План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Комплексы суставной гимнастики. Суставная гимнастика — комплекс упражнений для начинающих и пожилых

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Комплексы суставной гимнастики. Суставная гимнастика — комплекс упражнений для начинающих и пожилых
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Комплексы суставной гимнастики. Суставная гимнастика — комплекс упражнений для начинающих и пожилых

Наталья Бабинцева

Жизнь требует движения. Аристотель

В жизни живет лучше тот, кто окреп хорошо физически. Калинин М. И.

Само название «суставная » подсказывает нам о том, что гимнастика эта предназначена , прежде всего, для разогрева суставов нашего организма . Считается, что комплекс таких упражнений подходит для любого возраста и уровня физической подготовки, способствует общему оздоровлению организма и не только. Гимнастика дает необходимую человеку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, предупреждает возникновение жировых отложений, укрепляет и разрабатывает суставы , освобождает от отложения солей, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник. Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект : повышает активность, дает прилив бодрости, устраняет хандру и меланхолию, улучшает настроение., укрепляет костную систему, делает позвоночник гибким. Справедливости ради стоит отметить, что суставная гимнастика будет слабым помощником в похудении, наращивании мышечной массы или развитии силы и выносливости. Комплекс упражнений для суставов выполняется без отягощений в спокойном размеренном темпе. Суставная гимнастика помогает подготовить суставы , связки и мышечный аппарат дл физических упражнений, что в дальнейшем поможет избежать различного вида травм. И для детей дошкольного возраста суставная гимнастика может стать основой физического развития.

Ведь в детском и подростковом возрасте организм еще растет, опорно-двигательный аппарат формируется и работа с отягощениями может негативно влиять на эти процессы. Таким образом, суставная гимнастика становится золотой серединой между ударными фитнес-нагрузками или другими тренировками.

Также стоит отметить, что в любом возрасте практики суставной гимнастики дают улучшение осанки, укрепление мышц спины, на проблемы с которой нередко жалуются и молодые люди, улучшение кровообращения, обмена веществ и т. д.

Подходов и методик к составлению комплексов суставной гимнастики очень много . Наиболее популярные из них - отечественные методы Бубновского и Норбекова, а среди иностранных подходов на наших широтах широко известна китайская гимнастика цигун . Все они строятся на довольно простых упражнениях, которые позволяют привести опорно-двигательный аппарат в тонус, насытить ткани организма кислородом и питательными веществами, получить заряд бодрости, хорошего настроения, а со временем - и заметный терапевтический эффект.

Удобство суставной гимнастики состоит в том , что она не потребует для своего выполнения никаких специальных приспособлений, дорогостоящих тренажеров и т. д. Вы запросто можете практиковать ее дома вместо утренней зарядки или в качестве разминки перед пробежкой, или применить перед занятиями хатха-йогой.

По большому счету каждый из нас с детского сада знаком с элементами суставной гимнастики . Суть ее сводится к тому, чтобы повращать всеми суставами нашего тела , которые поддаются вращению или другим возвратно поступательным движениям, позволяющим увеличить их подвижность и гибкость. Давайте вместе вспомним, что это за движения. Чтобы не запутаться, будем последовательно двигаться от макушки головы к стопам.

Начинается и завершается суставная гимнастика традиционно с дыхательных упражнений. Для этого встаньте прямо, ноги расположите на ширине плеч, поднимите прямые руки вверх – выполните глубокий вдох. Потянитесь макушкой головы в потолок, почувствуйте, как тянется позвоночник.

На выдохе опустите свободно руки и корпус вниз. Как в хатха йоге статическая поза «Освобождение» .

Повторите упражнение три раза.

Далее переходим к суставной гимнастике шеи . Для этого аккуратно наклоните голову вправо, прямые руки разведите в стороны, разместив их параллельно полу, можете помочь углубить наклон головы, надавив на нее легонько одноименной рукой.

То же проделайте в другую сторону. Повторите упражнение по три раза в каждую сторону.

Завершите разминку шеи наклонами головы вперед и назад – по три раза в каждую сторону. С детьми дошкольного возраста вращательные движения головой выполнять нельзя, так как эти движения считаются травмоопасными.

От разминки шеи переходим к плечам. Для этого встаньте прямо, руки согните в локтях, ладони расположите на плечах. Выполните по 8 вращательных движений плечами вперед и затем еще столько же – назад.

Для выполнения следующего упражнения руки, согнутые в локтях, расположите перед собой - предплечьями вертикально полу.

Завершите суставную гимнастику лежа на спине , с вытянутыми вдоль головы руками. Растяните все тело от макушки головы до пальцев ног. Суставная гимнастика является очень полезной общеукрепляющей гимнастикой для всех возрастов , в том числе и для детей. Но методика преподавания во взрослых группах не подходит для работы с детьми. Опыт показывает, что акцент на терапевтический эффект в суставной гимнастике не работает , гораздо лучшие результаты дает акцент на образное представление выполняемых упражнений. Предлагается следующий ассоциативный ряд, который каждый преподаватель может дополнять и изменять по своему усмотрению.

например, пусть дети представят :

а) что руки и ноги выглядывают из воды, и они наблюдают за ними, сидя на дне;

б) что они сидят в земле, и руки и ноги тяжелые;

в) что руки и ноги легкие и отделены друг от друга;

г) что они окончания языков пламени, и их движения резкие и быстрые.

Если дети в группе недостаточно подготовлены физически, то необходимо уменьшить время выполнения упражнения либо составить свои комплексы, посильные для детей.

Совмещайте полезное с приятным. Любое физическое упражнение представьте как игру, которая должна быть интересна детям.

Дети - ветрены, и порой хватает одного слова, чтобы их состояние изменилось. С одной стороны, следует всегда думать, что говоришь ребенку, а с другой - необходимо вместе с ним играть, путешествовать в мире игры, возвращаться и радоваться. Объясните между делом, зачем нужна суставная гимнастика , когда ее можно использовать, при каких болезнях, каковы результаты ее выполнения.

Методика проведения упражнений суставной гимнастики .

Целый ряд упражнений суставной гимнастики выполняется из положения "вывешивания". "Вывеситься" означает- в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Опора на коврик или на стул в таком положении сидя осуществляется только за счет костей таза. При этом мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.

При выполнении упражнений держаться прямо, шея, спина и голова составляют одну линию. Лицо спокойное, удовлетворенное, глаза закрыты, дыхание через нос, внимание направлено на выполнение упражнения. Темп выполнения упражнений - переменный.

Все мышцы, не участвующие в упражнении, должны быть расслаблены. Дыхание только через нос. Там, где это не оговорено особо, дыхание произвольное, спокойное. Нагрузку в упражнениях можно дозировать как числом повторений, так и поэтапным усложнением некоторых упражнений по мере освоения комплекса. В ходе упражнений, выполняемых сидя, нагрузка регулируется способом посадки корпуса в и. п. при выполнении упражнений сидя на стуле с посадкой на полное сиденье (спина не касается спинки стула) нагрузка минимальная, при посадке на край стула нагрузка увеличивается. При выполнении этих же упражнений на полу нагрузка максимальная. Упражнения суставной гимнастики :

1. «Сделай «до свидания» ручками и ножками» - движений кистей и стоп вверх и вниз.

И. п.: «вывеситься» .В.: Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начинать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки к полу. Движения делать энергично до упора. Делать 5, 10, 15. 20, 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно.

Варианты

1. Правые кисти и стопы - вверх, левые вниз.

2. Кисти – вверх, стопы - вниз.

3. Правые кисти и стопы - навстречу, левые врозь.

4. Растопырить пальцы рук.

2. «Тик-так» (скажи «да» ) – движения головой вверх-вниз

И. п.:выполняется из положения сидя. В.: Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно. На первых порах упр-е делать осторожно.

Вариант : делая наклоны вверх-вниз, слегка наклонять голову то к одному, то к другому плечу.

3. «Коса» («скажи «нет» ручками и ножками» - повороты кистей и стоп влево-вправо.

И. П.: вывеситься, стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног. В : начать одновременные движения кистей рук и ступней вправо, покачивая до упора вправо обе кисти и обе стопы, и затем влево, поворачивая влево кисти и стопы также до упора. Руки и ноги прямые, движутся только кисти и стопы, все остальное неподвижно. Движения делать энергично. Во время одного упражнения делать до 25 движений, считая движения влево-вправо за одно.

Варианты (изменения и. п. кистей и стоп)

1. Стопы вправо, кисти влево

2. Стопы внутрь, кисти наружу

3. Пальцы рук растопырить.

4. «Маятник часов» («колокольчик» ) (наклон головы к плечам) .

И. п.: выполняется из положения сидя. В.: энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваться резкого бросания головы. Темп попеременный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно.

Вариант : выполнять наклоны головой к плечам, несколько заваливая голову назад.

5. «Вентилятор» (Вертолетик) – вращение кистей и стоп

И. п.:«вывеситься» .В.: кистями рук и стопами ног одновременно начать вращательные движения как бы по циферблату. Обе кисти и обе стопы вращаются в одну сторону. Затем поменять направление движения. Делать в каждую сторону до 25 круговых движений.

Варианты : 1. кисти вправо, стопы влево.

2. кисть и стопа правой стороны вращаются в одну сторону, кисть и стопа левой стороны - в другую.

3. кисть правой руки и стопа левой ноги вращаются в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги - в другую.

6. «Повороты головы влево-вправо» (Скажи «нет» )

И. п.: сидя. В.: делать энергичные повороты головы влево-вправо до упора. Делать до 25 раз, считая поворот влево-вправо за один раз. Вначале упражнение делать осторожно. Добиться быстрых движений.

7. «Ладушки»

И. п.: «вывеситься» . В,: вытянутые вперед ноги соединить друг с другом по подошвам, поворачивая подошвы в противоположную сторону. Руки в это время вытянуты вперед, пальцы рук проделывают энергичные движения, как бы разминая большие куски пластилина. Делать это до 10 раз, считая касание лодыжками и касание ступнями за один раз. Затем постучать стопами и лодыжками друг о друга.

8. «Юла» («Колобок, бегущий по плечам, спине, груди» - перекатывание головы.

И. п.: сидя. В.: совершать круговые движения головой, как бы перекатывая ее по плечевому поясу. Шея при этом движется по поверхности воображаемого конуса с максимальным углом при вершине, у основания шеи. Нос описывает окружность как можно большого радиуса. Начинать движения медленно, постепенно наращивая темп. Перекатывания делать сначала в одну сторону, затем в другую. Выполнять до 10 перекатываний в каждую сторону. Вначале делать осторожно.

9. «Царапанье»

И. п.: сидя. В.: на вдохе приблизить кисти к плечам, отводя локти назад. Лопатки сошлись вместе. Через широко открытый рот сделать резкий выдох – ха! И выбросить руки с широко расставленными пальцами вперед. На задержке выдоха совершать энергичные маховые движения вытянутыми вперед руками вверх-вниз, как бы царапая расставленными пальцами пространство перед собой. Руки при этом сильно напряжены. На этой же задержке выдоха приостановить маховые движения рук, вытянуть руки и ноги вперед (лучше вывеситься) и с усилием выполнять царапающие движения пальцами рук и ног, удерживая выпрямленные руки и ноги в неподвижном положении. Выполнять с большим усилием. Это упражнение повторяется 3-5 раз.

10. «Змеиные движения» .

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. В.: делать круговые движения головой в горизонтальной плоскости. Подбородок перемещается параллельно полу, нос смотрит только вперед. Сначала в одну сторону, затем в другую. Выполняется по 8-10 раз в каждую сторону.

11. «Петушок и курочка» - петушиные движения.

И. п.: стоя, ноги слегка расставить. В.: делать клевательные движения головой в горизонтальной плоскости в последовательности вперед-назад, вправо назад, вперед-назад, влево назад, вперед-назад и т. д. подбородок движется параллельно полу. Сделать 8-10 таких движений.

12. «Восточный танец»

И. п.: стоя. В.: переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево-вправо в плоскости плечевого пояса. Голову не наклонять. Руки перемещаются в сторону, противоположную движениям головы. Сделать 8-10 таких движений.

Варианты.

1. По 2 раза в каждую сторону.

2. По 3 раза в каждую сторону.

13. «Покажи и спрячь мизинец» - выкруты рук.

И. п.: вытянуть руки перед собой. В.: перекрестить руки, повернуть ладони навстречу друг другу и переплести пальцы рук. Поворачивать переплетенные ладони по направлению вниз к себе – вверх до положения, в котором ладони будут направлены вверх. В этом положении задержаться. Постараться ослабить, а потом и совсем устранить напряжение и болевые ощущения в руках. Затем вернуть руки в и. п. поменять местами положение рук и повторить упражнение. Выполнить 5-7 раз.

14. «Кто кого?» («Сжатые пружины» )

И. П.: поставить локти на стол (при выполнении сидя за столом) или на расставленные колени (при выполнении сидя на стуле или на коврике) . Предплечья расслаблены, расположены вертикально. Ладони смотрят друг на друга.

В.: правая ладонь медленно сжимает воображаемую пружину, лежащую на столе. Сжатие происходит с большим усилием. Когда правая рука доходит до поверхности стола, поднять ее в и. п. теперь правая рука смотрит вверх, левая рука с напряжением «Сжимает пружину2. При с» сжатии пружины» напрягаются обе руки, брюшной пресс, плечевой пояс и грудь. Шея расслаблена. При возвращении в и. п. рука расслабляется. Дыхание произвольное, по возможности выполнение на задержке. Повторить 5-10 раз.

Вариант : «пружины» сжимают две руки одновременно.

15. «Плавание» - вращение предплечьями.

И. п.: поставить локти на стол или на раздвинутые колени на расстоянии шире плеч. В.: вращать предплечья, делая плавательные движения. При этом движении пальцев рук под подбородком спина прогибается, живот втягивается. При движении кистей вперед спина выгибается. Спина, грудь, живот движутся волнообразно. Проделать плавательные движения сначала в одну сторону (вперед, затем в обратную (назад) . Когда кисти проходят под подбородком, ладони смотрят вниз одна под другой. При последующих движениях кисти разворачиваются ладонями вверх. Всего 10-15 движений в каждую сторону.

16. «Колеса паровозов» - вращение плечами.

И. п.: ладони лежат на коленях не отрывая ладоней. В.: выполнять круговые движения плечами вперед, а затем назад. В каждую сторону делать до 30 движений.

Вариант : выполнять вращение одним плечом вперед, другим назад.

17. «Рыбак ловит рыбу» - наклоны к точке.

И. п.: - «поза рыбака» . Руки расположены на коленях пальцами внутрь.

В.: выбрать на полу между стопами точку. Наклонять правое плечо по направлению к этой точке. При этом подбородок движется к плечу. Максимальный наклон, вернуться в и. п., то же проделываем левым плечом.

18. «Бутерброд» - наклоны в коленях.

И. п.: сесть прямо, ладони на колени пальцами внутрь.

В.: колени развести в стороны. Ноги расставлены под прямым углом. Делать наклоны туловищем попеременно в сторону каждой ноги, при этом рука сгибается в локтевом суставе . Локоть завести вперед и, наклоняясь, сложить предплечье и плечо, стараясь опустить их за колено. Рука является как бы продолжением ноги. Ягодицы от стула не отрывать. Делать 3-5 раз в каждую сторону.

19. «Открытие пневматических дверей»

И. п.: сесть или встать прямо, руки перед грудью ладонями друг к другу с небольшим смещением. В.: сделать вдох. На задержке с усилием вести открытые ладони навстречу друг другу, как бы открывая двери вагона метро. При движении руки напряжены. Когда ладони поравняются, продолжать движение дальше до упора. Затем поменять руки и снова выполнить движение открывания дверей. Возвращать руки быстро, но плавно, при этом нужно научиться мгновенно расслаблять руки. Выполнять 3-4 раза, считая за один раз «открывания дверей» с переменой положения рук.

20. «Толкание ядра»

И. П.: встать прямо, руки вдоль туловища

В.: на вдохе ладонь правой руки отвести к плечу, плечо отвести назад. На задержке с большим усилием очень медленно производить движения, повторяющие движения спортсмена, толкающего ядро. Во время движения одной руки другая рука расслаблена. Лицо обращено к ладони, толкающей ядро. Когда рука, толкающая ядро, полностью выпрямится, зафиксировать это положение и задержаться в нем несколько секунд. Корпус при этом максимально развернут влево. Затем выполнить толкание ядра левой рукой. Делать 3-5 раз, считая движение правой и левой рук за один раз.

21. «Отодвигание стен и потолка»

И. п.: сидя или стоя. В.: двумя руками с усилием выполнять раздвигающие движения в стороны, как бы отодвигая от себя воображаемые стены. Руки движутся медленно с напряжением до полного распрямления. При возвращении в и. п. расслабить руки. Выполнить 2 раза. Затем обеими руками отодвигать воображаемую стену от груди прямо перед собой. Повторить 2 раза. После этого выполнять отодвигающие движения ладонями вверх, как бы поднимая над собой потолок. Повторить 2 раза.

22. «Мюнхгаузен» - потягивание.

И. п.: сидя. В.: вытянуть руки вверх, переплести пальцы над головой в замок. Энергичными движениями рук стараться, как бы оторвать себя от сиденья : вправо, вверх, влево. При потягивании рук влево от сиденья отрывается правая ягодица, при потягивании вправо – левая. За один раз считается последовательность движений руками вверх – влево – вверх – вправо. Заканчивать вертикальным потягиванием. Делать 3-5 раз.

Вариант : руки не в замке, а давят ладонями друг на друга и тянутся вверх («поза дерева» )

23. «Посмотри, что за спиной» - скручивание (выполняется спиной на север)

И. п.: сидя. В.: положить одну руку на колено, другую завести за спину. Ведя тыльной стороной ладони по поясу, стараться повернуть вслед за ней весь корпус вертикальной оси позвоночника как можно сильнее. Голову поворачивать вместе с корпусом, глаза закрыты. В положении, когда голова и корпус повернуты до упора, задержать дыхание. Оставаться в этом положении несколько секунд, стараясь полностью расслабиться. Дыхание свободное. Затем выполнять поворот корпуса в другую сторону. Выполнить упражнение 2-3 раза, считая поворот влево и вправо за один раз.

24. «Дерево на ветру» - боковые наклоны.

И. п.: сидя. В.: соединить руки за спиной, взявшись за локти. Предплечья к спине не прижимать. С выдохом делать наклоны в сторону, не отрывая ягодицы от пола. Делая наклон, мысленно стараться увидеть противоположную ножку стула. В положении максимального наклона задержаться на несколько секунд. Со вздохом возвратиться в и. п. и выполнить такой же наклон в другую сторону. Делать упражнение 2-3 раза, считая наклон вправо-влево считая наклон вправо-влево за один раз. Дыхание свободное.

25. «Улитка»

И. п.: сидя. В.: переплетая пальцы, обхватить ладонями затылок. Сделать вдох. С выдохом медленно и с напряжением наклонить голову руками к груди и, продолжая наклон, медленно сгибать спину позвонок за позвонком, стараясь достать макушкой до пола. Со вдохом медленно и также с напряжением возвратиться в и. п. выполнить 3-5 раз.

26. «Ножницы»

И. п.: сидя. В.: прямыми руками и ногами в горизонтальной плоскости выполнить маховые движения влево-вправо скрестно. Затем движения прямыми руками и ногами вверх-вниз. Темп движений менять. Делать по 8-10 раз в горизонтальном и вертикальном направлениях.

27. «Футбол»

И. п.: встать прямо. В.: выполнять разнообразные удары по воображаемому мячу - резко, с оттяжкой. Темп ударов переменный. Сначала стоя на одной ноге, затем – на другой. Делать по 10 – 25 ударов по мячу каждой ногой. После этого прыжки на одной ноге, затем на другой ногой. Затем сменить ногу и продолжать упражнение. Делать по 10-25 прыжков на каждой ноге. Затем – прыжки на двух ногах вверх, как можно выше. Отскакивать от пола, как мячик. Лицо довольное выполнять 10-25 прыжков.

28. «Стройные ноги»

И. п.: прямо, стопы вместе, ноги во всех точках касаются друг друга. Руки свободно опущены. Шея, спина, голова составляют одну прямую. Туловище, руки расслаблены. В.: подниматься на носки и опускаться на пятки, пружиня и качаясь так, чтобы пятки только чуть-чуть касались пола. Дыхание свободное, глаза закрыты, лицо спокойное, удовлетворенное. Делать 25-50 раз до утомления в икрах.

29. «Крест» - закидывание ноги.

И. п.: лежа на спине, вытянуть обе ноги вместе. Руки прямые, лежат на полу перпендикулярно туловищу. В.: поднять одну ногу в вертикальном положении и опустить на пол через другую ногу, не сгибая в колене. Поставить ее большим пальцем на пол так, чтобы ноги составляли прямой угол. Лопатки от пола не отрывать. В позе зафиксироваться, расслабиться. Держать позу пока не устанете. Повторить другой ногой. Так 2-4 раза.

30. «Каратэ»

И. п.: стоя. В.: поочередно обеими ногами наносить удары пятками вперед, прямо перед собой по воображаемому противнику, имитируя удары каратэ, - 8-10 ударов каждой ногой. Затем удары ногами вбок поочередно каждой ногой. Выполнить 8-10 ударов в левую и правую стороны. Затем – удары ногами назад, также по 8-10 ударов каждой ногой. Удары выполнять резко, стараясь расслабиться в промежутках между ударами. Темп ударов менять.

Оздоровительный сеанс суставной гимнастики :

1. «Ручки вверх»

И. п.: ноги ставят на ширину плеч. В.: на вдох поднимают обе руки вверх, немного потягиваются и на выдох опускают, при этом наклоняются вперёд. 5-6 повторов.

2. «В сторону»

И. п.: ноги слегка расставить В.: поднимают руку вверх, потягиваются, медленно наклоняют верхнюю часть туловища в сторону, противоположную поднятой руке, возвращаются в исходное положение и опускают руку. По 4-5 повторов для каждой руки.

3.«Наклони голову»

И. п.: стоя В.: ставят руки на пояс, медленно наклоняют голову. 4-5 повторов.

4.«Перекати»

И. п.: руки оставляют на поясе. В.: медленно перекатывают голову от одного плеча к другому и обратно. 4-5 повторов.

5. «Часовые стрелочки»

И. п.: стоя, немного разводят руки в стороны, неплотно сжимают кисти в кулак В.: вращают обе руки сначала по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. 5-6 повторов.

6.«Круги локоточками»

И. п.: стоя, ноги слегка расставить В.: вращают руки в локтевых суставах . По 4-5 повторов против часовой стрелки и в обратную сторону.

7. «Кисти вверх»

И. п.: вытягивают руки в стороны. В.: поднимают кисти вверх, немного держат и опускают вниз. При правильном выполнении упражнения в руках чувствуется напряжение и лёгкое покалывание. 4-5 повторов.

8. «Наклонись»

И. п.: то же, руки оставляют вытянутыми. Ладони на одной прямой с предплечьем. В.: немного наклоняют в сторону верхнюю часть тела, при этом таз оставляют на месте. Возвращают тело в исходное положение, а затем наклоняют в другую сторону. 5-6 повторов.

9. «Вращение»

И. п.: стоя. В.: кладут руки на пояс и вращают тазом, ноги оставляют прямыми. 4-5 повторов.

Перед выполнением суставной гимнастики рекомендуется выполнить массаж ног и комплекс упражнений на растяжку

Болезни опорно-двигательного аппарата в наше время стали очень актуальной проблемой. В большинстве случаев эти заболевания связаны с малоподвижным образом жизни, а в последние годы подобные проблемы стали возникать и у совсем уж молодых людей. Жалуются на боли в пояснице, области спины и суставов всё большее количество населения. Конечно, можно продолжать всё тот же сидячий образ жизни, уповая на компетентность врачей и пилюли, а можно всё решить по-другому, применив для лечения суставную гимнастику.

Эта известная методика представляет собой комплекс упражнений, которые предполагают восстановить каждый сустав тела больного. Это не совсем обычная система ЛФК и не просто неосознанное повторение тех или иных движений. Она основана в первую очередь на том, чтобы создать перед началом занятий позитивный психологический настрой. Кроме того больной сконцентрирован на работе с собственным внутренним состоянием.

Комплекс для суставов Норбекова используется для профилактики и лечения болезней таковых. Болезни, подвергаемые его лечению:

  • Артрит
  • Артроз
  • Остеохондроз и т. д.

Судя по отзывам людей, занимающихся такой гимнастикой, метод действительно эффективен. Что он даёт:

  1. Нормализует артериальное давление.
  2. Устраняет боли.
  3. Двигательная активность суставов увеличивается.


Мнение эксперта

Задать вопрос эксперту

Сложно утверждать, что лучше использовать в данной ситуации – классическую лечебную физкультуру или занятия, которые называют системой Норбекова.

Вероятно, перед тем как приступить к его гимнастике, будет не лишним проконсультироваться с лечащими врачами:

  • Артрологом
  • Терапевтом
  • Ортопедом

В любом случае выбор всегда остаётся за пациентом.

Предлагается и консультация в самом центре Норбекова.

Перед тем, как начать занятия по Норбекову, надо сделать следующее:

  1. Постараться полностью расслабить своё тело – даже мышцы лица.
  2. Внутренние органы тоже должны получить это расслабление до появления истомы.
  3. Настрой должен быть самым позитивным – к делу надо подойти с некоторым юмором.
  4. Произвести массаж ушей – это, по мнению автора методики, активирует организм. Нужно оттягивать уши в разных направлениях.
  • Для суставов рук
  • Для суставов ног
  • Для позвоночника

Гимнастика доктора Бубновского

Боли в спине и суставах – настоящее бедствие современности. Кроме этого человека могут донимать неприятными ощущениями невралгия или спазмы мышц.
Не всегда нужно лечить это медикаментозно – можно и нужно использовать ЛФК. К тому же медикаментозное лечение в большей степени снимает боль, чем устраняет саму проблему.

Немалый успех в области лечебной гимнастики был достигнут и протестирован доктором Бубновским. Что даёт его гимнастика:

  1. Предотвращает стирание и защемление межпозвоночных дисков.
  2. Суставы приобретают большую подвижность.
  3. Улучшается кровообращение в тканях, мышцах.
  4. В значительной степени уменьшаются неприятные ощущения в суставах и спине.

Суть гимнастики Бубновского заключается в том, что она направлена не только для улучшенной подвижности суставов и позвоночника, но и на восстановление резервных возможностей организма.

С помощью специальных упражнений, подобранных доктором, пациенты борются с гиподинамией, а также сопутствующими этому вредному явлению болезнями. Любой урок доктора Бубновского доступен в интернете.

Существует специальный тренажёр МТБ, изобретённый известным доктором, который также помогает в этом процессе.

Основа метода Бубновского – использование кинезитерапии (лечения движением). Различается два вида гимнастики:

  • Адаптивная – для начинающих.
  • Суставная – для уже физически подготовленного после первого вида гимнастики, пациента.

Для каждого больного подбирается индивидуальная программа, если занятия будет проводить сам доктор или его ассистенты.


Мнение эксперта

Мастер спорта по пауэрлифтингу

Задать вопрос эксперту

Впрочем, это не означает, что человек не может заниматься дома.

Суставная гимнастика Ольги Янчук

Это гимнастика базируется на различных упражнениях. Именно:

  1. Пилатеса
  2. Производственной гимнастики
  3. Стретчинга

Специально выбранные Ольгой Янчук упражнения направлены на нормализацию функции позвоночника. Цель занятий:

  • Улучшить подвижность суставов и позвоночного столба.
  • Укрепить крупные суставы.
  • Стимуляция выработки суставной жидкости.
  • Улучшение гибкости и растяжки.
  • Избавление от солевых отложений.

Гимнастика Ольги Ямчук лечит организм в целом. Прекрасно подходит для ослабленных и пожилых людей, для детей. Преимущества:

  1. Комплекс, состоящий из простых упражнений, обеспечивает организм занимающегося пациента нужной каждодневной физической нагрузкой.
  2. Тело после таких регулярных тренировок станет гибче и выносливее.
  3. Укрепляет мышцы спины, ног, рук, живота.
  4. Помогает нормализовать вес.
  5. Избавляет от солевых отложений.
  6. Укрепляет нервную систему.
  7. Регулирует работу щитовидной железы.


Мнение эксперта

Мастер спорта по пауэрлифтингу

Задать вопрос эксперту

Способствует омоложению всего организма. Отличное профилактическое средство от множества болезней.

Для тех, кто только начал или же собирается приступить к занятиям, следует начинать с наиболее простых упражнений.

  • Правильнее будет проводить тренировку после еды (через два часа).
  • Обязательно нужно следить за дыханием – оно должно быть спокойным и ровным. Дышать следует через нос.
  • Соблюдать правильность осанки во время занятий – ровная спина, плюс шея и затылок, должны представлять собой прямую линию.


Мнение эксперта

Мастер спорта по пауэрлифтингу

Задать вопрос эксперту

Если вдруг дыхание участилось, нужно прекратить на время занятия, при этом успокоится и расслабится. И только после этого продолжить суставную гимнастику.

Результаты от упражнений впрямую зависят от личных качеств каждого человека. Здесь уместно проявить некоторое упорство и настойчивость.

Только ежедневные тренировки (по возможности с утра) принесут ожидаемый успех. Минимальное время, затрачиваемое на мышечно-суставную гимнастику – 20 минут. В итоге не будет пропущено ни одного сустава, которого бы не коснулась нагрузка от этой тренировки.

Детские же нагрузки должны проводиться с меньшей интенсивностью и продолжительностью.

  1. Мышцы и суставы шеи.
  2. Далее, всё по нисходящей (по порядку)
  3. Окончание тренировки – упражнения для стоп.

В этом виде гимнастики немалое внимание уделяют коленям и позвоночнику.

Выполнение комплекса Ольги Янчук позволит при желании освоить йогу, причём, наиболее сложные её элементы. Уроки можно постигать с помощью видео материалов, которые доступны всякому.

В этой системе, как и в йоге, огромное значение придаётся психологическому аспекту. Выполняя то или иное упражнение, нужно концентрировать собственное сознание именно на ту часть тела, которая тренируется в этот момент. Нужно представить, что дело становится лучше во всех отношениях:

  • Гибче
  • Красивее
  • Совершеннее

Суставная гимнастика Валентина Дикуля

Суставная гимнастика Валентина Дикуля для позвоночного столба завоевала не просто популярность, но и любовь пациентов, которых она в буквальном смысле поставила на ноги. Впрочем, не обошла она стороной и тех, кто просто следит за своим здоровьем и делает эту гимнастику в профилактических целях. Она помогает от следующих заболеваний:

  1. Кифоза
  2. Лордоза
  3. Остеохандроза
  4. Сколиоза
  5. Межпозвоночной грыжи
  6. Детский церебральный паралич

Справка. Уникальность этой методики заключается в том, что её создатель сумел не просто восстановиться благодаря ей после тяжёлой травмы, но и вернуться к нормальной жизни.


Мнение эксперта

Мастер спорта по пауэрлифтингу

Задать вопрос эксперту

С помощью его метода около тринадцати тысяч человек выздоровели практически полностью, борясь со своей болезнью.

Разумеется, результаты не придут на второй день занятий – понадобятся месяцы, прежде чем больной человек прочувствует это на себе. Секрет тренировок – упражнения с небольшими нагрузками. Именно они и вернут суставам прежнюю подвижность.

Преимущества гимнастики Дикуля:

  • Прекрасно прорабатывает мышцы и связки.
  • Увеличивается амплитуда движений суставов.
  • Позвоночник становится сильным и гибким.

Упражнения делают как для профилактики, так и лечения остеохондроза и позвоночника.

Подходит как тренированным спортсменам, так и пожилым людям.

Любая методика требует некоторых тонкостей и правильного выполнения. Если всё делается верно, то человек получает следующие результаты:

  1. Активизируется метаболизм.
  2. Тело просто наполняется энергией.
  3. Улучшается кровообращение.

Во время занятий нужно помнить следующее:

  • На все мышцы позвоночника должно быть равномерное распределение нагрузок.
  • Мышечный корсет можно восстановить, используя подвешенную верёвочную лестницу.


Мнение эксперта

Мастер спорта по пауэрлифтингу

Задать вопрос эксперту

Начинать надо с малого, и ни в коем случае не перегружать свой позвоночник!

Эта методика базируется на восстановление прежней способности благодаря трудоёмкой и терпеливой работе.

Дикуль не говорит никому, что будет легко. Нужно следовать рекомендациям, не отступая, ни на шаг. А результат того стоит – его методика вернула к жизни многие тысячи людей. Да и общее состояние пациента непременно улучшается. Это лишний раз подтверждает то, что к Дикулю постоянно обращались за помощью и обращаются сейчас, многие люди.
Доказано наукой, что нейроциты спинного мозга в состоянии регенерировать (восстанавливаться). Методика академика Дикуля подтверждает этот факт.

Кроме того, эти занятия не отрицают и всевозможных терапий:

  1. Физиолечения
  2. Акватерапии
  3. Иглорефлексотерапии
  4. Лечебной физкультуры
  5. Мануальной терапии
  6. Лечебной гимнастики

В специализированных медицинских центрах Валентина Дикуля есть специальные тренажёры, многие их которых академик изобрёл сам.

Для каждого пациента в отдельности подбирается комплекс упражнений – это делается исходя из диагноза и общего состояния больного.

Кроме того тренажёры для суставов используются и в домашних условиях в виде дополнения к основному лечению.

Валентином Дикулем разработан так называемый базовый комплекс тех упражнений, с помощью которых восстанавливается двигательная активность.

3.18. Суставная гимнастика в ассоциативных названиях

Суставная гимнастика является очень полезной общеукрепляющей гимнастикой для всех возрастов, в том числе и для детей. Но методика преподавания во взрослых группах не подходит для работы с детьми. Опыт показывает, что акцент на терапевтический эффект в суставной гимнастике не работает, гораздо лучшие результаты дает акцент на образное представление выполняемых упражнений. Предлагается следующий ассоциативный ряд, который каждый преподаватель может дополнять и изменять по своему усмотрению.

Пусть дети представят:

а) что руки и ноги выглядывают из воды, и они наблюдают за ними, сидя на дне;

б) что они сидят в земле, и руки и ноги тяжелые;

в) что руки и ноги легкие и отделены друг от друга;

г) что они окончания языков пламени, и их движения резкие и быстрые.

Если дети в группе недостаточно подготовлены физически, то необходимо уменьшить время выполнения упражнения либо составить свои комплексы, посильные для детей.

Совмещайте полезное с приятным. Любое физическое упражнение представьте как игру, которая должна быть интересна детям.

Дети - ветрены, и порой хватает одного слова, чтобы их состояние изменилось. С одной стороны, следует всегда думать, что говоришь ребенку, а с другой - необходимо вместе с ним играть, путешествовать в мире игры, возвращаться и радоваться. Объясните между делом, зачем нужна суставная гимнастика, когда ее можно использовать, при каких болезнях, каковы результаты ее выполнения.

Суставная гимнастика для детей

Гимнастика дает необходимую человеку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, предупреждает возникновение жировых отложений, укрепляет и разрабатывает суставы, освобождает их от отложения солей, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник. Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект: повышает активность, дает прилив бодрости, устраняет хандру и меланхолию, повышает настроение.

Упражнения комплекса выполняются на голодный желудок (не ранее чем через 2,5–3 ч после приема пищи), утром (это не самое лучшее время для комплекса), в течение дня или вечером но не позднее чем за час до сна. Через 10–20 мин после выполнения гимнастики, если есть желание, можно поесть.

Все мышцы, не участвующие в упражнении, должны быть расслаблены. Дыхание только через нос. Там, где это не оговорено особо, дыхание произвольное, спокойное.

Нагрузку в упражнениях можно дозировать как числом повторений, так и поэтапным усложнением некоторых упражнений по мере освоения комплекса.

В ходе упражнений, выполняемых сидя, нагрузка регулируется способом посадки корпуса в исходном положении (ИП). При выполнении упражнений сидя на стуле с посадкой на полное сиденье (спина не касается спинки стула) - нагрузка минимальная, при посадке на край стула - нагрузка увеличивается. При выполнении этих же упражнений на полу - нагрузка максимальная.

Целый ряд упражнений суставной гимнастики выполняется из положения «вывешивания». «Вывеситься» означает - в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Опора на коврик или на стул в таком положении сидя осуществляется только за счет костей таза. При этом мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.

При выполнении упражнений держаться прямо, шея, спина и голова составляют одну линию. Лицо спокойное, удовлетворенное, глаза закрыты, дыхание через нос, внимание направлено на выполнение упражнения. Темп выполнения упражнений - переменный.

1. «Флажки», или «Сделай „до свиданья“ ручками и ножками», или «Скажи „да“ ручками и ножками» - движение кистей и стоп вверх-вниз.

«Вывеситься». Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки по направлению к полу. Движения делать энергично, до упора. Делать 5, 10,15, 20, 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно.

1) правые кисти и стопы - вверх, левые - вниз;

2) кисти - вверх, стопы - вниз;

3) правые кисти и стопы - навстречу, левые - врозь;

4) растопырить пальцы рук.

2. «Скажи „да“», или «Тик-так» - движения головой вверх-вниз.

Выполняется из положения сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно. На первых порах упражнение делать осторожно.

Вариант: делая наклоны вверх-вниз, слегка наклонять голову то к одному, то к другому плечу.

3. «Коса», или «Скажи „нет“ ручками и ножками» - повороты кистей и стоп влево - вправо.

«Вывеситься». Стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног, начать одновременные движения кистей рук и ступней вправо, поворачивая до упора вправо обе кисти и обе стопы, и затем влево, поворачивая влево кисти и стопы также до упора. Руки и ноги прямые, движутся только кисти и стопы, все остальное неподвижно. Движения делать энергично. Во время одного упражнения делать до 25 движений, считая движение влево - вправо за одно.

Варианты (изменение ИП кистей и стоп):

1) стопы вправо, кисти влево;

2) стопы внутрь, кисти наружу;

3) пальцы рук растопырить.

4. «Колокольчик», или «Маятник часов» - наклоны головы к плечам.

Выполняется из положения сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиться резкого бросания головы. Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно.

Вариант: выполнять наклоны головой к плечам, несколько заваливая голову назад.

5. «Вертолетик», или «Вентилятор» - вращение кистей и стоп.

«Вывеситься». Кистями рук и стопами ног одновременно начать вращательные движения как бы по циферблату. Обе кисти и обе стопы вращаются в одну сторону. Затем поменять направление вращения. Делать в каждую сторону до 25 круговых движений. Варианты:

1) кисти вправо, стопы влево;

2) кисть и стопа правой стороны вращаются в одну сторону, кисти и стопы левой стороны - в другую;

3) кисть правой руки и стопа левой ноги вращается в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги - в другую.

6. «Скажи „нет“» - повороты головы влево - вправо.

Из положения сидя делать энергичные повороты головы влево - вправо до упора. Делать до 25 раз, считая поворот влево - вправо за один раз. Вначале упражнение делать осторожно. Добиться быстрых движений.

7. Ладушки.

«Вывеситься». Вытянутые вперед ноги соединить друг с другом то подошвами, поворачивая стопы навстречу друг другу, то лодыжками, разворачивая подошвы в противоположную сторону. Руки в это время вытянуты вперед, пальцы рук проделывают энергичные движения, как бы разминая большие куски пластилина. Делать до 10 раз, считая касание лодыжками и касание ступнями за один раз. Затем постучать стопами и лодыжками друг о друга.

8. «Миксер», или «Юла», или «Колобок, бегущий по плечам, спине, груди» - перекатывание головы.

Из положения сидя совершать круговые движения головой, как бы перекатывая ее по плечевому поясу. Шея при этом движется по поверхности воображаемого конуса с максимальным углом при вершине, у основания шеи. Нос описывает окружность как можно большего радиуса. Начинать движение медленно, постепенно наращивая темп. Перекатывания делать сначала в одну сторону, затем в другую. Выполнять до 25 перекатываний в каждую сторону. Вначале делать осторожно.

9. Царапанье.

Выполняется из положения сидя. На вдохе приблизить кисти к плечам, отводя локти назад. Лопатки сошлись вместе. Через широко открытый рот сделать резкий выдох «Ха» и выбросить руки с широко расставленными пальцами вперед. На задержке после выдоха совершать энергичные маховые движения вытянутыми вперед руками вверх-вниз, как бы царапая расставленными пальцами пространство перед собой. Руки при этом сильно напряжены. На этой же задержке выдоха приостановить маховые движения рук, вытянуть руки и ноги вперед (лучше «вывеситься») и с усилием выполнять царапающие движения пальцами рук и ног, удерживая выпрямленные руки и ноги в неподвижном положении. Выполнять с большим усилием. Это упражнение повторяется 3–5 раз.

10. Змеиные движения.

Делать круговые движения головой в горизонтальной плоскости. Подбородок перемещается параллельно полу, нос смотрит только вперед. Сначала в одну сторону, затем в другую. По 8–10 раз в каждую сторону.

11. «Петушок и курочка» - петушиные движения.

Делать клевательные движения головой в горизонтальной плоскости в последовательности вперед-назад, вправо - назад, вперед-назад, влево - назад, вперед-назад и т. д. Подбородок движется параллельно полу. Сделать 8–10 таких движений.

12. Восточный танец.

Переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево - вправо в плоскости плечевого пояса. Голову не наклонять. Руки перемещаются в сторону, противоположную движению головы. Сделать 8–10 таких движений. Варианты:

1) по два раза в каждую сторону;

2) по три раза в каждую сторону.

13. «Покажи и спрячь мизинец» - выкруты рук.

Вытянуть руки перед собой. Перекрестить руки, повернуть ладони навстречу друг другу и переплести пальцы рук. Поворачивать переплетенные ладони по направлению вниз к себе - вверх до положения, в котором ладони будут направлены вверх. В этом положении задержаться. Постараться ослабить, а потом и совсем устранить напряжение и болевые ощущения в руках. Затем вернуть руки в ИП. Поменять местами положение рук и повторить упражнение. Выполнить 5–7 раз.

14. «Сжатие пружины», или «Кто кого».

Поставить локти на стол (при выполнении сидя за столом) или на расставленные колени (при выполнении сидя на стуле или на коврике). Предплечья расслаблены, расположены вертикально. Ладони смотрят друг на друга. Правая ладонь медленно сжимает воображаемую пружину, лежащую на столе. Сжатие происходит с большим усилием. Когда правая рука доходит до поверхности стола, поднимаете ее в исходное положение. Теперь правая рука смотрит вверх, левая рука с напряжением сжимает пружину. При сжатии пружины напрягаются обе руки, брюшной пресс, плечевой пояс и грудь. Шея расслаблена. При возвращении в ИП рука расслабляется. Дыхание произвольное, но возможно и выполнение на задержке. Повторить 5–10 раз.

Вариант: пружины сжимают две руки одновременно.

15. «Плавание» - вращение предплечьями.

Поставить локти на стол или на раздвинутые колени на расстоянии шире плеч. Вращать предплечьями, делая вращательные (плавательные) движения. При движении пальцев рук под подбородком спина прогибается, живот втягивается. При движении кистей вперед спина выгибается. Спина, грудь, живот движутся волнообразно. Проделать плавательные движения сначала в одну сторону (вперед), затем в обратную (назад). Когда кисти проходят под подбородком, ладони смотрят вниз одна под другой. При последующем движении кисти разворачиваются ладонями вверх. Всего 10–15 движений в каждую сторону.

16. «Колеса паровоза» - вращение плечами.

Ладони лежат на коленях. Не отрывая ладоней, выполнять круговые движения плечами вперед, а затем назад. В каждую сторону делать до 30 движений.

Вариант: выполнять вращение одним плечом вперед, другим назад.

17. «Рыбак ловит рыбку» - наклоны к точке.

ИП - «Поза рыбака». Руки расположены на коленях пальцами внутрь. Выбрать на полу между стопами точку. Наклонять правое плечо по направлению к этой точке. При этом подбородок движется к плечу. Максимальный наклон, и вернуться в ИП. То же проделываем левым плечом. Всего 2–4 раза, считая за один раз движения правым и левым плечом.

18. «Бутерброд» - наклоны к коленям.

Сесть прямо, ладони на коленях пальцами внутрь. Колени развести в стороны. Ноги расставлены под прямым углом. Делать наклоны туловищем попеременно в сторону каждой ноги, при этом рука сгибается в локтевом суставе. Локоть завести вперед и, наклоняясь, сложить предплечье и плечо, стараясь опустить их за колено. Рука является как бы продолжением ноги. Ягодицы от стула не отрывать. Делать 3–5 раз в каждую сторону.

19. «Открывание пневматических дверей».

Сесть или встать прямо, руки перед грудью ладонями друг к другу с небольшим смещением. Сделать вдох. На задержке с усилием вести открытые ладони навстречу друг другу, как бы открывая двери вагона метро. При движении руки напряжены. Когда ладони поравняются, продолжать движение дальше до упора. Затем поменять руки и снова выполнить движения открывания дверей. Возвращать руки быстро, но плавно, при этом нужно научиться мгновенно расслаблять руки. Делать 2–4 раза, считая за один раз открывание дверей с переменой положения рук.

20. «Толкание ядра».

Встать прямо, руки вдоль туловища. На вдохе ладонь правой руки отвести к плечу, плечо отвести назад. На задержке с большим усилием очень медленно производить движения, повторяющие движения спортсмена, толкающего ядро. Во время движения одной руки другая рука расслаблена. Лицо обращено к ладони, толкающей ядро. Когда рука, толкающая ядро, полностью выпрямится, зафиксировать это положение и задержаться в нем несколько секунд. Корпус при этом максимально развернут влево. Затем выполнить толкание ядра левой рукой. Делать 3–5 раз, считая движения правой и левой рукой за один раз.

21. «Отодвигание стен и потолка»

Двумя руками из положения сидя или стоя с усилием выполнять раздвигающие движения в стороны, как бы отодвигая от себя воображаемые стены. Руки движутся медленно, с напряжением до полного распрямления. При возвращении в ИП - расслабить руки. Выполнить 2 раза. Затем обеими руками отодвигаем воображаемую стену от груди прямо перед собой. Повторить 2 раза. После этого выполнять отодвигающие движения ладонями вверх, как бы поднимая над собой потолок. Повторить 2 раза.

22. «Мюнхгаузен» - потягивание.

В положении сидя вытянуть руки вверх, переплести пальцы над головой в замок. Энергичными движениями рук стараться как бы оторвать себя от сиденья: вправо, вверх, влево. При потягивании рук влево от сиденья отрывается правая ягодица, при потягивании вправо - левая. За один раз считается последовательность движений руками вверх-влево-вверх-вправо. Заканчивается вертикальным потягиванием. Делать 3–5 раз.

Вариант: руки не в замке, а давят ладонями друг на друга и тянутся вверх («поза дерева»).

23. «Посмотри, что за спиной» - скручивание. (Выполняется спиной на север).

В положении сидя положить одну руку на колено, другую завести за спину. Ведя тыльной стороной ладони по поясу, стараться повернуть вслед за ней весь корпус вертикальной оси позвоночника как можно сильнее. Голову поворачивать вместе с корпусом, - глаза закрыты. В положении, когда голова и корпус повернуты до упора, задержать движение. Оставаться в этом положении несколько секунд, стараясь полностью расслабиться. Дыхание свободное. Затем выполнить поворот корпуса и головы в другую сторону. Выполнить упражнение 2–3 раза, считая поворот влево и вправо за один раз.

24. «Дерево на ветру» - боковые наклоны.

В положении сидя соединить руки за спиной, взявшись за локти. Предплечья к спине не прижимать. С выдохом делать наклоны в сторону, не отрывая ягодицы от пола. Делая наклон, мысленно стараться увидеть противоположную ножку стула. В положении максимального наклона задержаться на несколько секунд. Со вдохом возвратиться в ИП и сделать такой же наклон в другую сторону. Делать упражнение 2–3 раза, считая наклон вправо-влево за один раз. Дыхание свободное.

25. «Улитка» - «тещин язык».

ИП - сидя. Переплетая пальцы, обхватить ладонями затылок. Сделать вдох. С выдохом медленно и с напряжением наклонять голову руками к груди и, продолжая наклон, медленно сгибать спину позвонок за позвонком, стараясь достать макушкой до пола. Со вдохом медленно и также с напряжением возвратиться в исходное положение. При отложении солей в позвоночнике - делать осторожно. Выполнять 3–5 раз.

26. «Ножницы».

Прямыми руками и ногами в горизонтальной плоскости выполнять маховые движения влево - вправо вперехлест. Затем движения прямыми руками и ногами вверх-вниз. Темп движений менять. Делать по 8–10 раз в горизонтальном и вертикальном направлении.

27. «Стройные ноги».

Встать прямо, стопы вместе, ноги во всех точках касаются друг друга. Руки свободно опущены. Шея, спина, голова составляют одну прямую линию. Туловище, руки расслаблены. Подниматься на носки и опускаться на пятки, пружиня и качаясь так, чтобы пятки только чуть-чуть касались пола. Дыхание свободное, глаза закрыты, лицо спокойное, удовлетворенное. Делать 25–100 раз (до утомления в икрах).

28. «Футбол».

Встать прямо. Выполнять разнообразные удары по воображаемому мячу. Удары резкие, с оттяжкой. Темп ударов - переменный. Сначала стоя на одной ноге, затем - на другой ноге. Делать от 10 до 25 ударов по мячу каждой ногой. После этого выполнять прыжки на одной ноге и одновременно удары по мячу другой ногой. Затем сменить ногу и продолжать упражнение. Делать 10–25 прыжков на каждой ноге. Затем - прыжки на двух ногах, вверх как можно выше. Отскакивать от пола, как мячик. Лицо довольное. 10–25 прыжков.

29. «Каратэ».

Поочередно обеими ногами наносить удары пятками вперед, прямо перед собой по воображаемому противнику, имитируя удары каратэ. 8–10 ударов каждой ногой. Затем удары ногами вбок поочередно каждой ногой. Выполнить 8–10 ударов в левую и в правую стороны. Затем удары ногами назад, также по 8–10 ударов каждой ногой. Удары выполнять резко, стараясь расслабляться в промежутках между ударами. Темп ударов менять.

30. «Махи ногами».

Встать прямо. Вытянуть руки прямо перед собой ладонями вниз. Руки можно развести чуть в стороны. Делать махи прямыми ногами, доставая носками ладоней вытянутых рук. Делать 5–15 раз каждой ногой.

Варианты:

1) выполняя махи, касаться носком ноги одноименной и противоположной ладони;

2) развести руки в стороны пошире, выполнять махи ногами вверх-в стороны.

31. «Наказание самого себя».

Перешагивая на месте с ноги на ногу, делать резкие движения свободной ногой назад, стараясь производить удар пяткой по ягодице. Ноги полностью расслаблены. Удары - хлесткие. Колени вперед не выдвигать. Выполняя по 5–25 ударов каждой ногой.

32. «Полюби себя» - укрепление груди.

Встать прямо, вытянуть прямые руки перед собой. Пальцы правой руки положить на левую ключицу, пальцы левой руки - на правую. Большой, указательный и средний пальцы собраны в щепотку в ямке у плеча. На вдохе развести локти в сторону, расправить спину. На выдохе - соединить их друг с другом, спину округлить. При этом локти все время остаются на одном уровне (на уровне плеч). Движения делать с большим напряжением. Выполнить 2–5 раз. Затем сменить положение рук (сверху уже другая рука). Выполнить также 2–5 раз.

33. «Бокс».

Принять боксерскую стойку (ноги чуть согнуты в коленях, левая нога и левая рука впереди). Выполнить 5–10 легких прыжков, имитируя передвижение боксера по рингу. Затем остановиться и произвести удары попеременно левой и правой рукой по воображаемому противнику. Сменить стойку, впереди теперь правая рука и правая нога. Выполнить в этой стойке прыжки, затем бой. Так повторить 2–4 раза. При выполнении упражнения обратить внимание на быстроту, резкость и силу ударов. Темп ударов - переменный, удары выполнять сериями.

34. «Ходьба и бег по-собачьи» - ходьба на четвереньках. Опуститься на четвереньки, стараясь держать руки и ноги прямыми.

В таком положении, не сгибая рук и ног, начать ходьбу. Ходьбу на четвереньках можно выполнять на месте или в пределах вашего коврика. Ходьба переходит в бег на четвереньках, руки и ноги при этом не сгибать. Выполняя бег, прямые ноги отбрасывать в стороны. Добавить после бега прыжки, условия те же - руки и ноги не сгибать.

35. «Ходьба на ходулях» - ходьба и бег на прямых ногах.

Выполняйте ходьбу на месте, не сгибая при этом ноги в коленях.

Корпус остается неподвижным, бедра поднимаются как можно выше. Сделать 10–20 шагов на месте каждой ногой. Наступать на всю стопу с акцентом на пятку. Ходьба на прямых ногах переходит в бег на месте. Бег выполняется также не сгибая коленей. Бег длится 20–30 с.

36. «Балетный шаг».

Начинаем ходьбу на месте. При этом ноги сгибаются в коленях, стопы смотрят слегка вовнутрь. Бедра как можно сильнее раскачиваются в стороны - вправо и влево. Носки от пола не отрывать. Грудь вперед, плечами не шевелить. Выполнять в быстром темпе 20–40 с.

37. «Танец живота» - хула-хуп.

а) встать прямо, одну ногу чуть выставить вперед, поставить на носок почти перпендикулярно другой стопе, вращать тазом по часовой стрелке и против часовой стрелки, сначала медленно, потом быстро. Затем делать движения тазом вперед-назад, сначала на прямой ноге, затем в сторону выдвинутой ноги. Сменить ногу и повторить то же самое с другой ногой;

б) встать прямо, стопы поставить параллельно друг другу. Руки на бедрах. Начинаем движения бедрами и талией, как бы вращая воображаемый обруч. Плечи при этом держать неподвижно. Вращения производим сначала в одну сторону, затем в другую. Сначала медленно, потом быстро, затем опять медленно. В каждую сторону делаем по 8–10 вращений. По ходу вращения приседать и возвращаться в стойку, не останавливая кругового движения. Затем делать движения тазом вперед-назад, влево - вправо, оттянув таз назад, а затем выдвинув вперед.

38. «Пружинка» - приседания.

Встать прямо, стопы поставить параллельно друг другу. Руки вытянуть вперед. Выполнять приседания, стараясь держать спину прямо. Пятки от пола не отрывать. Сделать 8–12 приседаний. Можно добавить приседание на одной ноге - «Пистолет» (вначале можно помогать себе, придерживаясь за спинку стула).

39. «Мячик» - прыжки на месте.

Прыгать на месте, стараясь подпрыгнуть как можно выше. Можно стараться рукой дотянуться до различных предметов.

40. «Липучки» - ходьба на полусогнутых ногах.

Руки на бедрах. На полусогнутых ногах, не приподнимаясь, выполнять сначала ходьбу, а затем бег. Выполнять в энергичном темпе 30–60с.

41. «Ползунок».

Выполнять ходьбу в положении сидя на корточках. Носки проволакиваются по полу. Руки на поясе. Выполнять 30–60 с.

42. «Гопачок» - танец вприсядку.

Выполнять ходьбу в положении присев, руки на поясе. Нога, выполняющая шаг, отклоняется вбок и движется по дуге окружности вприсядку, как у украинских танцоров. Выполнять такую ходьбу в течение 20–40 с. Выполняется с улыбкой.

Вариант: одна рука поднята вверх, другая - на поясе.

43. «Подними ногами пушинку» - «Уголки».

Лечь на спину. Поднять вытянутые ноги на 2 см от пола. Задержаться в этом положении на 5–10 с. Поднять ноги на 7 см от пола. Задержаться. Затем на 15 см. Задержаться. На 30 см от пола. Задержаться. На 453 к полу. Задержаться. На 90° к полу. Задержаться, передохнуть в этом положении. Обратное движение ног выполнять в той же последовательности, с теми же задержками.

44. «Велосипед».

Лежа на спине поднять обе ноги вверх. Выполнять ногами движения, имитирующие работу педалями при езде на велосипеде. Темп движений - переменный. Выполнять вращения педалями сначала в одну сторону, затем в другую. Все упражнения делать 30–60 с.

45. «Качалка» (Ролик).

Лечь на спину, сгруппироваться («согнуться калачом»), подтянув оба колена к подбородку и обхватив руками лодыжки. Выполнить качания на округлой спине вперед-назад. Всего 8–12 качаний.

46. «Крест» - закидывание ноги.

Лежа на спине, вытянуть обе ноги вместе. Руки прямые, лежат на полу перпендикулярно туловищу. Поднять одну ногу в вертикальное положение и опустить ее на пол через другую ногу, не сгибая в колене. Поставить ее большим пальцем на пол так, чтобы ноги составляли прямой угол. Лопатки от пола не отрывать. В позе зафиксироваться, расслабиться. Держать позу пока не устанете. Повторить другой ногой. Так 2–4 раза.

47. «Слушать тишину» - созерцание.

Такую медитацию можно давать после комплексов физических упражнений, подвижных игр. Объясните, что в мире много звуков, шумов, разговоров. А что есть тишина, многие забывают. Предложите им услышать тишину.

Можно проводить медитацию на определенные звуки, предложите послушать, как шумит листва, ветер, как капает дождь. Введите их в сказку, и пусть звук что-нибудь каждому расскажет, поведает свои истории и приключения. После этого пусть они поделятся своими впечатлениями.

48. Расслабление - Шавасана.

Первая стадия. Начать лучше с утяжеления, после перейти к расслаблению.

Утяжеление для мужчин (мальчиков) проводят в следующем порядке (для женщин - девочек - то же начинать с правой руки):

Утяжеляется левая рука;

Утяжеляется левая нога;

Утяжеляется правая нога;

Утяжеляется правая рука;

Утяжеляется туловище.

Голова никогда не утяжеляется. После этого приступаем к расслаблению по следующей схеме. Начинаем с левой руки (женщины или девочки начинают с правой). Расслабляются пальцы руки, кисть, запястье, предплечье, локоть, плечо, плечевой пояс. Проверяем расслабление от кончиков пальцев руки до плечевого пояса и обратно. Расслабляем левую ногу. Расслабляются кончики пальцев, стопа, голень, икра, колено, бедро, таз. Проверяем расслабление от кончиков пальцев ног до талии и обратно. Все ли мышцы расслаблены? Расслабляем мышцы правой ноги в том же порядке. Расслабляются мышцы правой руки: пальцы, кисть, запястье, предплечье, локоть, плечо, плечевой пояс. Проверяем расслабление руки от кончиков пальцев до плечевого пояса и обратно. Все ли мышцы рук расслаблены? Расслабляется плечевой пояс, живот, грудь, поясница, спина. Ваше туловище полностью расслаблено. Проверяем расслабление мышц груди, живота, спины. Расслабляется шея спереди и сзади. Расслабляется подбородок, рот, губы. Рот закрыт, нижняя челюсть слегка отвисла. Расслабляются щеки, нос, брови, глаза, волосяной покров головы, уши. Ваша голова полностью расслаблена. Ваше тело полностью расслаблено. Вы перестаете чувствовать его. Оно становиться невесомым. С полным вдохом ощутите тело, откройте глаза. Руки за голову, потянуться, повернуться на правый бок, приподняться, на левый, приподняться, потянуться вверх, наклониться вперед, улыбнуться.

Вторая стадия. Расслабление и полет.

Сначала все выполняется, как в первой стадии. Постараться достичь полного расслабления тела. Вы расслаблены, ваше тело полностью расслаблено, вы перестаете чувствовать ваше тело. Расслабляются кончики пальцев, стопы, голени, икры, колени, бедра, таз. Ваши ноги полностью расслаблены. Проверяем от кончиков пальцев ног до таза и обратно. Все ли мышцы расслаблены? Расслабляются пальцы рук, кисти, запястья, предплечья, локти, плечи, плечевой пояс. Проверяем от кончиков пальцев рук до плечевого пояса и обратно. Все ли мышцы рук расслаблены? Расслабляется живот, грудь, спина, поясница. Ваше туловище полностью расслаблено. Проверяем расслабление мышц груди, живота, спины. Расслабляется шея спереди и сзади. Расслабляется подбородок, рот, губы. Рот закрыт, нижняя челюсть слегка отвисла. Расслабляются щеки, нос, брови, глаза, волосяной покров головы, уши. Ваша голова полностью расслаблена. Ваше тело полностью расслаблено. Вы перестаете чувствовать свое тело, оно становится невесомым. Вы парите над землей. Над вами бездонное, безоблачное голубое небо. Вы летите вперед ногами под углом не более 45е к горизонту, медленно превращаясь в точку. Вы летите, летите, летите. С полным вдохом возвращаетесь в свое тело. Руки за голову, потянуться, повернуться на правый бок - приподняться, потянуться, повернуться на левый бок - приподняться, потянуться, сесть - потянуться вверх, наклониться вперед, улыбнуться.

Примечание: Преподаватель для страховки может представлять, как ваше физическое тело соединяется с астральным неразрывной бесконечной нитью. Если ученик не возвращается из Шавасаны, попробуйте потереть ему уши или потянуть за страховочную нить.

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Суставная гимнастика Если простая физзарядка вас не вдохновляет, и не вызывает желания заниматься, найдите себе что-нибудь более продвинутое или модное. Например, суставную гимнастику. Это комплекс специально подобранных упражнений, рассчитанный на использование

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Бронхиальная астма. Доступно о здоровье автора Павел Александрович Фадеев

Из книги Суставная гимнастика автора Людмила Рудницкая

О названиях лекарственных препаратов На упаковке и в инструкции к лекарственному препарату можно встретить три названия:1) патентованное (фирменное или коммерческое) название, которое является коммерческой собственностью каждой фирмы;2) непатентованное (международное)

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Глава 4 Суставная гимнастика «Потягушки» аля суставов Вы думаете, когда бы начать заниматься гимнастикой, чтобы восстановить работу ваших суставов? Начните завтра утром. Да, я знаю такую теорию: чтобы не навредитьсуставам, надо сначала «расходиться», а потом уже

Из книги Комплекс упражнений при повреждениях позвоночника. Упражнения в бассейне автора Автор неизвестен

Суставная гимнастика для голеностопов и ног Индийская суставная гимнастика способна оказать следующие целебные воздействия: обеспечит подвижность всех суставов и мышц стопы; увеличит мощь и силу мышц стопы и голени; предупредит механические повреждения

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Филипп Олегович Богачев

Общая суставная гимнастика Этот комплекс поможет вам восстановить подвижность суставов. Регулярное выполнение комплекса снизит болевые ощущения, восстановит тонус мышц, вернет суставам здоровье, а вам - бодрость и радость жизни.Упражнение 1 Укрепляем поясничные

Из книги Причины болезней и истоки здоровья автора Наталья Мстиславовна Виторская

Суставная гимнастика для пожилых людей и людей с тяжелыми заболеваниями Гимнастика для пожилых людей Если вам 55–60 лет - не читайте эту главу, она не для вас. Я считаю, что пожилыми могут себя считать люди от 70 и выше. Да и то далеко не все.1. Сядьте на стул. Ноги чуть

Из книги Болезни почек. Пиелонефрит автора Павел Александрович Фадеев

Из книги Костоправ. Исцеляющие практики волхвов автора Валентин Сергеевич Гнатюк

Из книги автора Из книги автора

СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА 11 Запись на диктофон. Суставная гимнастика. Крест Перуна, Велеса и Макоши. Вхождение в резонанс. Мечетничество. Оберег-индикатор. Волховские знаки. Легенда о Симаргле. Симуран и самурай. Мы снова сидели до четырёх утра при свете фонариков и обсуждали

Елена Карагаева
Разработка комплекса суставной гимнастики для младшей группы.

Разработка комплекса суставной гимнастики для младшей группы.

Суставная гимнастика является очень полезной общеукрепляющей гимнастикой для всех возрастов, в том числе и для детей. Но методика преподавания во взрослых группах не подходит для работы с детьми. Опыт показывает, что акцент на терапевтический эффект в суставной гимнастике не работает, гораздо лучшие результаты дает акцент на образное представление выполняемых упражнений. Суставная гимнастика – укрепляет связки и суставы, развивает гибкость и повышает мышечный тонус, делает тело сильным, красивым, закладывает основу для дальнейшего физического и духовного развития. Даёт суставная гимнастика и психологический эффект: повышает жизненный тонус и активность, улучшает настроение, воспитывает волю и уверенность в себе. Цель такой гимнастики: - обеспечить двигательную активность, тренировать все функциональные системы организма. Задачи: - развивать силу основных мышечных групп; - способствовать растяжению и укреплению мышц и связок; - совершенствовать функциональные возможности организма; - учить культуре движений, умению владеть своим телом; - формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.

Если дети в группе недостаточно подготовлены физически, то необходимо уменьшить время выполнения упражнения, либо составить свои комплексы, посильные для детей. Нагрузку в упражнениях можно дозировать как числом повторений, так и поэтапным усложнением некоторых упражнений по мере освоения комплекса. Любое физическое упражнение представьте как игру, которая должна быть интересна детям.

Комплекс суставной гимнастики для детей второй ранней группы

1.«Лучики» (Руки верх, затем поочерёдно левая - верх, правая - верх). Встали, потянулись хорошо на носочках. Листочки потянулись к солнышку и поймали лучики. Натянули на себя рубашку из лучиков до самых пальчиков. (Наклоняемся вперёд и делаем движения одевания рубашки). Ещё потянулись, поймали лучики, и надели рубашечку на себя. Теперь одной ручкой потянулись и поймали лучики, другой потянулись и поймали лучики, (повторить 3-4 раза).

2.«Ёжики» Разминаем ручки. (Пальчики сжимаем и разжимаем). Пальчики ёжики, спрятались. Где ёжики? Вот они (3-4 раза).

3. «Вертолётики» (Круговые движения кистями рук). Сели ёжики в маленькие вертолётики и полетели. В маленьких вертолётиках стало им тесно, они сели в средние вертолётики и полетели (круговые движения в локтевых суставах). Сели в большие вертолёты и полетели наши вертолёты (круговые движения руками, плечевые суставы). Развернулись и полетели в обратную сторону.

4. «Ёжики спят» (Наклоны головы в стороны). Устали летать заснули. Голова на плечико упала. А мы говорим просыпайся. Она опять заснуло, упало на плечико. Просыпайся.

5. «Кто нас разбудил?» (Повороты головы в разные стороны). Смотрим по сторонам. Кто же разбудил нас. Нет никого, а в другой стороне? Нет никого (повторить 4-5 раз).

6. «Карусели» (Круговые движения тела в поясе). Решила колючая голова покататься на карусели. Ручки на пояс поставили и покатали колючую голову на карусели (в одну и в другую стороны).

7. «Лыжи». (Круговые движения коленями). Катался, катался ёжик на карусели, устал и решил покататься на лыжах. В одну сторону. А теперь в другую сторону. Молодцы!

8. «Часики». (Движения ступнями верх – вниз).Сели на пол, ножки вытянули и заводим часики: «Чик- чик».Завели часики, и пошли стрелки по кругу.

9. «Кран». (Руки на пояс, ногу согнули в колене и отвели в сторону). А что строит дома у нас? Кран. Кран поднимает кирпичики, а теперь бетон, а теперь доски подняли. Молодцы! Теперь в другую сторону подняли кирпичики, бетон, доски. Молодцы!

10. «Домой» (Ходьба, на выпрямленных ногах опираясь на всю ступню). Устал ёжик и решил пойти домой, пошли по дорожке домой.

Этот комплекс можно использовать перед физической активностью или как самостоятельный комплекс после пробуждения. Детям очень нравится.

Оздоровительный сеанс суставной гимнастики:

1. Ноги ставят на ширину плеч. На вдох поднимают обе руки вверх, немного потягиваются и на выдох опускают, при этом наклоняются вперёд. 5-6 повторов.

2. Поднимают руку вверх, потягиваются, медленно наклоняют верхнюю часть туловища в сторону, противоположную поднятой руке, возвращаются в исходное положение и опускают руку. По 4-5 повторов для каждой руки.

3. Кладут руки на пояс, медленно наклоняют голову. 4-5 повторов.

4. Руки оставляют на поясе, медленно перекатывают голову от одного плеча к другому и обратно. 4-5 повторов.

5. Немного разводят руки в стороны, неплотно сжимают кисти в кулак и вращают сначала по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. 5-6 повторов.

6. Вращают руки в локтевых суставах. По 4-5 повторов против часовой стрелки и в обратную сторону.

7. Вытягивают руки в стороны. Поднимают кисти вверх, немного держат и опускают вниз. При правильном выполнении упражнения в руках чувствуется напряжение и лёгкое покалывание. 4-5 повторов.

8. Руки оставляют вытянутыми. Ладони на одной прямой с предплечьем. Немного наклоняют в сторону верхнюю часть тела, при этом таз оставляют на месте. Возвращают тело в исходное положение, а затем наклоняют в другую сторону. 5-6 повторов.

9. Кладут руки на пояс и вращают тазом, ноги оставляют прямыми. 4-5 повторов.

10. Ставят ноги на ширину плеч, сгибают тело в пояснице (спину оставляют ровной, немного подгибают колени и кладут на них руки. Медленно выпрямляют поясницу, выгибают спину и возвращают тело в исходное положение. 5-6 повторов.

11. Поднимают руки вверх, немного тянутся и наклоняют тело вперёд, спину оставляют ровной. Медленно возвращаются в исходное положение. 5-6 повторов.

12. Опускаются на колени и упираются прямыми руками в пол. Медленно прогибают спину вниз, а затем выгибают вверх. 5-6 повторов.

Публикации по теме:

Комплекс гимнастики для пробуждения после дневного сна для второй младшей группы СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя 1. А) Потягивание в кроватях. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и. п. 6 раз. Б).

Комплекс утренней гимнастики (2-я младшая группа) «Нам не надо докторов, от зарядки я здоров!» 1 часть. Построение в одну шеренгу. Ходьба,.

Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна для детей средней группы Комплекс утренней гимнастики № 1 I. Ходьба; ходьба на пяточках, руки за голову; обычная ходьба; бег; бег с высоким подниманием колена; ходьба,.

Комплекс утренней гимнастики в стихах для 2 младшей и средней группы. (конспект) Комплекс утренней гимнастики в стихах (для 2 младшей и средней группы) Конспект. ЦЕЛЬ: - формирование навыков здорового образа жизни -развитие.

Комплексы утренней гимнастики для первой младшей группы (на год в соответствии с темами недели) Комплексы утренней гимнастики для первой младшей группы (на год в соответствии с темами недели) Сентябрь-адаптация. Октябрь 1. Грибочки.

Конспект проведения комплекса артикуляционной гимнастики «Лето. В гостях у бабушки с дедушкой». Цель: Развитие артикуляционной моторики детей в игровой форме. Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику и мышцы артикуляционного.

В этом уроке вас ждет суставная гимнастика стоя . Это разминочный комплекс упражнений, во время которого через плавные движения разогреваются все суставы тела от верхних отделов позвоночника до суставов ног.

Этот комплекс укрепляет суставы, улучшает их подвижность, подготавливает связки и мышцы к выполнению более сложных упражнений. Суставная гимнастика стоя очень хорошо прорабатывает плечевые суставы и позвоночник.

Упражнения делайте медленно, с внутренней концентрацией внимания на ощущениях. Количество повторений каждого отдельного элемента определяется вашим самочувствием и возможностями вашего тела. Не делайте упражнения, если проявляются чрезмерное напряжение и боль. Выполняйте все упражнения на положительном эмоциональном фоне, с удовольствием.

Суставная гимнастика помогает вернуть суставам подвижность и тело чувствует себя более комфортно во всех других асанах йоги. Также, это очень хорошее средство профилактики заболеваний суставов.

Этот комплекс подойдет для разминки, для оздоровления суставов, очень хорош для утренней зарядки. А также можете выполнять его как самостоятельный комплекс упражнений, особенно если есть заболевания суставов (смотрите статью в рубрике ). После суставной гимнастики можно выполнить — Динамические пранаямы. В конце занятий расслабьтесь в позе в течение 10-15 минут.

Для более полной проработки суставов ног используйте Добавила новый раздел на сайте - . Будет полезным для тех, у кого есть проблемы со здоровьем и кому нужно подобрать индивидуальный план занятий. Заходите, пишите свои вопросы в комментариях. Подпишитесь на мой канал на YouTube , чтобы не пропустить новые видео! Методика