Горнолыжный гигант. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах

Горнолыжный гигант. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах
Горнолыжный гигант. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.

Резаные повороты большого радиуса, жесткий ровный склон и высокая скорость порой более 80 км в час - вот те условия, на которые рассчитываются лыжи этой категории. На малой скорости лыжи этой категории обычно ощущаются очень тяжелыми и неповоротливыми, и начинают полноценно работать только когда спортсмен наберет достаточно высокую скорость. Несмотря на это, многие из этих лыж используются техничными экспертами и бывшими спортсменами и для свободного катания, поскольку хватка кантов и чистота ведения дуги у этой категории лыж просто непревзойденные и ощущения, которые получаешь, спускаясь на лыжах этой категории по хорошо подготовленному склону на высокой скорости - просто фантастические.

Blizzard Sigma RS Titanium STRA

176, 186 см (данные в каталоге не приведены) Цена 572 долл.

Отзывы спортсменов мужчин:

Высокая стабильность в повороте, такое впечатление, что модель можно было сделать немного шире. Из-за малой ширины носка вход в поворот требует внимания и дополнительных усилий - большего давления на переднюю часть лыжи. Достаточно сильно надо работать при чередовании больших и малых дуг, завершение поворота очень хорошее. Хороша для тех, кто долгое время поворачивал с использованием проскальзывания, хочет освоить резаное ведение.

Лыжи для тяжелого и мощного лыжника. Комфортные при различных состояниях снега. Хорошая перекантовка на высокой скорости. Очень хорошая хватка кантов. При отсутствии серий фрирайд и экспертные универсальные эту модель можно было бы оценить как лыжи для сильных и техничных экспертов, катающихся на высоких скоростях - достаточно универсальные лыжи, неплохо идущие по разному состоянию снега. Хорошие лыжи для спортивного катания, а также свободного катания по различным склонам, в том числе и по разбитому снегу. Для длинных дуг.

Спортсмены мужчины:

  • Начало поворота - В
  • Хватка кантов - В
  • Завершение поворота - В
  • Стабильность - В

Эксперты:

  • Начало поворота - А-
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону пятки - В
  • Хватка кантов - В+
  • Завершение поворота - В
  • Стабильность - В+

Склоны - средние и сложнее.

Лыжник - эксперт и спортсмен.

Скорость - от средней до соревновательной.

Примечание редактора: ростовка 186 см подошла большинству мужчин, 176 см - женщинам спортсменкам.

Fischer RC4 Race AirCarbon Ti Accelerator

191 см Геометрия 104-64-92 R = 20,5 м/ 186 см Цена 499 долл.

Отзывы спортсменов мужчин:

Лыжи спокойные, неагрессивные, для длинных широких поворотов. Очень хорошее окончание поворота и точность ведения дуги. В меру мягкие, стабильные в повороте лыжи. Лыжи понравились, хорошо ведут дугу на жестком снегу, в том числе и на разбитой трассе. Относятся к разряду мягких и легких лыж. Хорошее скольжение, хорошие лыжи для гиганта. Хорошо регулируют скорость спуска при резаном ведении.

Отзывы экспертов и спортсменов женщин:

Отлично держат на льду и жесткой трассе. Не позволяют проскальзывать, даже если хочешь этого. Лыжа идет как спокойный крейсер, при этом постоянное ускорение в дуге. Стабильная, цепкая лыжа, хороша для спортсменов и агрессивных техничных любителей гигантских лыж. Ощущение, что лыжа длиннее, чем на самом деле - настолько стабильна. Хороша на просторной незакрытой скоростной трассе. Мощная отдача, надежные лыжи для гиганта. В дугах малого радиуса необходима интенсивная работа. Отличная лыжа для трасс, и только для поворотов большого радиуса.

Спортсмены мужчины:

  • Начало поворота - В
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону носка - В
  • Хватка кантов - А-
  • Завершение поворота - А-
  • Стабильность - А

Эксперты:

  • Начало поворота - В+
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону носка - В+
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону пятки - В+
  • Хватка кантов - А-
  • Завершение поворота - А-
  • Стабильность - А-

Склоны - простые, средние и сложные.

Состояние снега - мягкий подготовленный, жесткий, ледяная трасса.

Лыжник - эксперт и спортсмен.

Скорость - высокая и соревновательная.

Примечание редактора: некрупным мужчинам и женщинам, особенно лыжникам с не очень отточенной техникой необходимы лыжи существенно короче.

! Приз редакции! Rossignol T-Power 9X PPS

174, 181 см Геометрия 103-65-93 R = 20,1 м/ 181 см Цена 690 долл.

Отзывы спортсменов мужчин:

Хороши по всем критериям. Стабильность в повороте, в дуге идет как по рельсам. Спортивные лыжи, нужно уметь заставлять лыжу работать, если это умеешь - лыжа превосходная. Незаменимы на жесткой, крутой трассе гиганта. 181 см значительно лучше работают у мужчин, чем 174 см. Особенно хороша для тех спортсменов, кто владеет современной спортивной техникой, любит жесткие леденистые крутые склоны. Достаточно спокойно проходит и разбитую целину, и неглубокую целину, но лучше всего - на леденистом склоне.

Отзывы экспертов и спортсменов женщин:

Прощают технические погрешности, прекрасно ведут дугу, просто замечательные лыжи. Особенно понравились четкостью ведения дуги и легкостью управления. Очень понравились, хотелось0бы попробовать эту модель на трассах соревнований. Здорово идут на скорости, стабильные и динамичные. Идеальна для гиганта, мгновенная перекантовка, хорошая хватка кантов, очень чуткая модель. Кроме того хороша и в слаломных поворотах, несмотря на четко выраженные характеристики лыжи для слалома-гиганта. Хорошо несут и по пологому и по крутому склонам, хорошо набирается скорость. Экспертам высокого уровня и спортсменам с современной техникой. Достаточно универсальные экспертные лыжи при всех своих спортивных достоинствах.

Спортсмены мужчины:

  • Начало поворота - А
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону носка - А
  • Хватка кантов - А-
  • Завершение поворота - А-
  • Стабильность - А

Эксперты:

  • Начало поворота - А
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону носка - А-
  • Отзывчивость лыжи при перемещении давления в сторону пятки - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Завершение поворота - А-
  • Стабильность - А-

Склоны - любые.

Состояние снега - мягкий подготовленный, жесткий, ледяная трасса, отчасти - разбитые снег.

Лыжник - от продвинутого и выше.

Скорость - от средней и выше.

Примечание редактора: Эта модель получила максимально высокие оценки у всех категорий тестеров..

Слалом-гигант по праву считается самой технически-сложной дисциплиной горнолыжного спорта. Лучшие спортсмены в гиганте должны демонстрировать быстроту слаломистов и ведение дуги на скорости, присущее спусковикам. Именно поэтому при подготовке спортсменов и, особенно юниоров, рекомендуется посвящать слалому-гиганту около 70% общего тренировочного объёма. Мы много говорим об этом на тренерских семинарах. Однако, просто время проведённое на длинных гигантских лыжах, ничего не даёт. Важен именно правильный подход к постановке техники.

Как показывает опыт, сразу начать вырезать весьма круглые повороты, даже отдалённо напоминающие те, что демонстрирует Калле Палландер на трассе гиганта Кубка Мира в большинстве случаев не получается.

Вместо того чтобы вырезать дугу подобную этой (оставленной серебрянной медалистокой в гиганте в сезоне 2007/08 итальянокой Мануэлой Мёльг на тренировке перед чемпионатом мира),


Фото автора

юниоры зачастую или просто проскальзывают боком, или вырезают очень отлогие дуги вдоль склона. Ни один из этих вариантов выполнения поворотов не работает даже в простой трассе и не приближает их к настоящим поворотам слалома-гиганта.

Каков же выход из положения?

В этой статье я поделюсь методикой постановки техники правильных поворотов. Эта методика основана на сочетании двух упражнений представляющих экстримальные варианты выполнения поворотов – поворота с чистым резанием и поворота с проскальзыванием по всей дуге.

Прежде чем переходить непосредственно к методике, разберёмся, в чём же проблема спортсменов, которые или режут вдоль склона, или наоборот – сбрасывают лыжи боком. Как правило, проблема в обоих случаях одна и таже. Спортсмен просто ставит лыжи на канты и стоит на них, вырезая дуги заданные радиусом лыжи. Это весьма статичное катание, состоящее из «запертого» положения с одной и с другой стороны, думаю, всем знакомо. Ноги практически не сгибаются между дугами и не разгибаются к началу нового поворота. Поэтому, как только склон становится чуть круче или трасса требует выполнения менее отлогого поворота, лыжи просто сбрасываются и пихаются боком. Основная причина такого катания в отсутствии правильной работы ног и в неправильной механике закантовки.

Я предлагаю решать каждую из этих проблем отдельно. В частности, выполнять следующие упражнения: динамичные отлогие повороты вдоль линии падения склона для постановки правильного смещения для закантовки лыж и предельно круглые повороты с плавным проскальзыванием лыж по всей дуге поворота для постановки продвижения и сгибания-разгибания ног. Далее, наработанные отдельно в упражнениях технические навыки постепенно складываются в технику настоящих поворотов слалома-гиганта.

Остановимся детально на первом упражнении — отлогих поворотах, также названных банан-поворотами.


Фото Лев Ахсанов

На данной фотографии автор демонстрирует банан-поворот. Полагаю, что посмотрев на форму оставленной дуги сомнений в точности данного названия ни у кого не возникнет. Банан-повороты практикуются обычно на относительно пологом склоне. Так как банан-поворот занимает очень мало времени и выполняется практически в линии падения на высокой скорости, он позволяет спортсмену выполнять именно правильную закантовку лыж за счёт смещения внутрь дуги просто путём выпрямления внешней ноги и сгибания внутренней. Динамика при этом максимальна, и у спортсмена нет времени на то, чтобы прочувствовать сгибание ног между дугами и выполнить акцентированное выпрямление в верхней части дуги. Это вполе явно видно и на этой раскадровке банан-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Данная демонстрация банан-поворотов сделана камерой производящей 10 кадров в секунду. Нетрудно подсчитать, что за секунду лыжник выполнил два поворота. Естественно, что кроме смещения и закантовки в таком экстремальном ритме весьма сложно ставить и другие необходимые движения. Так попытки поставить работу ног и продвижение вперёд между дугами в режиме банан-поворотов будут скорее всего безуспешными. Более того, в банан-поворотах, как правило, возникают проблемы с перецентровкой, и спортсмены начинают «терять» носок внешней лыжи.

Поэтому, вместо закатывания ошибок неизбежно проявляющихся в банан-поворотах, я рекомендую переходить к другому упражнению — максимально круглым поворотам, часто называемым тренерами S-поворотами. S-поворот — это круглый закрытый поворот, в котором лыжи плавно проскальзывают по всей дуге, как это демонстрирует автор на фото ниже:


Фото Лев Ахсанов

Полагаю что, как и в случае с банан-поворотом, в правильности названия этого упражнения сомнений не возникает. На данной раскадровке лыжник выполняет поворот на весьма крутом склоне. Именно на склонах средней крутизны и на крутых склонах рекомендуется работать над S-поворотами. Для чего же они нужны? Прежде всего, для того чтобы без скорости, как бы в замедленном темпе, прочувствовать все необходимые движения ускользающие как в обычных, так и в банан-поворотах. Данная раскадровка сделана той же камерой дающей 10 кадров в секунду. Полагаю, нетрудно подсчитать, что один S-поворот занимает около 2-х секунд. При этом фаза перехода из одной дуги в дуругую занимает более пол-секунды. Этого времени достаточно, чтобы явно согнуть и разогнуть ноги и выпрямиться для входа в поворот.

Рисунок движения в S-повороте должен быть утрированным в плане разгибания и продвижения внутрь дуги, как показано на более крупном плане раскадровки ниже:



Фото Лев Ахсанов

В представленном здесь S-повороте присутствует практически полный биомеханический цикл движений необходимых в повороте слалома-гиганта. Однако, всё происходит на медленной скорости, с закантовкой, но без резания дуги поворота. Надеюсь, что на этой раскадровке явно видно выпрямление внутрь дуги. При этом лыжи плавно проскальзывают, идя на кантах. Именно плавность в выполнении длинной и круглой дуги представляет сложность для многих юниоров, привыкших резать почти прямые дуги выполняемые просто закантовкой лыжи и использованием её бокового выреза.

Как правило, такие спортсмены сводят S-повороты к вращению лыж и к зигзагам. Котнтроль скорости и удерживание формы дуги тоже является проблемой. Сложность представляет и переход из одной медленной дуги в другую, так как без скорости лыжи почти не проходят под телом. Поэтому важно чтобы ноги разгибались немного вверх и вперёд (внутрь дуги) как это происходит при входе в поворот на этом фрагменте раскадровке S-поворота:



Фото Лев Ахсанов

Не смотря на то, что S-повороты выполняются относительно медленно, следует избегать каких-либо статичных положений. В этом упражнении очень важны постоянное движение и плавность. Надеюсь, это явно видно из приведённой выше раскадровки, так как положение лыжника на каждом кадре отличается от предыдущего.

Тем не менее, в S-поворотах может нарабатываться как движение вверх, так и излишнее следование корпуса за лыжами. Чтобы не «закатывать» эти не совсем правильные движения, я предлагаю использовать S-повороты с односторонним двойным уколом как показано на этой раскадровке:



Фото Георгий Дубенецкий

Двойной укол создаёт правильное положение корпуса и добавляет к разгибанию вверх более явное продвижение вперёд и внутрь дуги. Естественно, что переходить к S-поворотам с двойным уколом следует только когда достигнута форма и определённая плавность в обычных S-поворотах с одиночным уколом.

Далее встаёт вопрос о том, как правильно использовать эти два ключевых типа поворотов. С одной стороны мы имеем банан-поворот – макисимум динамики, смещение, закантовка и резание короткой отлогой дуги. При этом спортсмен испытывает минимум контроля за своими движениями. Основной задачей является почувствовать закантовку лыж в динамике за счёт смещения внутрь будущей дуги. Никакого акцента на переход между дугами не делается. Для этого используется S-поворот, в котором лыжник фокусируется на сгибании ног между дугами, продвижении и выпрямлении при минимальной динамике.

Безусловно, в S-поворотах неизбежно нарабатывается статичность и пропадает ощущение «чистого» канта. В банан-поворотах есть ощущение закантовки, но нет элементов для перехода из дуги в дугу, необходимых в настоящих поворотах. Поэтому я бы не рекомендовал злоупотреблять каждым из этих упражнений. Вместо этого я всегда чередую работу в режиме банан-повротов и S-поворотов. Так же я часто возращаюсь к этим упражнениям, когда у спортсмена возникают проблемы с поворотами слалома-гиганта. Например, если пропадает работа ног и продвижение, я делаю S-повороты или необходимые упражнения в режиме S-поворотов. Если же спортсмен теряет чувство кантов и динамику, я возвращаюсь к банан-поворотам. Естественно, что при этом важна правильная крутизна склона.

Хочу отметить, что предложенная методика работает и на лыжах для супер-гиганта. На слаломных лыжах она тоже работает, но возникает много проблем с наработкой совершенно неправильных движений. Именно поэтому я рекомендую выполнять всё это на лыжах для гиганта, а создав хорший поворот слалома-гиганта, его легко перенести и на слалом и на супер-гигант. Надеюсь что грамотное сочетание банан-поворотов и S-поворотов принесёт всем успех и хорошие повороты.

Фото Лев Ахсанов
Монтаж Галина Ахсанова
Фото и монтаж Георгий Дубенецкий

Горнолыжный спорт - один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с гор на специальных приспособлениях (лыжах) по заранее подготовленным трассам. Чрезвычайно популярен как один из видов активного отдыха, особенно в зимнее время. Выделяют такие дисциплины горнолыжного спорта:

Скоростной спуск (англ. downhill - "вниз с холма") - прохождение специально подготовленной трассы (которая проложена по естественному рельефу склона, и предусматривает прохождение через направляющие ворота, преодоление трамплинов, поворотов, бугров, гребней и т.д.) за максимально короткий отрезок времени. Трасса помечается с двух сторон цветными линиями на снегу или яркими флажками, на ней расположены направляющие ворота - сдвоенные древки с флагами красного и синего цвета прямоугольной формы. Спортсмены в отдельных случаях могут развить скорость до 140 км/ч, длина полета при прыжках может составлять от 40 до 50 м. Этот вид горнолыжного спорта включен в программу Зимних олимпийских игр.

Слалом (от норв. "спускающийся след") - максимально быстрый спуск с горы на лыжах, при котором спортсмен обязательно должен проехать через все ворота (если лыжник пропустил ворота или пересек их только одной лыжей, он выбывает из числа соревнующихся). Длина трассы составляет от 450 до 500 м, перепад высот между стартовой и финишной точкой - от 60 до 150 м; ширина ворот, установленных на трассе - от 3,5 до 4 м, расстояние между ними может колебаться от 0,7 до 15 метров. Лыжники развивают скорость до 40 км/ч, при подведении итогов учитываются результаты, продемонстрированные спортсменами во время спусков по двум разным трассам. С 1931 года слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин включен в программу чемпионатов мира по горнолыжному спорту.

Гигантский слалом (слалом-гигант) и супергигант - спуск с горы на лыжах проводится с соблюдением правил слалома. Отличие состоит в том, что длина трассы составляет от 800 до 2000 м, перепад высоты между стартом и финишем - 200-500 м, ширина ворот, установленных на трассе - 8 метров. Преодолевая дистанцию, лыжники могут развить скорость до 65 км/ч, при подведении окончательных итогов учитываются результаты двух спусков (для спортсменов-мужчин) или одного (для женщин).

Могул (от слова mugl, которое в венском диалекте немецкого языка имеет значение "небольшой холм") - один из видов лыжного фристайла - спуск с достаточно крутого бугристого склона и выполнение прыжков на трамплинах. Бугры (могулы) на склонах образуются в процессе выполнения лыжниками поворотов малого радиуса (чаще всего на трассах, которые невозможно выровнять из-за крутизны, наличия препятствий, малой ширины и т.д.) или же специально строятся при помощи технических средств (например, ратрака) для проведения соревнований. Могул включен в программу Зимних олимпийских игр с 1988 года.

Лыжная акробатика - родоначальник лыжного фристайла - выполнение трюков на лыжах. Олимпийский вид спорта с 1994 года.

Нью Скул (от англ. new school "новая школа") - одно из направлений фристайла, выделившиеся в конце 90-х годов прошлого столетия. По стилю данный вид катания на лыжах напоминает сноубординг, и, в отличие от фристайла, свободен от ограничений сложности выполняемых элементов. Вначале представители данного направления катались исключительно в сноубордических парках, позднее переместились на специально подготовленные трассы и даже на городские улицы (катание по перилам, боксам, стенам (волрайдам, от англ. wall - "стена" и rclasse - "ездить") и рейлам (от англ. rails - "перила, изгородь").

В наше время New School подразделяется на такие подвиды:

Хафпайп (англ. half-pipe - "дренажный желоб") - катание в U-образной полутрубе;

Бигэйр (от англ. big-air - "большой воздух") - спортсмен разгоняется и совершает прыжок с трамплина, выполняя при этом различные трюки. Длина полета составляет от 5 до 30 м;

Слоупстайл (от англ. slope - "склон, гора для катания" и style - "стиль") - соревнование, заключающееся в виртуозном выполнении прыжков и акробатических трюков на специально оборудованной трассе (трамплины, пирамиды, перила, контр-уклоны и т.д.);

Ски-кросс (от англ. ski - "лыжи" и cross - "кросс") - гонка на лыжах по специально оборудованной трассе (трамплины, волны, виражи и т.д.). На первом этапе соревнований (квалификация) лыжники проходят трассу поодиночке. В соответствии с показанными результатами они распределяются в группы по 4 человека для участия в финальной гонке, проходящей по олимпийской схеме (с выбыванием);

Спидскиинг (от англ. speed - "скорость" и ski - "лыжи") - соревнования по спуску на лыжах по прямой, хорошо подготовленной трассе. Цель - пройти дистанцию с максимальной скоростью. Особенности экипировки - на носках лыж размещаются свинцовые пластины, перед креплениями устанавливаются рукоятки, позволяющие легко сохранять положение глубокого приседа, на плечах спортсмена закрепляется надувной обтекатель. Максимальная скорость, развитая лыжником при данном виде спуска, зарегистрирована в 1999 году - 248,105 км/ч. Это достижение принадлежит спортсмену из Австрии Харри Эггеру.

Телемарк (от англ. Telemark - "поворот с выпадом на лыжах") - вид горнолыжного спорта, зародившийся в провинции Телемарк (Норвегия) благодаря усилиям Сондре Норхейма (Аверсена), который сумел систематизировать знания и техники спуска с гор. В экипировку для телемарка, кроме традиционных лыж с телескопическими палками, входит специальный шест (лург).

Фрирайд (от англ. free rclasse - "свободная езда") - спуск, проводящийся на горных лыжах вне подготовленных трасс (лучше всего по нетронутому снегу). Главные опасности данного вида катания - опасность схода лавин и сложности при оказании медицинской помощи в случае получения травмы. Потому спортсмен-фрирайдер должен быть не только хорошо подготовлен физически, но и соответственно экипирован, ознакомлен с правилами поведения на горном склоне. В некоторых случаях обязательны услуги опытного гида.

Виды катания:

Облегченный фрирайд - спортсмены поднимаются на гору на подъемниках, после чего спускаются по нетронутому снегу;

Бэккантри (от англ. back country - "удалённая местность") - спуск по целинному снегу, которому предшествует восхождение на горы, не оборудованные подъемником;

Ски-тур (от англ. ski - "лыжи", tour - "путешествие, поход") - поход, предусматривающий периодическое восхождение на горы и спуск по снежной целине на специальных облегченных лыжах;

Хели-ски (от англ. heli - "вертолет" и ski - "лыжи") или хелибординг (от англ. heli - "вертолет" и board - "доска") - лыжников забрасывают на вершину горы на вертолете. В некоторых местах данный вид фрирайда запрещен;

Сноумотобординг - катание на лыжах по снегу с использованием снегохода (мотоцикла) как тягловой силы (принцип водных лыж).

Также выделяют такие стили катания на лыжах:

Туристическое катание (Allround - англ. "универсальный", Recreation - англ. "отдых, восстановление сил, развлечение") - не разделяется на уровни, не характеризуется четко выраженными техниками. Чаще всего люди, выбирающие данный стиль катания, не стремятся к достижению спортивных результатов, а просто стараются извлечь максимум пользы и удовольствия от самого процесса спуска на лыжах со сверкающего белизной заснеженного склона;

Фрирайд - катание вне подготовленных трасс. Выделяют два направления фрирайда: собственно фрирайд, предполагающий катание в любых условиях (по мягкому и жесткому снегу, льду, камням и т.д.) и "паудер" (от англ. powder - "пудра") - спуск по глубокому пушистому снегу. Иногда в процессе спуска фрирайдеры не только совершают прыжки с различного рода возвышенностей, используя их как трамплины, но и выполняют разнообразные акробатические трюки;

Фанкарвинг или экстремальный карвинг (от англ. carving - "резать") - спуск с горы на специальных карвинговых лыжах, включающий в себя крутые повороты (не только в стороны, но и по кругу). Отличия в технике - строго резаные повороты, широкое ведение лыж с глубоким наклоном внутрь поворота, отказ от использования лыжных палок.

Нью Скул фристайл, фристайл "новой школы", современный фристайл - катание, предусматривающее выполнение различного рода трюков, прыжки с трамплинов, катание в желобе (хафпайпе), катание по перилам и рельсам.

Горные лыжи - наиболее травмоопасный вид спорта, особенно для детей. Нет, в детском горнолыжном спорте травмы чрезвычайно редки, поскольку и экипировку опытные тренеры правильно подбирают, и спускаются по склону юные спортсмены по одному (что исключает потенциальную возможность столкновения с другим лыжником). На более высоком уровне, у спортсменов постарше травмы действительно имеют место. Причин несколько: неправильно подобранные и настроенные крепления лыж (ведь чаще всего любители занимаются этим самостоятельно, считая себя достаточно компетентными, результат - вывихи и переломы после падений); переоценка своих сил; плохая организация движения на склоне, в результате чего катающие сталкиваются на полной скорости. Именно поэтому как начинающие спортсмены, так и профессионалы обязаны соблюдать правила FIS: быть внимательным к другим лыжникам; контролировать скорость и способ спуска, а также правильно выбирать траекторию движения; избегать остановок в плохо просматриваемых узких местах, проявлять внимание к знакам. В то же время, согласно статистике, горнолыжный спорт гораздо менее травмоопасен, чем, например, хоккей или футбол.

Слалом зародился в Норвегии. Действительно, спуск по горным склонам с древних времен был чрезвычайно популярным в Норвегии - издавна местные жители соревновались между собой в мастерстве скоростного спуска с гор в Хопменколлене вблизи Христиании (ныне - город Осло). На соревнованиях, которые проводились в 1767 году, было разыграно 4 приза среди лыжников, перед которыми ставилась задача: пройти по склону, поросшему кустами и деревьями, стараясь не упасть и не поломать лыжи. Еще за 6 призов вели борьбу смельчаки, спускавшиеся с крутого склона без помощи лыжных палок. В те времена не проводилось разграничение между лыжным и горнолыжным спортом - техника горных лыж начала складываться несколько позже, в норвежской губернии Телемарк. В 1875 году в той же норвежской Христиании был основан первый в мире горнолыжный клуб, а в 1877 году при клубе открылась горнолыжная школа. В 1879 году были проведены первые горнолыжные соревнования на горе Гусби недалеко от Христиании. Однако некоторые специалисты считают, что основоположниками горнолыжного спорта были жители Австрии - ведь именно в Альпах с 1905 года начали проводиться официальные соревнования по данной спортивной дисциплине.

Лыжный фристайл появился в начале прошлого века. Действительно, принято считать датой рождения данного вида горнолыжного спорта 1930 год - именно тогда норвежские лыжники стали включать в программу тренировок по беговым и горным лыжам акробатические трюки. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что первый акробатический прыжок на лыжах был совершен еще в 1860 году. К этому можно добавить, что разработал лыжную акробатику в 50-х годах прошлого века Стейн Эриксон, а соревнования по фристайлу, как альтернатива традиционным горнолыжным дисциплинам, начали проводиться с начала 60-х годов. В 60-70 гг лыжный фристайл (вначале именовавшийся "хот-доггинг") продолжал развиваться, и вскоре из одной дисциплины, предполагающей демонстрацию техники и выполнение трюков по собственному выбору, выделились три современных направления - могул, лыжная акробатика и лыжный балет.

Сперва появился новый стиль катания - карвинг, а потом уж - соответствующий инвентарь. Это не так. Вначале были созданы лыжи с новой (карвинговой) геометрией, и лишь несколько позднее появились люди, старающиеся использовать все возможности новой модели особой формы, порой снабженной пластинками-лифтерами, позволяющими поднять ботинок над поверхностью снега на 8-10 см, что идеально подходит для экстремального карвинга.

Экипировка горнолыжника чрезвычайно дорога. Безусловно, профессиональные спортсмены тратят на экипировку довольно внушительные суммы. А начинающему лыжнику достаточно приобрести крепкий шлем, качественные горнолыжные ботинки (максимум 100 €) и удобную теплую одежду. Лыжи, палки, крепления и т.д. поначалу можно не покупать - все это предоставляется в спортивных школах и секциях. Со временем, набравшись опыта, можно приобретать и собственный инвентарь, стоимость которого - около 250 €, а если комплект б/у - то и в 50 € можно уложиться.

Лучше всего начинать заниматься горнолыжным спортом с 11-12 лет. Возрастных ограничений в данном виде спорта нет. Начинать можно и в 4-6, и в 11-12, и в 14-15 лет. Да и пенсионный возраст отнюдь не помеха для занятий горными лыжами.

Горнолыжным спортом могут заниматься только люди здоровые, обладающие большой физической силой и выносливостью. Конечно, если речь идет об экстремальном катании, без хорошей подготовки не обойтись. А для овладения азами данного вида спорта физические данные не важны (в некоторых случаях на лыжи вставали люди с почти полностью атрофированными мышцами, довольно почтенного возраста - и достигали немалых успехов) - интеллект гораздо важнее. В горнолыжные школы, как правило, принимают всех желающих, и только от самого человека зависит, насколько он продвинется в овладении всеми тонкостями данного вида спорта.

Горные лыжи - занятие для богатых. Напротив, это один из самых демократичных видов спорта. Во многих горнолыжных школах и секциях тренировки бесплатные либо же стоят не так уж дорого (хотя в некоторых "раскрученных" местах цены действительно заоблачные), да и на летние сборы в горах попадают все воспитанники, вне зависимости от толщины кошелька родителей. Правда, официальные спортивные школы не всегда удобно расположены, но щадящий график занятий позволяет мириться с этой проблемой. Единственный минус - для того, чтобы кататься круглый год, действительно следует иметь довольно крупную сумму денег. Если же таковой нет - приходится привыкать к сезонным перерывам в тренировках.

Наиболее престижными считаются спортивные лыжи. Из всего разнообразия спортивных лыж (лыжи для слалома, слалома-гиганта, супергиганта, скоростного спуска, фристайла) для любителей подойдут лыжи для слалома-гиганта, хотя при соответствующей подготовке лыжники, отдающие предпочтение высоким скоростям и не боящиеся жестких склонов, могут воспользоваться слаломными лыжами и лыжами для могула (спуска по буграм). При этом следует помнить, что спортивные лыжи рассчитаны, как правило, на высокие скорости, леденистые трассы, потому непрофессионалу катание на них удовольствия не принесет. Проще всего приобрести универсальные лыжи, имеющие в дизайне все атрибуты спортивных (например, надписи competition, equip, racing, и т.д.). Изделия такого рода легко управляемы, позволяют при спуске развивать довольно приличную скорость и, одновременно, служат средством удовлетворения амбиций владельца.

Лыжникам-любителям и начинающим спортсменам подойдут туристские лыжи. Это действительно так, однако следует учесть, что данный вид спортивного инвентаря подразделяется на несколько групп:

лыжи для детей и юниоров - отличаются высокой управляемостью на небольших скоростях и легкостью выполнения поворотов;

лыжи для прогрессирующих лыжников разработаны специально для агрессивных лыжников, цель которых - самосовершенствование в данном виде спорта;

лыжи "эксперт" подходят для спуска по различным трассам с разным состоянием снегового покрова. Они высокопослушны, стабильны в поворотах, и рассчитаны на довольно опытных лыжников;

лыжи для спортсменов-любителей и лыжи для спусков по бугристым трассам отличаются хорошей управляемостью (даже на жестком снегу) и меньшей чувствительностью к техническим погрешностям по сравнению со спортивными моделями. Однако на леденистых трасах, на больших скоростях такие лыжи проявляют себя хуже, чем спортивные;

специальные виды горных лыж - специально разработанные максимально облегченные изделия для горнолыжных походов (ски-тур), для экстремальных спусков по крутым склонам (ски-экстрим), для спусков по целинным склонам и для техники телемарк.

Выбирая лыжи нужно учитывать длину, жесткость и спецификацию изделия, остальные параметры значения не имеют. Это не совсем так. Чтобы избежать некоторых досадных недоразумений в будущем, кроме вышеупомянутых параметров следует обратить внимание на радиус бокового выреза, который наиболее приемлем для избранного вами способа катания.

Для радикального карвинга лучше всего приобретать лыжи с минимальным боковым вырезом (желательно около 10 м), идеальный выбор - лыжи для крав-слалома, радикального карвинга или модели помягче, геометрия которых в целом соответствует лыжам для спецслалома. Лыжные палки в этом виде спорта почти не нужны, а вот перчатки с усиленной кевларом ладонью очень даже пригодятся;

Для ски-кросса, слалома, слалома-гиганта следует остановить свой выбор на изделии, радиус бокового выреза которого составляет не менее 15 метров (если, конечно, вы не ставите перед собой цель проходить слаломные повороты с максимальной скоростью - в этом случае придется использовать лыжи с радиусом 10-12 м). А чтобы добиться ширины и плавности очерчивания дуг, нужно покупать модель с радиусом 16-18 м. Хорошо, конечно, приобрести самую последнюю, усовершенствованную модель, однако учтите, что такие лыжи чрезвычайно требовательны к трассе и, чтобы кататься на них, следует обладать довольно высоким уровнем мастерства;

Если ваш выбор - сноупарк или Нью Скул, - при покупке лыж отдайте предпочтение модели с загнутыми пятками и минимальным собственным радиусом. Однако следует отметить, что чем меньше радиус - тем сложнее приземляться после прыжка;

Для универсального катания по разбитым нецивилизованным склонам (фристайла) вне специально проложенных трасс лучше всего подойдут лыжи для фрирайда и универсальные модели для карвинга (например, allmountain - от англ. "лыжи для всей горы"). Радиус бокового выреза модели не должен превышать 20 м, чтобы при переходе на подготовленный склон вам не пришлось менять лыжи;

Для могула предпочтительны (но отнюдь не обязательны) могульные лыжи с достаточно мягким носком, средним уровнем жесткости, узкие, имеющие радиус бокового выреза от 20 до 25 м.

Лучше всего в начале обучения отдать предпочтение лыжам покороче. Не обязательно. При выборе лыж кроме уровня подготовки лыжника (новичок, среднего уровня, спортсмен) учитывается его комплекция и телосложение (крепкий и коренастый или худой и высокий), возраст, пол, а также намерения. Например, короткие лыжи (мини) лучше всего подойдут для эволютивного (последовательного) обучения, предусматривающего частую смену лыж от длины 100-135 см до 160 см.

Лыжи compact (компакт), длина которых составляет от 150 до 190 см., отличаются высокой маневренностью даже на глубоком снегу, узкой талией, дающей немало преимуществ на поворотах, а потому идеально подходят для освоения резаного скольжения. Кроме того, следует учесть, что самые короткие лыжи наиболее управляемы, но при спуске по жесткому леденистому склону на больших скоростях предпочтительны более длинные лыжи.

Подбирая длину лыж, обязательно принимайте во внимание рекомендации изготовителя. В соответствии с номограммой вы легко сможете определить нужную вам длину изделия, просто прочертив линию через показатели, соответствующие вашему росту и весу. При этом следует сделать поправку на уровень подготовленности (начинающий лыжник должен остановить свой выбор на изделии, расположенном на строку ниже, опытный и агрессивный - на строку выше полученных параметров) и пол (женщинам подойдут лыжи, расположенные на две строки ниже указанных в номограмме для их роста и комплекции).

Самые дорогие лыжи - спортивные. Чаще всего это действительно так. Однако порой цена туристических лыж класса "эксперт", при создании которых используются последние достижения в технологии производства данного вида спортинвентаря, может быть более высокой.

Для первых шагов в освоении фрирайда подойдут специализированные лыжи "начального уровня". Это не совсем так. Успешность процесса освоения фрирайда во многом зависит от качества используемой экипировки. А качественное снаряжение для данного вида горнолыжного спорта, в частности, младшие фрирайд-модели, мало подходят и для обучения, и для обычного катания по подготовленным склонам. Потому на начальных этапах следует остановить свой выбор на лыжах категории фрирайд-фристайл (FR/FS), вполне подходящих как для освоения искусства катания вне трасс, так и для простого катания. Причем рекомендуется выбирать лыжи меньшей ростовки, чем указана в номограмме для ваших физических параметров - с ними новичку будет легче справляться.

Жесткость лыж одинакова по всей длине изделия. На самом жесткость распределяется по длине лыжи по-разному, в зависимости от типа и назначения спортивного инвентаря. Например, у слаломных и спортивных лыж центральная часть (конек) более мягкая, чем у лыж для слалома-гиганта. А у туристских центральная часть жестче, а носок и задник мягче, чем у спортивных лыж. Такие особенности конструкции обусловлены спецификой склонов, на которых те или иные лыжи будут использоваться (скажем, туристические лыжи предназначены для катания по более мягкому снежному покрову, спортивные рассчитаны на скольжение по более жесткой, хорошо утрамбованной поверхности специально подготовленной трассы). А более мягкие пятка и носок лыж для сноупарка предназначены для того, чтобы сделать приземление после прыжка максимально комфортным.

Неопытному лыжнику трудно определить качество лыж и правильно подобрать нужную жесткость изделия. Действительно, поначалу лучше всего обратиться к опытному инструктору в секции, горнолыжном клубе или на туристической базе. Но способы проверить качество изделия существуют, и знать о них обязан даже начинающий спортсмен. Во-первых, лыжи должны быть ровными, не деформированными. Если при резком сдавливании лыж, поставленных друг к другу скользящими поверхностями, слышен глухой звук - перед вами изделие хорошего качества. Мягкость лыж также легко проверить. Для этого следует поставить их вертикально скользящими поверхностями друг к другу и большим и указательным пальцами одной руки попытаться сжать лыжи в центральной части. Обычно при нормальной жесткости такого усилия достаточно для соприкосновения изделий. Однако следует помнить, что данным способом невозможно определить распределение жесткости по длине лыжи, а ведь именно этот фактор влияет на их маневренность. Например, мягкие лыжи (особенно снабженные мягким носком) более маневренны, а более жесткие - просто находка для энергичного лыжника.

Опытные спортсмены чувствуют даже небольшую разницу в конструкции лыж. Это действительно так. Установлено, что хороший специалист вполне способен ощутить даже такие изменения, как 5% жесткости, 2% длины и 4% ширины изделия. Ведь с уменьшением длины лыжи на 10 см ее вес снижается почти на 130 грамм, ширина уменьшается на 1мм, а жесткость увеличивается на 3%. Однако разницу между качественными и посредственными изделиями могут ощутить даже начинающие лыжники.

Все лыжи загнуты только спереди. Нет, существуют лижи твин-тип (англ. twin tip - "два конца"), по конструкции напоминающие сноуборд и загнутые как спереди, так и сзади. Такая особенность конструкции позволяет скользить как лицом, так и спиной вперед. Чаще всего твин-тип используют в могуле и некоторых разновидностях фристайла.

Покупка наиболее дорогих лыж - залог достижения успеха в овладении умениями и навыками горнолыжного спорта. Это не так. За деньги можно приобрести хороший инвентарь и нанять тренера-профессионала, а вот знания, умения и навыки приходят в процессе практических занятий, причем в течение довольно длительного времени.

На лыжах можно кататься в любой одежде, лишь бы она была удобной и теплой. На начальных этапах обучения действительно можно одеваться как угодно. Однако позже, когда возросший уровень мастерства позволит вам уделять занятиям горными лыжами довольно продолжительное время, следует позаботиться о том, чтобы такие занятия проходили в максимально комфортных условиях, что напрямую зависит от правильного подбора экипировки. Например, нижнее белье из хлопка хорошо впитывает пот, вследствие чего долго остается сырым. Это приводит не только к дискомфорту, но и к переохлаждению. А вот белье из синтетических тканей (полартека, полиэстера) обладает меньшей гигроскопичностью, следовательно, больше подходит лыжникам и сноубордистам. Выбирая носки, также лучше всего отдать предпочтение изделиям из полиамида, полипропилена, полиакрила или же комбинации шерсти с эластаном (лайкрой). Кроме вышеперечисленных деталей экипировки следует приобрести теплую флисовую кофту, а при покупке костюма проследить, чтобы подкладка была изготовлена из материи класса WindBloсk или WindStop - в этом случае вы будете надежно защищены от холодного ветра.

Кататься в Альпах очень дорого, потому следует отдать предпочтение горнолыжным курортам Кавказа. Действительно, посещение Домбая обойдется вам примерно в два раза дешевле равноценной по длительности поездки в Альпы. Однако учтем разницу в сервисе. Ведь любой горнолыжник, будь то профессионал или любитель, отправляется в горы, по большому счету, ради одного - покататься. Следовательно, оплачиваться должно проживание и время катания. Как с этим обстоят дела на различных горнолыжных курортах? На альпийских курортах время спортсмена распределится примерно так: 10% - стояние в очереди, 45% - подъем на склон, 45% - спуск. А на Кавказе, из-за огромных очередей на подъемник, время распределяется следующим образом: стояние в очереди - 30 минут (т.е. 60%), подъем - 10 минут (20%), спуск - 10 минут (20%). Из всего вышесказанного делаем вывод: в Альпах время чистого катания почти вдвое превышает таковое на горнолыжных курортах Кавказа. К этому стоит также прибавить разнообразие альпийских трасс и высокоорганизованный сервис для детей, чем отечественные курорты, увы, пока не могут похвастаться.

Пребывая на горнолыжном курорте, нужно начинать кататься с первого же дня. Это не так. Учтите, что в горах более разреженный воздух, потому следует повременить хотя бы один день, давая организму возможность адаптироваться к недостатку кислорода. Кроме того, обязательно устраивайте себе дни отдыха, посвятив их экскурсиям или посещению оздоровительных процедур.

Если регулярно посещать спортзал или фитнес-клуб, на горнолыжном курорте не почувствуешь дискомфорта - ведь мышцы основательно подготовлены к предполагаемым нагрузкам. К сожалению, это не так. Дело в том, что при занятиях спортом тренируются одни группы мышц, а когда человек встает на лыжи (сноуборд) - включаются в работу другие, чаще всего не особо тренированные мускулы. Потому на второй день после катания боли в теле наблюдаются у многих начинающих спортсменов. Чтобы свести вышеупомянутый болевой эффект к минимуму, следует в первый день кататься не более 60 минут, в последующие дни удлиняя время пребывания на склоне на 30-50 минут. Если боль все же возникла - помогут некоторые медицинские препараты. Например, "АЕ-вит", обезвреживающий вещества, вызывающие мышечную боль. Также положительное воздействие окажет посещение сауны или принятие горячей ванны с морской солью, с последующим растиранием тела и нанесением на кожу противовоспалительной мази ("Финалгон", "Фастум-гель" и т.д.). Вышеуказанные способы помогут максимум через 2 дня устранить болевые ощущения в мышцах.

Тем, кто не умеет кататься на лыжах, ехать в горы ни к чему. Как и любой другой курорт, горнолыжный, кроме катания на лыжах, предоставляет отдыхающим довольно широкий набор дополнительных услуг: катание на коньках и санках, конные прогулки и пешие экскурсии, спа-процедуры и т.д. Кроме того, несколько дней пребывания на свежем воздухе, среди живописной природы поможет вам укрепить здоровье, избавиться от стрессов, забыть о тревогах и бытовых проблемах, сгармонизировать распорядок дня.

Горнолыжный спорт - это вид лыжного спорта, суть которого заключается в спуске с гор на лыжах по размеченной специальными флажками и воротами трассе. Горнолыжный спорт включает в себя 5 спортивных дисциплин (видов): слалом, гигантский слалом, супергигантский слалом (супергигант), скоростной спуск, горнолыжная комбинация.

Слалом — спуск с горы на горных лыжах по трассе длиной от 450 до 500 м. Трасса для слалома размечается воротами шириной 3,5-4 метра и расстоянием между ними 0,7-15 метров. Перепад высот между стартом и финишем составляет 60-150 метров. Во время слалома спортсмен обязательно должен проехать через все ворота, за несоблюдение данного правила — дисквалификация.

Гигантский слалом отличается от обычного длиной трассы (от 1 до 1,5 км) и шириной ворот (от 4 до 8 метров). Во время гигантского слалома спортсмены успевают разогнаться до 80 км/ч.

Супергигант является ещё более сложной дисциплиной, это связано с большей длиной трассы и большими перепадами высот.

Суть скоростного спуска сводится к преодолению определенной трассы за минимальное время.

Горнолыжная комбинация (альпийская комбинация или горнолыжное двоеборье) - вид горнолыжного спорта, победитель в котором определяется по результатам в нескольких видах.

История возникновения горнолыжного спорта

Горнолыжный спорт возник в Скандинавии в середине 18 века. В то время лыжи были единственным средством передвижения у крестьян, которые жили в горах. Сами лыжи выглядели немного иначе, чем современные: они были более короткими, а вместо двух привычных лыжных палок была одна удлинённая с расширенным концом. Самые древние из сохранившихся лыж находятся в музее в Осло (длина 110 см, ширина 20 см).

Первые лыжные соревнования прошли в Норвегии в 1843 году, в программе соревнований были спуск со склона, прыжки с трамплина и скоростной бег по равнине.

В 1896 году Австрийский альпинист и лыжник Матиас Здарский совершил безостановочный спуск с поворотами. «Упоровая» техника - это полностью его изобретение. В 1905 года в Альпах даже прошли соревнования лыжников, на которых они должны были совершить максимальное количество поворотов на заданном отрезке.

В 1911 году были проведены первые соревнования по скоростному спуску.

В 1936 году слалом и скоростной спуск дебютировали на Олимпийских играх. С 1988 года в программе Олимпийских игр 5 дисциплин: слалом, гигантский слалом, супергигантский слалом (супергигант), скоростной спуск, горнолыжная комбинация.

Экипировка и инвентарь для горнолыжного спорта

Горные лыжи тяжелее, короче и шире чем обычные лыжи. Как правило, они изготавливаются из композитных материалов и под конкретного спортсмена. Основными критериями выбора горных лыж являются: жесткость, длина, геометрия и радиус поворота.

Не менее важным элементом экипировки являются горнолыжные ботинки. Ботинки для горных лыж имеют большое количество регулировок для оптимального и комфортного «подгона» ботинка по ноге. Современные горнолыжные ботинки состоят из внутреннего и внешнего ботинка. Одевают на специальный горнолыжный носок (в меру толстый и длинный).

Крепления для ботинок состоят из передней головки и пятки, которые устанавливаются непосредственно лыжу или на платформу, которая закреплена на ней. Иногда применяются системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка.

Лыжные палки обычно изготавливают из алюминия, композитных материалов или углепластика. Горнолыжная палка состоит из четырех основных частей: ручки, наконечника, кольца и стержня. Изогнутые палки используются для скоростного спуска или слалома-гиганта.

Горнолыжный шлем обеспечивает не только защиту головы от травм при падении, но и обеспечивает комфортное катание (вентиляция головы, защита от холода и снега). Дополнением к шлему идут защитные горнолыжные очки.

Одежда для горнолыжного спорта должна защищать спортсмена от ветра и влаги, но хорошо сохранять тепло и иметь хорошие аэродинамические показатели. Горнолыжная экипировка должна быть комфортной и свободной. Как правило, комплект одежды состоит из куртки и брюк. Не обходится без многочисленных аксессуаров для горнолыжного спорта, к ним относятся различные рюкзаки и чехлы.

Судейство

В состав судейской коллегии в горнолыжном спорте входят.