах, но с большим количеством повторений в сериях и большими паузами отдыха между сериями. Нагрузка на тренировке составляла 4550 м, из которых: объём - 1000 м (22 %), интенсивность - 3550 м (78 %).

Объём и интенсивность указанных выше нагрузок претерпевали плавные изменения в соотношениях на каждой тренировке и во время пауз отдыха между повторениями. От обще-подготовительного этапа до специально-подготовительного этапа общий объём нагрузки увеличивался постепенно, интенсивность упражнений в процентном соотношении повышалась, а паузы отдыха уменьшались.

Такие подходы в тренировке скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м показали высокую эффективность. Это отразилось на функциональных системах организма, обеспечивающих работу на скоростную выносливость энергией. Как видно из таблицы 1, показатели ЧСС, ЖЁЛ и ЧД у 15-17 летних бегунов в педагогическом эксперименте, имели положительную динамику при достоверности различий P1<0,05.

Таблица 1

Показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем

бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Исследованная в работе методика тренировки 15-17 летних бегунов на 800 м показала высокую эффективность, как на функциональных системах организма, так и на показателях специальной скоростной выносливости. Как видно из таблицы 2, показатели скоростной выносливости у 15-17 летних школьников в педагогическом эксперименте, также имели положительную динамику и достоверные различия при P1<0,05.

Таблица 2

Показатели скоростной выносливости бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Изменение результатов тестов на развитие скорости и выносливости показали высокий уровень корреляции (от 0,670 до 0,890) с изменениями ССС и ДС. Это подтверждает высокую эффективность исследованных методов развития скоростной выносливости у бегунов 15-17 лет на 800 м. На 800 м все испытуемые показали свои лучшие результаты на соревнованиях, а 80 % из них выполнили требования следующего спортивного разряда.

В процессе нашего исследования выявлено, что решение проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет связано с выполнением определённой работы, с заданными параметрами объёма и интенсивности упражнений, несмотря на развивающиеся в организме стадии утомления. Исходя из исследования проблемы, нами были получены определённые результаты, которые мы сформулировали в выводах по работе.

1. Воспитание общей и скоростной выносливости является важной частью подготовки 15-17 летних бегунов на 800 м и представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение функциональных и двигательных возможностей для достижения высоких спортивных результатов.

2. Уровень развития скоростной выносливости является достоверным показателем повышения специальной работоспособности в беге на 800 м.

3. Для эффективного развития скоростной выносливости нужно использовать такие методы, как равномерный, переменный, интервальный, повторный, контрольный (соревновательный), при различных соотношениях основных параметров нагрузки (объёма, интенсивности, отдыха).

4. В практике спортивной тренировки бегунов, в качестве средств развития скоростной выносливости могут применяться только физические упражнения циклического характера, аналогичные основному упражнению на соревнованиях, для более эффективного положительного переноса достигнутых изменений в организме на конечный результат в беге на 800 м.

5. При выполнении физических упражнений суммарная нагрузка на организм характеризуется компонентами: интенсивности при ЧСС 150-180 уд./мин, продолжительности (от 5 секунд до 5 минут), числом повторений, в зависимости от подготовленности, длительности пауз отдыха, в зависимости от нагрузки, характером отдыха, полным или частичным восстановлением.

6. Метод равномерного непрерывного выполнения упражнений значительно развивает скоростную выносливость у юношей 15-17 лет. Большая по объему физическая работа, являясь обязательной составляющей равномерного непрерывного метода, поэтапно приспосабливает организм юношей к высоким тренировочным нагрузкам, что в дальнейшем становится надёжной базой для выполнения интенсивной нагрузки.

7. Методом равномерной непрерывной работы у юношей 15-17 лет, для развития скоростной выносливости на 800 м, на тренировках можно эффективно осуществлять индивидуальный подход дозирования физической нагрузки каждому испытуемому, методом прогнозирования запаса скорости, который мы считаем обязательным.

Библиографическая ссылка

Хаупшев М.Х., Киржинов М.М., Атабиев А.М., Цагов С.З., Соблиров А.М., Перхичев Т.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ В БЕГЕ НА 800 М. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24434 (дата обращения: 17.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростно-силовая подготовка, являясь составной частью процесса физического воспитания, имеет непосредственной целью комплексное развитие компонентных способностей, обеспечивающих эффект скоростно-силового движения.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. Как и воспитание других качеств, скоростно-силовая подготовка должна осуществляться на основе общих принципов физического воспитания с учетом специфических закономерностей физического развития, особенностей данного вида спорта, этапа тренировки и т.д. Успех решения задач скоростно-силовой подготовки во многом зависит от правильного подбора средств, по специфике тренирующего воздействия соответствующих требованиям, предъявляемым к организму при выполнении основного спортивного упражнения.

Ю.В. Верхошанский доказал, что тренировочные средства должны соответствовать основному упражнению по амплитуде и направлению движения, величине динамического усилия, акцентированному участку рабочей амплитуды и быстроте проявления его максимума, режиму работы мышц.

Различают три группы средств нервно-мышечного напряжения:

1. упражнения с отягощением;

2. упражнения, в которых мышечное напряжение стимулируется волевым усилием (статические);

3. упражнения с использованием кинетической энергии падения тренировочного инвентаря (тела);

Долгое время вопрос об использовании упражнений с отягощением для развития быстроты движения оставался спорным. В настоящее время целесообразность использования данных упражнений с целью развития скоростно-силовых качеств убедительно доказано спортивной практикой и экспериментально.

В зависимости от характера начального момента развития усилия можно выделить две группы упражнений с отягощением: упражнения в которых рабочее усилие развивается после предварительного напряжения мышц, равного весу снаряда и упражнения, в которых рабочее усилие развивается после предварительного напряжения мышц, равного весу снаряда и упражнения, в которых рабочее усилие развивается от нуля.

В первой группе упражнений тренировка не оказывает существенного влияния на процессы, связанные с химическими превращениями в мышце в цепи возбуждение-напряжение, и поэтому здесь создаются условия для развития абсолютной силы мышц или быстроты их сокращения (при оптимальном отягощении). Условия работы мышц во второй группе содержат в себе возможность для развития динамической силы, быстроты движения и главное, стартовой силы мышц.

Упражнения с отягощением, очень полезны для совершенствования в скоростно-силовых движения с преодолением значительного внешнего сопротивления, но лишь в том случае, если подбор конкретных упражнений осуществляется с учетом специфического или специализированного упражнения работы мышц, в разумном объеме, исходя из этапа тренировки.

Можно сделать вывод, что применительно к упражнениям, требующим высокой скорости движений изометрическая тренировка оказывается менее эффективной, чем динамическая. Однако, это не значит, что данные упражнения совсем не должны применяться для скоростно-силовой подготовки.

Взрывная сила играет большую роль в тренировках, не только потому, что она служит средством развития абсолютной силы, но и методом улучшения физических кондиций в том, что касается решения специфических спортивных задач.

Развитие взрывной силы становится возможностью повышения результативности тренировок, увеличение скорости роста мышечной массы. Принцип стимуляции мышц резким ударным растяжением, нашел свое практическое выражение в разработке так называемого "ударного" метода развития взрывной силы и реактивного способа нервно-мышечного аппарата.

Средства "ударного метода" являются сильным раздражителем и вызывают глубокие сдвиги в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата, поэтому используются его большие возможности для реализации резервов нервной и мышечной системы человека, необходимо соблюдать известную осторожность и требование предварительной подготовки спортсмена. Кроме того, при выполнении упражнений ударного характера необходимо учитывать следующее:

1. Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточно сильным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах. Поэтому исходная поза должна предшествовать положению, при котором начинается рабочее движение в специализируемом упражнении.

2. Величина ударной нагрузки определяется весом груза и высотой его свободного падения. Оптимальное сочетание того и другого определяются эмпирически в каждом конкретном случае, однако, преимущество следует отдавать большей высоте, нежели большему весу.

3. Ударной тренировке должна предшествовать хорошая разминка с интенсивной проработкой рабочих групп мышц.

4. Дозировка ударного упражнения не должна превышать ориентировочно 7-9 движений в одной серии. Более точно ее величина определяется с учетом используемого груза и уровня подготовленности занимающегося. "Ударный метод" развития взрывной силы мышц уже занял прочное место в спортивной практике и используется многими выдающимися спортсменами.

Занимая в системе тренировки ведущее место, ударный метод начальных ее этапах должен сочетаться с упражнениями с отягощением, реализующими метод кратковременных максимальных напряжений. На последующих этапах, главным образом в тренировке спортсменов высокой квалификации, преимущественная роль в развитии взрывной силы и реактивной способности мышц должна принадлежать ударному методу.

Быстрая сила, проявляемая в скоростно-циклических движениях, характерна повторными напряжениями, которые разделяет фаза расслабления работающих мышц. В зависимости от характера специализируемого упражнения эффект быстрой силы в данном случае может определяться способностью нервно-мышечного аппарата к длительному сохранению качественных характеристик силы при том или ином темпе работы. Таким образом, в развитии быстрой силы в скоростно-циклических упражнениях важное значение приобретает оптимальный вес отягощения темп движения и длительность работы.

Существуют две основные группы движений, требующих проявления быстрой силы:

1. Движения, в которых рабочий эффект связан с быстротой развития двигательного усилия в условиях преодоления значительного сопротивления.

2. Движения, в которых преимущественную роль играет быстрота перемещения в условиях преодоления небольшого сопротивления.

Таким образом, в соответствии с современными взглядами методика развития быстрой силы предполагает упражнения преимущественно с небольшими отягощениями (порядка 20% от максимальной силы) при сочетании их (для ациклических однократных упражнений) с весом до 40% от максимума в соотношении 5:1. Режим работы должен соответствовать специализируемому упражнению (циклический, ациклический) и учитывать начальные условия развития усилия (из расслабленного, предварительно напряженного или растянутого состояния мышц).

Проявление быстрой силы чрезвычайно разнообразно, природа ее в высокой степени специфична, она обнаруживает относительно плохой "перенос" с одних движений на другие и сравнительно медленный темп развития. Отсюда и методика совершенствования быстрой силы очень специфична и имеет свои особенности.

Величины сопротивления и скорость выполнения упражнений должны быть такими, чтобы обеспечить адекватность нервно-мышечных процессов тем, которые имеют место при быстром проявлении силы.

Методические пути развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств с использованием следовых явлений от предыдущей работы для повышения эффективности последующей.

Пауза между повторениями упражнения определяются уровнем тренированности, специальной выносливостью к повторным максимальным напряжениям и интенсивностью силового проявления. При оптимальной паузе 1-1,30 мин. Высокий уровень качественных характеристик силы может сохраняться довольно долго без существенных изменений.

Помимо направленного воздействия на рабочие группы мышц можно использовать также приемы затрудненного движения: бег с шиной, с поясами, с утяжелителем.

В.М. Зациорский советует конкретные приемы "разрушения" и "гашения" "скоростного" барьера. Сущность приемов "разрушения" заключается в стремлении поставить спортсмена в такие условия, чтобы он проявил свою наивысшую скорость и запомнил эти новые ощущения большой скорости (для этого используются приемы внешних условий, бег с горы). Приемы "гашения" "скоростного барьера" основаны на том, что при прекращении тренировки скорость угасания (забывания) для тех или иных черт динамического стереотипа различна, если некоторое время не выполнять основное упражнение, то "скоростной барьер" может исчезнуть, техника же движения сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем после перерыва можно ожидать роста результатов.

Скоростно-силовых качеств (в особенности быстрой силы) решаются две задачи: увеличение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении бега на 800 метров.

Итак, пути совершенствования методики развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств, учитывающем положительное последствие предыдущей работы на последующую. Причем для развития быстрой силы в беге на 800 метров, необходимым компонентом тренировки является утомление. Т.к. в этом виде требуется скоростная выносливость. Кроме того в циклических видах большое значение имеют средства, направленные на повышение уровня использования скоростно-силового потенциала. Детальная реализация этих положений возможна только в конкретных условиях тренировки.

Как известно, общая выносливость является основой для совершенствования специальной выносливости. Поэтому тренировка в этом виде лёгкой атлетики должна иметь преимущественную направленность на совершенствование специальной выносливости. Повышение уровня последней осуществляется путём использования широкого круга средств и методов тренировки, обеспечивающих развитие способности бегуна справляться с высокоинтенсивной нагрузкой в условиях изменения постоянства внутренней среды организма, вызванного развитием утомления. В этой связи необходимо отметить, что в процессе утомительной деятельности, какой является бег на средние дистанции, развивающееся утомление проходит две фазы - фазу компенсированного и фазу некомпенсированного утомления.

Компенсированное утомление выражается в том, что через некоторое время после начала напряженной работы, когда появляются субъективные и объективные признаки утомления, включаются компенсаторные механизмы, деятельность которых направлена на преодоление развивающегося утомления и поддержания работоспособности на заданном уровне. Эффективность работы в условиях компенсированного утомления главным образом и определяет уровень специальной выносливости спортсмена.

С педагогической точки зрения методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции должна обеспечивать: неуклонное повышение уровня важнейших компонентов специальной выносливости (скоростных и силовых возможностей, энергетического потенциала и др.), развитие способностей удерживать необходимую скорость в фазе компенсированного утомления, повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала, а также увеличение её продолжительности, совершенствование способности к переключению скорости в процессе соревновательной деятельности.

Все перечисленные задачи по развитию специальной выносливости бегунов в большей или меньшей мере решают путём использования средств и методов повышения уровня функциональной подготовленности, в частности аэробных и анаэробных возможностей организма . Те и другие, как известно, являются важнейшими факторами, обусловливающими уровень специальной выносливости, а аэробные источники составляют основу общей

выносливости.

Бегун, как спортсмен, должен иметь высокий уровень специальной выносливости, то есть обладать способностью пробегать всю дистанцию в максимально высоком для себя темпе, зачастую при меняющейся скорости бега (ускорение на старте, рывки на дистанции, финиширование). Основой для формирования специальной выносливости являются физическая или силовая подготовленность бегуна, общая его выносливость и быстрота.

Для пробегания в высоком темпе 800 и более метров спортсмен должен обладать сильными мышцами, эластичными и прочными связками, подвижными суставами. Вот почему в тренировку бегуна включаются упражнения с отягощениями, на гимнастических снарядах, разнообразные прыжковые и скоростно-силовые упражнения. Хорошо физически развитый бегун должен прыгать в длину с места на 2,20-2,30 м и тройным с места на 8,25-8,50 м, поднимать ноги к рукам в висе на гимнастической стенке, приседать на одной ноге 10 раз и более.

Большую роль в приобретении специальной выносливости играет уровень быстроты бегуна. Особое значение имеет умение быстро бежать с ходу и с высокого старта, а также способность к быстрому бегу после значительного утомления. Естественно, что особо важна быстрота в беге.

Третьим важнейшим компонентом, определяющим уровень специальной выносливости, является общая выносливость бегуна.

При физической нагрузке потребление О2 и продукция СО2 возрастают в среднем в 15--20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество О2, а из организма выводится CO2.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350-500 мл, у тренированных - 700 мл и более. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2000 мл.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое - 17-20 циклов в 1 мин. У тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-13 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1-3 цикла больше. При спортивной деятельности частота дыхания у бегунов увеличивается до 25-28 циклов в 1 мин.

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания.

Таким образом, постоянные занятия бегом способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

Если вы достигли определенных успехов в беге на 800 метров, но перестали прогрессировать, то вам, чтобы пробежать дистанцию быстрее, нужно что-то менять в своих тренировках. Правильно питаясь и тренируясь, вы сможете улучшить показатели и установить новый личный рекорд.

Шаги

Часть 1

Подготовьте свой организм к быстрому бегу

    Правильно питайтесь. Улучшив свой рацион питания, вы уменьшите жировые отложения и укрепите мышцы - это поможет вам стать выносливее. Именно неправильное питание может мешать вам прогрессировать в беге на 800 метров.

    Пейте достаточно воды. Чтобы организм получал достаточное количество жидкости, нужно ежедневно выпивать около двух литров воды. В дни тренировок нужно пить еще больше воды, чтобы компенсировать ее потерю - это поможет вам не сбавлять темп. Однако не стоит пить лишнюю воду - прислушивайтесь к своему организму и пейте, когда захочется.

    Основательно делайте растяжку. Хорошая растяжка поможет увеличить длину шага (влияет на увеличение скорости). К тому же растяжка до и после тренировки помогает избежать травм.

    • Разминайте мышцы ног (мышцы задней поверхности бедра, четырехглавые мышцы и аддукторы) и нижней части тела (ягодичные мышцы и сгибатели бедра). Попробуйте два-три раза в неделю включать в график тренировки более длинную разминку.
    • , чтобы улучшить гибкость.
  1. Составьте график тренировок. Невозможно улучшиться в беге на 800 метров за один день. Как и при подготовке к марафону, лучший способ достичь цели - составить график. Если вы будете следовать графику тренировок, то сможете максимально выложиться и на короткой дистанции.

    • Установите конечный срок достижения цели. Выберите дату, когда бы вы хотели достичь своего наилучшего времени в беге на 800 метров.
    • Качественно и интенсивно тренируйтесь один-два раза в неделю. Тренировки должны включать в себя бег по холмистой местности и бег на скорость.
    • Выберите дни отдыха, когда вы сможете выполнять умеренные физические упражнения, например йогу, чтобы оставаться гибким.

    Часть 2

    Развитие тела
    1. Разберитесь с механикой бега. Бег на 800 метров - это бег на среднюю дистанцию. Подразумевается, что на протяжении всего забега бегун будет поддерживать быстрый темп, а затем, на последнем отрезке дистанции, сможет пробежать с максимальной скоростью. Во время тренировок вам нужно оттачивать три навыка:

      • Совершенствуйте технику бега на средние дистанции. Речь идет о скорости и выносливости. Вам нужно с самого начала забега задать быстрый темп и контролировать возможности своего тела. Ваша задача на протяжении всего забега - поддерживать быстрый, но при этом комфортный для вас темп, чтобы осталось достаточно сил для рывка в конце забега.
      • Научитесь бежать в потоке бегунов. Бегунам на 800 метров придется столкнуться с потоком бегущих по внутренней дорожке. Постарайтесь бежать так, чтобы вас на зажимали в тиски и учитывайте свое положение, чтобы не сбить с ног того, кто бежит перед вами.
      • Попробуйте бегать в анаэробных условиях. Во второй половине забега (350-400 метров) ваш организм будет изнурен из-за практически спринтовой скорости. Развивайте эту способность, пробегая спринт на 400 метров быстрее обычного; далее 2-х минутная ходьба и снова бег. Эта интервальная тренировка улучшит анаэробную выносливость.
    2. Бегайте часто. Бегайте как можно чаще, чередуя бег на 400 метров с бегом на 1600 метров.

      • Сосредоточьтесь на том, что поможет вам улучшаться в беге на 800 метров. Бегайте на 400 метров, чтобы научиться развивать максимальную скорость в конце забега. Бегайте на 1 600 метров, чтобы развивать выносливости при быстром темпе.
      • Помните о своем графике тренировок. Не забывайте о днях отдыха, разминке и здоровом питании, чтобы у вас были силы для следующего забега. Тренируйте свое тело разными способами, например с помощью бега по холмистой местности, который поможет разрабатывать мышцы ног и сердечно-сосудистую систему.
    3. Отдыхайте и восстанавливайте силы. Всегда чередуйте напряженные дни с днями отдыха. После напряженной тренировки отдохните или сделайте легкую тренировку, чтобы дать организму время восстановиться.

    Часть 3

    Во время забега

      Выпейте воды и перекусите, чтобы появились силы. За час до забега съешьте легкую закуску с высоким содержанием углеводов и выпейте 250 мл воды

      Разомните мышцы. Обязательно хорошенько разомнитесь перед бегом.

    1. Пробегите 800 метров. Основное правило на средних дистанциях (800 и 1600 метров): бегун должен поддерживать быстрый темп и сохранить достаточно сил, чтобы суметь совершить два резких ускорения..

      • Правильно начинайте забег. Бегите быстро на той скорости, которую вы сможете поддерживать. Главное здесь - это постоянство.
      • Не торопитесь в середине забега. Следите за другими бегунами и изменениями своего темпа. Вам нужны будут силы для спринта в начале забега и в конце. Первый рывок нужен для того, чтобы занять внутренние дорожки и по возможности выбиться в лидеры этого забега.
      • Помните о пределах своих возможностей, чтобы у вас осталось достаточно сил для второго рывка в конце забега. Поддерживайте равномерный темп, пока не наступит время для последнего рывка; не позволяйте другим бегунам влиять на ваш темп.
      • За 200-300 метров до финишной черты переходите на спринт и бегите в полную силу. Вот где пригодятся анаэробные тренировки. Делая последний рывок, бегите на пределе своих возможностей, чтобы выбиться в лидеры и победить в забеге.
    2. Успокойтесь. Научиться успокаиваться после забега также важно, как и тренироваться. Умение успокоиться позволит предотвратить травмы и поможет организму вернуться в нормальное состояние.

      • Пройдитесь пару минут, начав с более оживленного темпа и переходя на спокойный, чтобы сердечный ритм вернулся к своему обычному уровню.
      • Снова сделайте разминку 5-10 минут, чтобы расслабить мышцы после их усиленной работы.
    • Всегда разминайтесь перед бегом и после него, чтобы не повредить мышцы.
    • Питайтесь полезной пищей, чтобы организм работал максимально эффективно.
    • Обязательно надевайте кроссовки для бега.
    • Во время забега пристройтесь за кем-то, кто бежит чуть быстрее вас.
    • Убедитесь, что, заходя на второй круг, вы точно знаете, когда нужно увеличивать скорость, чтобы придти первым.
    • Не пропускайте тренировок.
    • Не изматывайте себя, иначе можете получить травму. Лучше начинать медленно и постепенно ускоряться.
    • Вдыхайте носом, выдыхайте ртом.
    • Бегайте на длинные дистанции, чтобы развивать выносливость, необходимую в беге на 800 метров.
    • Сделайте первый рывок на 200 метров, затем поддерживайте хорошую быструю скорость, делая широкие шаги, пока не достигнете последних 200 метров - тогда сделайте еще один рывок.
    • Увидев финишную черту, бегите на пределе своих сил, особенно если кто-то находится прямо перед вами.
    • Сделайте рывок на финишной черте. Пересекши черту, не останавливайтесь сразу же; продолжайте бежать спринт, замедляясь постепенно.